Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Евтифеевой О.Э, Черемисина Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 17 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 21 ноября 2023 года по делу N 2а-690/2023 по административному исковому заявлению Савенковой Марии Александровны к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
18 октября 2021 года Савенкова М.А. обратилась в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, площадью 1 089 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, в соответствии с Законом Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".
На основании указанного заявления семья Савенковой М.А. включена в Книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства под номером 7801А.
По результатам рассмотрения заявления департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска 17 ноября 2021 года принято решение N С-18575 об отказе в предоставлении в собственность Савенковой М.А. земельного участка со ссылкой на то, что по представленным документам не предоставляется возможным установить испрашиваемый земельный участок.
По данным единой муниципальной геоинформационной системы испрашиваемый участок по указанному в заявлении ориентиру - восточнее земельного участка с кадастровым номером N, расположен в границах территории садоводческого товарищества "данные изъяты"решением исполнительного комитета Красноярского городского Совета народных депутатов от 1 апреля 1991 года N 166 МПО "Горжилкомхоз" был предоставлен земельный участок под коллективное садоводство; решением исполнительного комитета Красноярского городского Совета народных депутатов от 30 августа 1991 года N 428 земельный участок отведен коллективу технологического института для организации СТ "Кордон"), а также в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного за пределами установленных Законом Красноярского края от 6 июля 2006 года N 19-4986 "Об установлении границ муниципального образования город Красноярск" границ муниципального образования город Красноярск, полномочиями по управлению и распоряжению которым департамент исходя из Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 23 мая 2013 года N 110-р, не обладает.
Согласно же представленной совместно с заявлением схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, испрашиваемый участок исходя из указанных в схеме точек координат имеет местоположение: г. Красноярск, восточнее земельного участка с кадастровым номером N. Данный участок по сведениям ЕМГИС частично расположен в границах СТ "Гелиос-5", поляна 19 (решениями исполнительного комитета Красноярского городского Совета народных депутатов от 1 апреля 1991 года N 166, от 16 июля 1991 года N 362 и постановлением администрации города от 4 августа 1992 года N 300 МПО "Горжилкомхоз" были отведены земельные участки под коллективное садоводство; решением комиссии по проведению инвентаризации земель города Красноярска о фактическом состоянии земельных участков в районе п. Овинный от 27 февраля 1997 года были определены границы садоводческого товарищества "Гелиос-5", поляна 19), однако согласно представленной с заявлением схемы СТ "Гелиос" поляна 19 испрашиваемый земельный участок расположен за пределами СТ "Гелиос-5", поляна 19.
При этом также указано, что в соответствии с пунктом 5 статьи 29.4, пунктом 4 статьи 29.7 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" на Портале размещена информация о земельном участке общей площадью 1 089 кв.м с местоположением: "адрес" с кадастровым номером N, срок окончания сбора заявлений от многодетных граждан в отношении которого - 29 ноября 2021 года.
Полагая, что правовые основания для отказа в предоставлении земельного участка у департамента отсутствовали, поскольку, по мнению заявителя, факт нахождения испрашиваемого земельного участка в границах "данные изъяты" поляна 19 не подтвержден и опровергается заключением кадастрового инженера от 25 января 2022 года, а также указывая, что 24 ноября 2021 года распоряжением администрации N 4202-недв утверждена схема расположения земельного участка по адресу: "адрес" восточнее земельного участка с кадастровым номером N и данный участок предоставлен другому лицу, не смотря на то, что при его формировании нарушены требования пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, Савенкова М.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании отказа департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 17 ноября 2021 года N С-18575 незаконным, возложении на департамент обязанности утвердить схему расположения земельного участка с кадастровым номером N, для индивидуального жилищного строительства, площадью 1 089 кв.м в следующих точках координат: Н1 "данные изъяты" предоставив указанный земельный участок ей в собственность бесплатно.
Решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 17 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 21 ноября 2023 года, заявленные Савенковой М.А. административные исковые требования удовлетворены; решение департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 17 ноября 2021 года N С-18575 об отказе Савенковой М.А. в предоставлении земельного участка признано незаконным; на департамент возложена обязанность в течение 30 дней повторно рассмотреть заявление Савенковой М.А. от 18 октября 2021 года о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, восточнее земельного участка с кадастровым номером N для индивидуального жилищного строительства.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 21 мая 2024 года, департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений со ссылкой на нарушение и неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Полагает невозможным восстановление прав, которые административный истец считает нарушенными, повторным рассмотрением заявления о предоставлении в собственность земельного участка с местоположением восточнее земельного участка с кадастровым номером: N, указывая на обстоятельства, положенные в основу оспариваемого отказа в данной части, которым, по мнению административного ответчика, надлежащей правовой оценки не дано. Обращает внимание, что вопрос о предоставлении в собственность земельного участка с местоположением согласно представленной заявителем схемы - восточнее земельного участка с кадастровым номером: N разрешен при рассмотрении поданного Савенковой М.А. в департамент заявления от 27 октября 2021 года в порядке, установленном Законом Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", и данный участок по результатам рассмотрения указанного заявления предоставлен в собственность Зазовской А.В, поставленной на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей (номер в Книге учета многодетных граждан на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства 1809). Также указывает на наличие в отношении земельного участка с кадастровым номером: N в Октябрьском районном суде г. Красноярска спора о праве между ФИО9. (собственник земельного участка с кадастровым номером: N, которому данный участок реализован Зазовской А.В.), рассматриваемого в рамках гражданского дела N 2-1423/2024.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда исходит из следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судами допущены.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Особенности приобретения многодетными семьями земельных участков урегулированы частью 2 статьи 14 Законом Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (далее - Закон N 7-2542), согласно положениям которой многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства. Право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства имеют многодетные граждане в случае, если такие граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях). Право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно может быть использовано однократно на семью в целом. Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего Закона.
В соответствии с названным порядком многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. Заявление может быть подано также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае, если испрашивается земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, - кадастровый номер этого земельного участка (части 1, 2 статьи 29.1 Закона N 7-2542).
Статьей 29.2 Закона N 7-2542 предусмотрено, что при поступлении от многодетных граждан заявлений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно с приложением указанных в пункте 3 статьи 29.1 настоящего Закона документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципального района, городского округа, муниципального округа, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, формирует очередь на предоставление земельного участка (пункт 1); в течение 15 дней со дня поступления заявления исполнительным органом заявителю направляется уведомление о дате и времени постановки на очередь, соответствующей дате и времени поступления заявления, или отказ в постановке на очередь, либо уведомление о направлении заявления в иной орган в случае, установленном в пункте 1 статьи 29.7 настоящего Закона (пункт 2); очередь многодетных граждан формируется путем их включения в Книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка, которая ведется в исполнительном органе государственной власти или органе местного самоуправления, указанном в пункте 1 настоящей статьи, по форме, установленной Правительством края (пункт 3).
В соответствии с пунктом 4 статьи 29.2 Закона N 7-2542 в случае поступления заявления без указания кадастрового номера и местоположения испрашиваемого земельного участка вместе с уведомлением о постановке на очередь на предоставление земельного участка заявителю направляется извещение, содержащее перечень прошедших государственный кадастровый учет земельных участков (с указанием их кадастровых номеров, площади и местоположения), которые могут быть предоставлены для указанной заявителем цели использования, и (или) земель (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах которых может быть образован земельный участок для предоставления заявителю для указанной им цели использования (с указанием местоположения, кадастрового номера - для земельных участков), распоряжение которыми осуществляет данный орган, с предложением выбрать из перечня земельный участок или определить земли (земельный участок), в границах которых может быть образован земельный участок для предоставления заявителю, и обратиться с заявлением о предоставлении конкретного земельного участка.
В случае отсутствия земельных участков, пригодных для использования для цели, указанной в заявлении, вместе с уведомлением о постановке на очередь многодетному гражданину направляется извещение о том, что при образовании указанных земельных участков на едином краевом портале "Красноярский край" в сети Интернет будет размещен указанный в пункте 2 статьи 29.7 настоящего Закона перечень (пункт 5 статьи 29.2 Закона N 7-2542).
Согласно статье 29.4 Закона N 7-2542 при поступлении заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в указанном в заявлении месте может быть образован только один земельный участок, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - решение об утверждении схемы) в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В случае если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в указанном месте от многодетных граждан не поступили, в течение 15 дней со дня принятия решение об утверждении схемы направляется заявителю. При поступлении иных заявлений о предоставлении в указанном месте земельного участка решение об утверждении схемы направляется заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей.
В течение 3 дней со дня направления заявителю решения об утверждении схемы иным заявителям направляется отказ в предоставлении земельного участка в указанном месте в порядке, установленном в пункте 3 статьи 29.6 настоящего Закона.
