Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А, судей Кожевниковой Л.П, Пальцева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5038/2023 (22RS0068-01-2023-005347-95) по иску Курбонова Долима Комиловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о включении периодов работы в страховой стаж, назначении пенсии, по кассационной жалобе Курбонова Долима Комиловича на решение Центрального районного суда города Барнаула от 2 ноября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 5 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пальцева Д.А, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Курбонов Д.К. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее ОСФР по Алтайскому краю), в котором просит признать незаконными решения ОСФР по Алтайскому краю об отказе в назначении пенсии N от 5 марта 2022 г, N от 15 августа 2022 г. Возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж период работы с 10 сентября 1973 г. по 20 мая 1975 г. в качестве разнорабочего Аштского консервного завода, период военной службы в Вооружённых силах СССР от 27 мая 1975 г. по 8 июня 1977 г, периоды работы с 5 сентября 1977 г. по 5 декабря 1992 г. в качестве кочегара на Аштском консервном заводе, с 13 декабря 1995 г. по 2 июня 1997 г. в качестве заведующего магазином Аштского райопо. Возложить на ответчика обязанность назначить истцу пенсию с момента прекращения выплаты в Республике Таджикистан с 1 февраля 2022 г, взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Требования мотивированы тем, что Курбонову Д.К. решениями ОСФР по Алтайскому краю от 5 марта 2022 г, от 15 августа 2022 г. в назначении пенсии отказано. С решением ответчика истец не согласен, поскольку ответчиком не принята во внимание трудовая книжка, справки о работе, заработной плате от 5 июля 2022 г, от 23 июня 2023 г, от 5 июня 2023 г. Также ответчиком необоснованно не зачтен период службы в Вооруженных силах СССР. В трудовой стаж не зачтены периоды с 10 сентября 1973 г. по 20 мая 1975 г. в качестве разнорабочего Аштского консервного завода, с 5 сентября 1977 г. по 5 декабря 1992 г. в качестве кочегара на Аштском консервном заводе, с 13 декабря 1995 г. по 2 июня 1997 г. в качестве заведующего магазином Аштского райопо, период военной службы с 27 мая 1975 г. по 8 июня 1977 г.
Решением Центрального районного суда города Барнаула от 2 ноября 2023 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 5 марта 2024 г. решение Центрального районного суда города Барнаула от 2 ноября 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Курбанов Д.К. просит решение Центрального районного суда города Барнаула от 2 ноября 2023 г. отменить, принять по делу новое решение.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причине неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив законность апелляционного определения в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон "О страховых пенсиях")право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В 2015 - 2023 годах продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии, устанавливается согласно Приложению 3.
С 1.01.2015 пенсия назначается при наличии ИПК не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины ИПК 30.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьями 25.1, 25.2 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в ранее действующей редакции) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
13 марта 1992 г. государствами участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение).
Данное Соглашение денонсировано Федеральным законом от 11 июня 2022 г. N 175-ФЗ и прекратило свое действие с 1 января 2023 г.
21 октября 2022 г. вступил в силу договор, заключенный Российский Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанный в г. Душанбе 15 сентябре 2021 г. (далее ? Договор).
Согласно части 19 Договора, право на пенсию в соответствии с настоящим Договором возникает с даты вступления нормативного акта в силу.
Для установления права на пенсию в соответствии с положениями настоящего Договора принимается во внимание страховой стаж, который в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон, приобретен и до вступления в силу настоящего Договора.
Настоящий Договор применяется и в отношении страховых случаев, имевших место и до его вступления в силу.
В соответствии с пунктом 3 части 21 Договора, одновременно со вступлением в силу настоящего Договора в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан прекращает действие Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.
Поскольку на момент обращений истца к ответчику в период с 2 декабря 2021 г. по 9 августа 2022 г, Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. являлось действующим, подлежит применению указанное Соглашение.
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, участником которого являются Российская Федерация и Республика Таджикистан, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Анализ пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. содержится в решении Экономического Суда СНГ от 7 апреля 2005 года N 01-1/6-04, консультативном заключении Экономического Суда СНГ N 01-1/4-12 от 29 ноября 2012 г. о толковании пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, в которых отмечается, что при определении трудового стажа граждан государств-участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства-участника Соглашения, во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР.
