Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Пальцева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1889/2023 (24RS0024-01-2023-001669-25) по иску Ерохина Виталия Владимировича к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" о взыскании денежных средств по заработной плате за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, по кассационной жалобе Ерохина Виталия Владимировича на решение Канского городского суда Красноярского края от 22 сентября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 15 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пальцева Д.А, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Ерохин В.В. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" (далее ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю) о взыскании денежных средств по заработной плате за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.
Требования мотивированы тем, что в период времени с 28 декабря 2018 г. по 22 мая 2023 г. он проходил службу в ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю в качестве заместителя начальника учреждения, согласно графиков на месяц, утвержденных начальником ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю, он периодически заступал на суточные дежурства в качестве ответственного по учреждению от руководящего состава в выходные и праздничные дни, которые не вносились по указанию руководства учреждения в табели учета рабочего времени. То есть имела место переработка, которая не компенсировалась в счет заработной платы или предоставлением дней отгула. Просил взыскать с ответчика оплату за работу в выходные и нерабочие праздничные дни за период 2020-2023 г.г. в размере 595 535, 03 руб.
Решением Канского городского суда Красноярского края от 22 сентября 2023 г. исковые требования Ерохина В.В. удовлетворены частично в пользу Ерохина В.В. с ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю в счет компенсации за работу в выходные, нерабочие праздничные дни взыскана сума в размере 65664, 99 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 15 января 2024 г. решение Канского городского суда Красноярского края от 22 сентября 2023 г. в части взыскания в пользу Ерохина В.В. с ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю в счет компенсации за работу в выходные, нерабочие праздничные дни 65 664, 99 руб. отменено. Принято в этой части новое решение об отказе Ерохину В.В. в иске. В остальной части решение Канского городского суда Красноярского края от 22 сентября 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ерохин В.В. просит отменить решение Канского городского суда Красноярского края от 22 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 15 января 2024 г. как незаконные и необоснованные.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причине неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив законность апелляционного определения в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Из материалов дела следует и судами первой и апелляционной инстанций установлено, что приказом N-дсп от 31 декабря 2019 г. Ерохин В.В. назначен на должность заместителя начальника - начальника отдела охраны ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Приказом ГУФСИН по Красноярскому краю от 22 мая 2023 г. N Ерохин В.В. уволен с занимаемой должности по пункту 4 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, с предоставлением выплаты компенсации за основной отпуск за 2023 г, дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации за 2023 г. и выплатой единовременного пособия в размере семи месячных окладов денежного содержания, отпуск с последующим увольнением за 2023 г. Ерохину В.В. не предоставлялся.
Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю, утвержденным приказом N от 2 марта 2023 г, для сотрудников (работников) СИЗО-5 установлена пятидневная рабочая неделя (понедельник-пятница) с общей продолжительностью рабочего времени не более 40 часов в неделю, с двумя выходными - суббота и воскресенье. Для сотрудников СИЗО-5 обязательно ежедневное в 08:00 часов, в рабочие дни, построение на плацу учреждения. В СИЗО-5 устанавливается следующая продолжительность рабочего времени по дням недели: с понедельника по пятницу - 8 часов. Рабочий день сотрудников из числа среднего и старшего начальствующего состава устанавливается понедельник-пятница с 08:00 до 18:00 часов, обеденный перерыв с 12:00 до 14:00 часов, выходные дни: суббота, воскресенье.
Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю, утвержденным приказом N от 2 марта 2023 г, для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава, а также для сотрудников, замещающих иные должности, устанавливается ненормированный служебный день. Дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью 10 календарных дней предоставляется всем сотрудникам, замещающим должности в учреждении, ежегодно в соответствии с графиком отпусков на основании рапорта, в котором указывается дата начала и место проведения указанного отпуска. Сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни (п.6.8).
Сотрудникам, замещающим должности, для которых установлен ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежная компенсация не предоставляется. За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени им предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с частью 6 статьи 60 Федерального закона N197-ФЗ (п.6.9).
Должностной инструкцией заместителя начальника ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю подполковника внутренней службы Ерохина В.В, утвержденной 4 февраля 2021 г, заместитель начальника в своей деятельности подчиняется начальнику СИЗО-5, а в его отсутствие, лицу, его замещающему, в соответствии с Инструкцией организует разработку прогнозов, определений текущей и перспективной потребности в кадрах и источников ее удовлетворения на основе изучения рынка труда, установления прямых связей с учебными заведениями и службами занятости, организует работу по подбору, отбору и расстановке кадров, контролирует прием, размещение и расстановку молодых специалистов, организует планомерную работу по созданию резерва для выдвижения на руководящие должности, проводит систематический анализ кадровой работы в учреждении, следит за соблюдением служебной дисциплины, организовывает контроль выполнения графиков отпусков в учреждении.