Заявитель, получивший решение об утверждении схемы, обеспечивает за свой счет выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка на основании решения об утверждении схемы и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в месячный срок со дня представления выписки из Единого государственного реестра недвижимости на испрашиваемый земельный участок принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно заявителю.
Копия решения направляется заявителю в течение 7 дней со дня его принятия с приложением выписки из Единого государственного реестра недвижимости.
В случае поступления от многодетного гражданина заявления о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с указанием его местоположения, информация о котором не размещена на едином краевом портале "Красноярский край" в сети Интернет, предоставление земельного участка осуществляется в порядке, установленном в пунктах 1 - 4 настоящей статьи, после размещения информации об этом земельном участке на едином краевом портале "Красноярский край" в сети Интернет в порядке, установленном в пункте 4 статьи 29.7 настоящего Закона.
Основания для отказа в бесплатном предоставлении земельных участков в собственность многодетным гражданам установлены частью 2 статьи 29.6 Закона N 7-2542, предусматривающей в редакции, распространяющей свое действие на спорные правоотношения, что такими основаниями являются следующие случаи: а) поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок, который испрашивается заявителем или из которого может быть образован испрашиваемый заявителем земельный участок, в соответствии с категорией земель или видом разрешенного использования не может быть использован для цели, указанной в заявлении, находится во владении, пользовании третьего лица или осуществляется его предоставление в собственность за плату или в аренду, в том числе путем проведения торгов (конкурсов, аукционов); б) в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, в случаях, установленных в статьях 29.3 - 29.5 настоящего Закона, подано заявление о предоставлении многодетным гражданином, поставленным на очередь на предоставление земельного участка ранее заявителя; в) изъятие испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, из оборота; г) ограничение испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, в обороте за исключением случая, если федеральным законом разрешено предоставлять этот земельный участок или земли в частную собственность; д) установление федеральным законом запрета на приватизацию испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован; е) резервирование испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, для государственных или муниципальных нужд;
ж) несоответствие заявителя требованиям, установленным в подпункте "а" пункта 1 статьи 14 настоящего Закона, за исключением требования к возрасту детей, в случае если заявитель поставлен на очередь на предоставление земельного участка.
Признавая отказ в предоставлении административному истцу земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, восточнее земельного участка с кадастровым номером N для индивидуального жилищного строительства, незаконным, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств невозможности предоставления данного участка Савенковой М.А, указав на недоказанность нахождения указанного участка в границах какого-либо СНТ.
Суд апелляционной инстанции с выводами районного суда о незаконности оспариваемого отказа согласился, мотивируя тем, что отказ не содержит ссылок на правовые положения статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 29.6 Закона N 7-2542, в нем не приведены обстоятельства, являющиеся согласно данным положениям основаниями для отказа в бесплатном предоставлении многодетному гражданину земельного участка в собственность.
Оценивая содержание отказа, суд апелляционной инстанции также указал, что точные координаты испрашиваемого участка отражены в прилагаемой к заявлению схеме, в связи с чем пришел к выводу о несостоятельности ссылки департамента в данном отказе на невозможность установления местоположения испрашиваемого земельного участка, приняв при этом во внимание, что на момент вынесения оспариваемого отказа Савенковой М.А. в департамент было представлено заявление от 27 октября 2021 года о предоставлении земельного участка по адресу: "адрес" с кадастровым номером N для индивидуального жилищного строительства, которое апелляционный суд расценил как уточняющее метаположение испрашиваемого по ранее поданному заявлению земельного участка. Рассмотрение заявления Савенковой М.А. от 27 октября 2021 года департаментом в качестве самостоятельного с вынесением по результатам его рассмотрения соответствующего решения не признано судом апелляционной инстанции свидетельствующим о необоснованности настоящего административного иска.
Между тем, судами не учтено следующее.
Согласно требованиям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" указано, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Однако судебные акты указанным требованиям не соответствуют.
Часть 1 статьи 4 и часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливают, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
Таким образом, административное процессуальное законодательство исходит по общему правилу из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
Из анализа положений части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение, действие (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, признаются незаконными, если суд установит не только их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, но и такое последствие, как нарушение прав и законных интересов административного истца.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" подчеркнул, что суды при рассмотрении дел по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации разрешают споры о правах, свободах и законных интересах граждан, организаций, неопределенного круга лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений и одним из имеющих значение для дела обстоятельств является установление факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (пункты 2 и 15).