Согласно пункту 2 указанных Рекомендаций к числу международных договоров относятся, в том числе, Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины).
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации (пункт 4 Рекомендаций).
В соответствии с пунктом 5 указанных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 г. в общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - участниках Соглашений до 1 января 2002 г. (пункт 9 Рекомендаций).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации 4 августа 2021 г. N 538н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N1015 об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Согласно части 9 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г.).
Таким образом, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Таджикистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств участников Соглашения от 13 марта 1992 г, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами), справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г.
Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно части 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" основным документом о трудовой деятельности по трудовому договору и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 11 июня 2021 г. Курбонову Д.К. выдан вид на жительство в Российской Федерации. 2 декабря 2021 г. Курбонов Д.К. обратился в ОСФР по Алтайскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением ОСФР по Алтайскому краю N от 5 марта 2022 г. Курбонову Д.К. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Курбоновым Д.К. в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю представлена копия трудовой книжки, не оформленная надлежащим образом, оригинал не представлен. На титульном листе трудовой книжки имеется незаверенное исправление отчества. Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю принято решение не принимать к рассмотрению трудовую книжку. Ответ на запрос из компетентных органов Республики Таджикистан не поступил. Поскольку страховой стаж не подтвержден, период военной службы также не может быть учтен. Представленными документами не подтверждается постоянное проживание Курбонова Д.К. на территории Российской Федерации на 31 декабря 2001 г.
14 января 2022 г. ГУ МВД России по Алтайскому краю Курбонову Д.К. выдан паспорт гражданина Российской Федерации, выплата пенсии на территории Республики Таджикистан истцу прекращена.
29 марта 2022 г. Курбонов Д.К. повторно обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
4 июля 2022 г. решением ОСФР по Алтайскому краю Курбонову Д.К. в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием правоустанавливающих документов и обстоятельств по аналогичным основаниям.
9 августа 2022 г. Курбонов Д.К. вновь обратился в ОСФР по Алтайскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
15 августа 2022 г. решением ОСФР по Алтайскому краю N в назначении страховой пенсии отказано ввиду отсутствия права, поскольку в представленном заявителем паспорте гражданина Российской Федерации отсутствует отметка о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации. Документы, подтверждающие снятие с регистрационного учета по месту жительства в Республике Таджикистан не представлены. Постоянное проживание Курбонова Д.К. на территории Российской Федерации не подтверждено. Трудовая книжка заявителя не принята к рассмотрению по основаниям, указанным в решении от 5 марта 2022 г. В архивной справке от 5 июля 2022 г. имя работника не соответствует паспорту заявителя, отчество отсутствует, нет информации об увольнении с должности кочегара.
2 декабря 2021 г. Курбонов Д.К. обращаясь лично, 29 марта 2022 г. через представителя Курбонова А.Д, в ОСФР по Алтайскому краю с заявлением о назначении пенсии, заявителем была представлена копия трудовой книжки, незаверенная надлежащим образом, оригинал трудовой книжки не предоставлялся.
Также копия трудовой книжки имеет неоговоренное исправление отчества "Комилович", оттиски печатей за период работы с 13 декабря 1995 г. по 2 июня 1997 г. не читаемы.
Согласно архивной справки N от 5 июля 2022 г, выданной Межведомственным Архивом по личному составу при Исполнительном Органе Государственной власти Аштского района Согдийской области в документах работодателя указано разное имя работника "Долим", "Долимжон", отчество работника отражено не во всех документах.
По запросу пенсионного органа в компетентные органы Республики Таджикистан в целях оказания содействия в подтверждения страхового стажа истца, документы не поступили.