В ходе рассмотрения дела истец указывал, что в связи с работой в выходные и праздничные дни, дни дежурства, он в период службы в ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю, перед предстоящим увольнением по выслуге лет подавал рапорты на имя начальника ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю о предоставлении ему отгулов за 2020 г, 2021 г, 2022 г. за ранее отработанное время в выходные и праздничные дни, о выплате ему компенсации за отработанное время в выходные и нерабочие праздничные дни, о предоставлении ему очередных отпусков за 2021, 2022 г. и 2023 г, устно ему было отказано.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в связи с увольнением 22 мая 2023 г. истец не воспользовался возможностью использовать дни отдыха за отработанное в выходные и нерабочие праздничные дни время путем их присоединения к очередному отпуску, при этом установлено, что после того, когда истец привлекался к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, им не был подан рапорт на имя начальника о предоставлении дней отдыха, суд первой инстанции также указал на наличие у истца права на получение соответствующей компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни при уходе в очередной отпуск за 2023 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о привлечении истца к работе в спорный период в выходные и нерабочие праздничные дни, однако с учетом ходатайства ответчика о пропуске срока обращения в суд, исходя из того, что истец знал или должен был знать о невыплате ему компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в месяце, следующем за месяцем исполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, поскольку получая ежемесячно денежное довольствие за период с 1 января 2020 г. по 29 декабря 2022 г, знал о его размере, и, не получив денежную компенсацию за работу в выходные и праздничные дни, имел возможность своевременно обратиться за защитой нарушенных прав, пришел к выводу о том, что установленный статьей 74 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" трехмесячный срок для обращения в суд по требованиям о выплате денежной компенсации за работу в выходные, нерабочие праздничные дни за период с 1 января 2020 г. по 29 декабря 2022 г. истцом пропущен, поскольку в суд с Ерохин В.В. обратился 30 мая 2023 г, каких-либо доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин пропуска срока на обращение в суд истцом не представлено и о восстановлении такого срока истец не просил.
Разрешая по существу требования истца, заявленные в пределах срока с 1 января 2023 г. по 22 мая 2023 г, суд первой инстанции установил, что в данный период истец привлекался к работе в выходные, нерабочие праздничные дни в количестве 5 смен дежурства, на основании приказа N от 20 января 2023 г.- с 08.00 ч. 21.01.2023 по 08.00 ч. 22 января 2023 г, приказа N от 22 февраля 2023 г.- с 08.00 ч. 26.02.2023 по 08.00 ч. 27 января 2023 г, приказа N от 3 марта 2023 г.- с 08.00 ч. 5 марта 2023 г. по 08.00 ч. 6 марта 2023 г, приказа N от 31 марта 2023 г.- с 08.00 ч. 2 апреля 2023 по 08.00 ч. 3 апреля 2023 г, приказа N от 14 апреля 2023 г.- с 08.00 ч. 15 апреля 2023 по 08.00 ч. 16 апреля 2023 г, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца компенсации за привлечение к работе в выходные, нерабочие праздничные дни за указанный период, учитывая отсутствие у истца возможности реализовать свое право на предоставление компенсации в виде дополнительного времени отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в период работы в связи с увольнением.
Определяя размер компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни с учетом положений статей 55, 57 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", пункта 9 Приказа ФСИН России от 26 сентября 2013 г. N 533 "Об особенностях режима рабочего времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", в соответствии с которыми при продолжительности смены 12 и более часов, предоставляется дополнительный перерыв продолжительностью 4 часа, что также не оспаривалось стороной ответчика в ходе рассмотрения спора, суд первой инстанции исходил из того, что продолжительность смены составляет 20 часов (24 часа - 4 часа), поскольку общая продолжительность каждой смены равна 24 часа, что за пять смен составит 100 часов. Общее время отработанное истцом и неоплаченное с января 2023 г. по апрель 2023 г. составило 135, 75 часов отработанных истцом сверх месячной нормы, следовательно, компенсация за привлечение истца к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, судом первой инстанции была установлена в размере 43776, 66 руб.
С учетом положений статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, а также Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежала взысканию компенсация за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в размере 65644, 99 рублей = 43776, 66 рублей х 1, 5, то есть, с учетом применения районного коэффициента в размере 1, 2 и северной надбавки - 30%, поскольку указанные нормы являются императивными и предписывают производить в повышенном размере оплату труда сотрудникам органов внутренних дел, проходящих службу в местностях с особыми климатическими условиями.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием относительно применения норм материального права в части удовлетворения заявленных требований, отменил решение суда в части взыскания с ответчика в пользу истца компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в размере 65644, 99 руб, отказал в удовлетворении исковых требований Ерохину В.В, так как указанная выплата денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени не предусмотрена, истцу предоставлялся дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с частью 6 статьи 60 Федерального закона N 197-ФЗ, а при увольнении истцу были предоставлены все компенсирующие выплаты, в том числе компенсация дополнительного отпуска за ненормированный служебный день за 2023 г.
Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением регулируются специальными нормативными актами, в том числе Федеральным законом от 19 июля 2018 г. N197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N197-ФЗ), а также Трудовым кодексом Российской Федерации в той части, в какой они не урегулированы специальными нормативными актами.
