Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Раужина Е.Н, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2658/2023, УИД: 70RS0001-01-2023-003393-63 по иску Скориковой Елены Ивановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", по кассационной жалобе представителя Скориковой Елены Ивановны - Хомяковой Ирины Викторовны на решение Кировского районного суда г. Томска от 7 ноября 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 28 февраля 2024г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав объяснения принимавшего участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи представителя Скориковой Е.И. - Хомяковой И.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Скорикова Е.И. обратилась в суд с иском к Отделению Фона пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области (далее по тексту также - ОСФР по Томской области), в котором с учетом уточнения и частичного отказа от иска, просила возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы, исчисленные в льготном порядке, как один год за один год шесть месяцев:
- с 1 сентября 1989 г. по 10 мая 1990 г. в должности медицинской сестры отделения анестезиологии и реанимации Клиник НИИ онкологии ТНЦ АМН СССР с применением льготного порядка исчисления стажа 1 год за 1 год 6 месяцев (1 год 24 дня)
- с 1 июля 1993г. по 24 февраля 1995г. в должности врача анестезиолога и реаниматолога кабинета/отделения хирургического профиля Первомайской районной больницы с применением льготного порядка исчисления стажа 1 год за 1 год 6 месяцев (2 года 6 месяцев 10 дней)
Требования мотивированы тем, что решением ответчика от 7 сентября 2022г. ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Ее работа в должности медицинской сестры отделения анестезиологии и реанимации Клиник НИИ онкологии ТНЦ СО РАМН в период с 1 сентября 1989 г. по 10 мая 1990 г. исчислена в календарном порядке и составила 8 месяцев 10 дней, поскольку у Клиник НИИ онкологии ТНЦ СО РАМН отсутствуют признаки юридического лица, а для применения Списка 1999 года необходима работа в условиях полного рабочего времени.
Полагала, что стаж за данный период работы подлежит исчислению как 1 год за 1 год 6 месяцев, поскольку Списками 1991 года не определено, что работа в должности, засчитываемая в стаж в льготном исчислении, должна осуществляться в учреждении определенной организационно-правовой формы. Ее работа в должности врача анестезиолога и реаниматолога кабинета/отделения хирургического профиля Первомайской районной больницы за период с 1 июля 1993г. по 24 февраля 1995г. исчислена в льготном исчислении, как работа в сельской местности 1 год за 1 год 3 месяца, поскольку в трудовой книжке и в уточняющей справке Первомайской районной больницы не указано структурное подразделение, в котором заявитель осуществляла профессиональную деятельность в указанной должности.
Полагала, что стаж за данный период работы подлежит исчислению как 1 год за 1 год 6 месяцев, так как из представленных ОГБУЗ "Первомайская районная больница" копий карточек-справок за 1993-1995 годы следует, что Скорикова Е.И. в период с 1 июля 1993г. по 24 февраля 1995г. осуществляла трудовую деятельность в Первомайской районной больнице в должности врача анестезиолога-реаниматолога кабинета, отделения хирургии. Самостоятельно истребовать документы, подтверждающие работу в структурном подразделении, не представилось возможным.
Решением Кировского районного суда г. Томска от 7 ноября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 28 февраля 2024 г, исковые требования Скориковой Е.И. удовлетворены частично. Судом постановлено:
"возложить на ОСФР по Томской области в Томской области обязанность включить Скориковой Е.И. в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы, исчисленный в льготном порядке, как 1 год за 1 год 6 месяцев с 1 июля 1993г. по 24 февраля 1995г. в должности врача-анестезиолога-реаниматолога в Первомайской районной больнице.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать".
В кассационной жалобе представитель Скориковой Е.И. - Хомякова И.В. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений в неудовлетворенной части заявленных ею исковых требований, с принятием нового судебного акта, которым ее требования будут удовлетворены в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (по сведениям Почты России Скорикова Е.И. получила судебное извещение 21 мая 2024 г, ОСФР по Томской области - 16 мая 2024 г, ОГБУЗ "Первомайская районная больница" - 15 мая 2024 г, НИИ онкологии Томского НИМЦ - 17 мая 2024 г.), не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения принимавшего участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи представителя Скориковой Е.И. - Хомяковой И.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 16 марта 2022 г. Скорикова Е.И. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения на протяжении 30 лет (пункт 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Решением ответчика от 7 сентября 2022г. N Скориковой Е.И. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в виду отсутствия специального стажа необходимой продолжительности. В стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения засчитано 28 лет 06 месяцев 3 дня. Из специального стажа исключено 2 года 2 месяца 9 дней. Из страхового стажа исключен период с 1 июня 1986г. по 30 августа 1986г. в связи с отсутствием исчисления заработной платы.