Курбонов Д.К. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес" с 7 ноября 2022 г. по настоящее время, ранее был зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес", с 11 ноября 2021 г. по 12 января 2022 г, и по месту пребывания по адресу "адрес", с 3 февраля 2021 г. по 23 февраля 2021 г, по месту пребывания по адресу: "адрес", с 21 января 2022 г. по 19 января 2023 г, 30 января 2022г. Курбонов Д.К. выехал за пределы Российской Федерации, 3 ноября 2022 г. прибыл в Российскую Федерацию из Республики Таджикистан, 10 ноября 2022 г. выехал в Республику Казахстан, после указанной даты в Российскую Федерацию не возвращался, на день рассмотрения спора Курбонов Д.К. проживает в Республике Таджикистан.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о включении в страховой и специальный стаж периода работы с 10 сентября 1973 г. по 20 мая 1975 г. в качестве разнорабочего Аштского консервного завода, периода военной службы в Вооруженных силах СССР с 27 мая 1975 г. по 8 июня 1977 г, периода работы с 5 сентября 1977 г. по 5 декабря 1992 г. в качестве кочегара на Аштском консервном заводе, с 13 декабря 1995 г. по 2 июня 1997 г. в качестве заведующего магазином Аштского райопо, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", правильно исходил из того, что спорные периоды работы истца протекали на территории Республики Таджикистан, истец в указанные периоды времени не имел статуса иностранного гражданина, постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации, в связи с чем не являлся застрахованным лицом, и у пенсионного органа не имелось обязанности по включению данных периодов в стаж, дающий право на назначение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме того, истцом ответчику, а также в суд не были представлены подлинники, либо копии, надлежащим образом заверенные, правоустанавливающих документов, подтверждающие периоды работы истца, подлежащие включению в страховой стаж, при этом, суды первой и апелляционной инстанций проверяя законность решений ОСФР по Алтайскому краю, верно пришли к выводу об отсутствии у ответчика обязанности включения в страховой стаж спорных периодов работы, и законности решений ответчика об отказе в назначении истцу страховой пенсии по старости.
Также отказывая в удовлетворении требований о включении периода военной службы в Воорожуенных силах СССР с 27 мая 1975 г. по 8 июня 1977 г. в специальный стаж, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, правильно исходил из того, что в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N590, период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, доказательств занятости Курбанова Д.К. на работах в особых условиях труда после прохождения военной службы по призыву в материалах дела не представлено.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что поскольку действовавшие в период работы истца положения законодательства Российской Федерации по вопросам страхового пенсионного обеспечения подлежали применению в отношении иностранных граждан, а следовательно, и в отношении граждан Республики Таджикистан, постоянно или временно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации, законодательство не устанавливало обязанности работодателя как страхователя, уплачивать за иностранного работника, временно пребывающего на территории Российской Федерации и не имеющего разрешение на временное проживание, либо вида на жительство, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Также суды обеих инстанций установив, что в спорные периоды работы Курбонов Д.К. являлся иностранным гражданином, разрешения на проживание на территории Российской Федерации не имел, осуществлял трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании лицензии, с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание либо вида на жительство в установленном законом порядке не обращался, разрешительных документов не получал, является приобретшим гражданство Российской Федерации на основании решений N N от 5 марта 2022 г, N от 15 августа 2022 г, пришли к правильному выводу о том, что Курбонов Д.К. в спорные периоды не являлся застрахованным лицом, у его работодателя отсутствовала обязанность уплачивать за него страховые взносы, а у ответчика не имелось обязанности по включению периодов 10 сентября 1973 г. по 20 мая 1975 г, 5 сентября 1977 г. по 5 декабря 1992 г, 13 декабря 1995 г. по 2 июня 1997 г. в стаж, дающий право для назначение пенсии.
Кроме того, судами установлено, что Курбонов Д.К. в Российской Федерации постоянно не проживает, фактически проживает на территории Республики Таджикистан, правильно пришли к выводу, что в силу положений Соглашения от 13 марта 1992 г. назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту их жительства, в связи с чем отсутствовали правовые основания для пенсионного обеспечения Курбонова Д.К. по законодательству Российской Федерации.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела, основаны на правильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судебных инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела, равно как и отличное от судов толкование положений закона, не подтверждает допущенных судами при рассмотрении дела нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Барнаула от 2 ноября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 5 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Курбонова Долима Комиловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.