В соответствии с положениями части 1 статьи 55 Федеральным законом от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ служебным временем признается время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя (часть 2 статьи 55 указанного Закона).
В силу части 6 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Частями 1 и 2 статьи 56 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ предусмотрено, что режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом.
Режим служебного времени сотрудника должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня (часть 2 указанной статьи).
Частью 6 статьи 60 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ предусмотрено, что дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью не менее 3 и не более 10 календарных дней предоставляется сотрудникам в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Приказом Минюста России от 5 августа 2021 г. N 132 "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" утвержден Порядок предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (приложение N 11).
В соответствии с пунктом 5 Приложения 11 Приказа Минюста России от 5 августа 2021 года N 132 "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни.
Сотрудникам, замещающим должности, для которых установлен ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежная компенсация не предоставляется. За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени им предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с частью 6 статьи 60 Федерального закона N 197-ФЗ (пункт 7).
В соответствии с пунктом 8 предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником): сотрудникам учреждения или органа УИС - руководителем (начальником) учреждения или органа УИС; руководителю (начальнику) учреждения или органа УИС - вышестоящим руководителем (начальником).
Согласно пункту 9 рапорт о предоставлении дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни с резолюцией руководителя (начальника) учреждения или органа УИС доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля.
Сотрудникам, исполняющим служебные обязанности на основании графика сменности (при суммированном учете служебного времени), за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни: в пределах месячной нормы служебного времени - выплачивается денежная компенсация в размере одинарной часовой ставки; сверх месячной нормы служебного времени - предоставляются дополнительные дни (часы) отдыха соответствующей продолжительности. На основании рапорта сотрудника вместо предоставления дней (часов) отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в размере двойной часовой ставки (пункт 11).
Отказывая в удовлетворении исковых требований Ерохину В.В, суд апелляционной инстанции, руководствовался частью 6 статьи 60 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", правильно пришел к выводу о том, что нормы данного закона не предусматривают выплату денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, поскольку, истцу предоставлялся дополнительный отпуск за ненормированный служебный день, а при увольнении в мае 2023 г. истцу были выплачены все компенсирующие выплаты за основной отпуск за 2023 года, за стаж службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации за 2023 г, компенсация дополнительного отпуска за ненормированный служебный день за 2023 г. с выплатой единовременного пособия в размере семи месячных окладов денежного содержания.
Из приведенных выше законоположений, регулирующих порядок привлечения сотрудников уголовно-исполнительной системе Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, следует, что сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, в этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели, в случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску.
По просьбе сотрудника, то есть в случае подачи им рапорта на имя начальника, и при отсутствии возможности предоставить ему дополнительные дни отдыха, вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация, которая выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается компенсация.
Доказательств того, что истец обращался к руководству о предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, и такие рапорты не были удовлетворены, материалы дела не содержат.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно учтено, что ответчиком не чинилось препятствий истцу для использования дополнительных дней отдыха в качестве компенсации за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, однако, как следует из пояснений сторон по делу, и не опровергается материалами дела, с рапортом о предоставлении ему дополнительных дней отдыха к начальнику он не обращался, то есть фактически не был соблюден порядок, установленный пунктами 5, 7, 8, 9, 11 Приложения 11 Приказа Минюста России от 5 августа 2021 года N 132 "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации".
Вопреки доводов кассационной жалобы для реализации сотрудниками уголовно-исполнительной системы права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх режима служебного времени необходимо соблюдение ряда условий, а именно наличие дополнительного отработанного времени сверх режима служебного времени, волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем, а также соблюдение срока обращения сотрудника.
Судами первой и апелляционной инстанций верно отмечено, что у истца отсутствовала возможность воспользоваться днями отдыха за отработанное в выходные и нерабочие праздничные дни время путем их присоединения к очередному отпуску в связи с его увольнением 22 мая 2023 г, поскольку такое право могло быть им реализовано лишь при уходе в очередной отпуск за 2023 год.
Представленные истцом в материалы дела рапорты на предоставление отгулов от 10 ноября 2022 г, на выплату денежной компенсации за отработанные дни дежурств в выходные и праздничные дни от 15 мая 2023 г, обоснованно не приняты судами во внимание, поскольку не содержат каких-либо виз и согласования начальника истца.
Установив, что отказом в выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, права истца не нарушены, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Выводы суда апелляционной инстанции в указанной части соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Доводы кассатора о наличии у него права на получение денежной компенсации вместо дней отдыха, повторяют доводы иска, доводы апелляционной жалобы, являлись предметом правовой оценки суда первой и апелляционной инстанции, не согласиться с выводами которых, у суда кассационной инстанции оснований не имеется.
Выводы судов также не противоречат позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 6 декабря 2023 года N 56-П.
Положения ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
В связи с изложенным судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы истца не имеется, поскольку судами нормы материального права истолкованы и применены правильно.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Канского городского суда Красноярского края от 22 сентября 2023 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 15 января 2024 г, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 15 января 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ерохина Виталия Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.