В частности, из решения пенсионного органа следует, что в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы Скориковой Е.И. с 1 сентября 1989г. по 10 мая 1990г. в должности медицинской сестры отделения анестезиологии и реанимации Клиник НИИ онкологии ТНЦ, АМН СССР включен в календарном порядке, т.к. работа протекала в должности, не дающей право на льготный порядок исчисления. Применить Списки от 1991 года пенсионный орган не посчитал возможным, так как у клиники отсутствовали признаки юридического лица, а применить Списки и Правила от 1999 года не посчитал возможным, поскольку у заявителя отсутствовала полная ставка на работу (работала на 0, 5 ставки).
Не согласившись с данным решением, истец обратилась в суд с иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований в указанной части, пришел к выводу, что истец работала в должности медицинской сестры в период с 1 сентября 1989г. по 10 мая 1990г. в отделении анестезиологии и реанимации клиники НИИ онкологии Томского научного центра АМН СССР на 0, 5 ставки, однако работа в данной должности в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. N 1397 не дает право на льготное исчисление стажа как 1 год за 1 год и 6 месяцев. В Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год 6 месяцев, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N781, учреждение, в котором работала истец на 0, 5 ставки, не включено.
Проверяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015г.
В силу части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 г. принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту также Список N 781);
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 г. N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее по тексту также Список N 1066);
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее по тексту также Список N 464);
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 (далее по тексту также Перечень N 1397), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно пункту 5 Положения о порядке исчисления стажа, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 (для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.) применяется только одна льгота по исчислению медицинского стажа - месяц работы в сельской местности и поселке городского типа за 1, 2 месяца при стаже работы не менее 30 лет. Иных льгот по исчислению стажа Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 не предусмотрено.
Таким образом, правильным является вывод судов, что Перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 и действовавшим в спорный период времени, льготное исчисление стажа на соответствующих видах работ не предусматривалось.
Впервые льготное исчисление стажа было предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, который, вопреки доводам кассационной жалобы, не подлежит применению в отношении спорного периода работы при последовательном применении пенсионного законодательства. Порядок применения Списков, регламентирующих порядок назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665.
Ссылка стороны истца на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 29 января 2004г, которым при исчислении стажа установлена возможность применения правил и норм, действовавших до введения в действие нового правового регулирования, и на подпункт "в" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014г. N 655, правомерно признана судами первой и апелляционной инстанций как основанная на неправильном токовании норм материального права.
Подпунктом "в" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предусмотрено, что Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", применяется для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Как правильно указали суды, применение каждого из этих Списков обусловлено исчислением стажа по соответствующей деятельности, имевшей место в конкретные периоды.
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет от 6 сентября 1991г. N 464 - применяется для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Таким образом, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом судов, что право выбора, предоставленное Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 29 января 2004г. и подпунктом "в" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014г. N 655, подразумевает возможность применения норм закона, действующего в период обращения за исчислением стажа и назначением пенсии, либо норм, действовавших в спорный период осуществления трудовой деятельности, а не любых из имеющихся норм по желанию заявителя.
При этом действующим в настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 право на льготное исчисление стажа предоставлено медицинским сестрам - анестезистам в отделении анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений здравоохранения, однако научно-исследовательский институт и клиники в списке учреждений, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа, не поименованы, в связи с чем, правовых оснований для включения периода работы Скориковой Е.И. с 1 сентября 1989г. по 10 мая 1990г. в должности медицинской сестры отделения анестезиологии и реанимации Клиник НИИ онкологии ТНЦ АМН СССР с применением льготного порядка исчисления стажа 1 год за 1 год 6 месяцев, в том числе с учетом пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, у пенсионного органа не имелось.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконных судебных актов, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Томска от 7 ноября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 28 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Скориковой Елены Ивановны - Хомяковой Ирины Викторовны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.