В том случае, когда законодательством регламентирован порядок принятия решения, совершения оспариваемого действия, суд проверяет соблюдение указанного порядка. Несоблюдение установленного порядка принятия решения, совершения оспариваемого действия может служить основанием для вывода об их незаконности, если допущенные нарушения являются существенными для административного истца (заявителя) и влияют на исход дела. Нарушения порядка, носящие формальный характер, по общему правилу не могут служить основанием для признания оспоренных решений, действий незаконными (пункт 19).
Приведенные разъяснения судами во внимание не приняты.
Как следует из содержания оспариваемого отказа, основанием для его вынесения послужил вывод департамента о том, что заявление Савенковой М.А, поданное 18 октября 2021 года, содержит просьбу о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с координатами местоположения восточнее земельного участка с кадастровым номером N, в то время как приложенная к заявлению схема подготовлена в отношении земельного участка с координатами восточнее земельного участка с кадастровым номером N в связи с чем невозможно определить местоположение испрашиваемого земельного участка.
При этом отказ содержит результат рассмотрения заявления и приложенных к нему документов в отношении каждого из указанных в них участков с подробным изложением обстоятельств, свидетельствующих, по мнению уполномоченного органа, о невозможности предоставления испрашиваемого участка заявителю с разъяснением права на подачу заявления в отношении земельного участка общей площадью 1 089 кв.м с местоположением: "адрес" с кадастровым номером N, информация об образовании которого для использования в целях, указанных в заявлении, размещена на едином краевом портале "Красноярский край" в сети Интернет.
Поскольку заявление Савенковой М.А. о предоставлении земельного участка с местоположением: г. Красноярск, восточнее земельного участка с кадастровым номером N разрешено департаментом по существу по результатам рассмотрения поданного заявителем 27 октября 2021 года заявления N С-19173, которое апелляционный суд расценил в качестве уточнения к ранее поданному заявлению от 17 ноября 2021 года N С-18575, и данное решение административным истцом в рамках настоящего дела не оспаривается, основания полагать нарушенными права административного истца отказом оспариваемым решением в предоставлении в собственность земельного участка применительно к участку с координатами, указанными в схеме, - восточнее земельного участка с кадастровым номером N, в том числе, по приведенным в отказе обстоятельствам, признанными недоказанными судами, отсутствуют. При этом законность предоставления земельного участка восточнее земельного участка с кадастровым номером N иному лицу (Зазовской А.В.) является предметом спора по гражданскому делу N 2-1423/2024.
В части обстоятельств, приведенных в отказе в отношении земельного участка восточнее земельного участка с кадастровым номером N, какая-либо правовая оценка данным обстоятельствам судом первой инстанции не дана, вывод о том, что нахождение испрашиваемого участка в границах какого-либо СНТ не доказано, постановлен применительно к участку восточнее земельного участка с кадастровым номером N и представленному в отношении него заключению кадастрового инженера.
Вместе с тем, признавая отказ по данным основаниям незаконным, обязанность по повторному рассмотрению заявления Савенковой М.А. возложена судом на департамент в отношении земельного участка с координатами восточнее земельного участка с кадастровым номером N
Суд апелляционной инстанции указанные нарушения также не устранил, придя к выводу о том, что заявлением от 27 октября 2021 года Савенкова М.А. уточнила местоположение испрашиваемого земельного участка, указав его координаты как восточнее земельного участка с кадастровым номером N, и оценив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом данного вывода.
Однако апелляционным судом не принято во внимание, что в качестве способа устранения допущенных нарушений прав заявителя оспариваемым отказом административный истец просила обязать департамент утвердить схему расположения участка, расположенного восточнее земельного участка с кадастровым номером N, настаивая на незаконности отказа в ее утверждении и ссылаясь на то, что координаты испрашиваемого земельного участка, приведенные в приложенной к заявлению схеме, соответствуют местоположению участка именно восточнее земельного участка с кадастровым номером N.
В силу части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
При наличии в апелляционной жалобе соответствующих доводов административного ответчика, допущенные судом первой инстанции нарушения апелляционный суд не устранил, несмотря на установленную частями 1 и 2 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность рассмотреть дело исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и оценить имеющиеся в деле доказательства, а частью 3 статьи 311 Кодекса - указать мотивы, по которым доводы апелляционной жалобы отклоняются.
С учетом изложенного и учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое апелляционное рассмотрение, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить по делу юридически значимые обстоятельства, произвести оценку доказательств в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 21 ноября 2023 года отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.