Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3425/2023 (УИД 24RS0002-01-2023-003536-52) по исковому заявлению Ачинского городского прокурора в интересах Галеутдинова Евгения Ибрагимовича к краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения" о признании незаконным решения о приостановлении предоставления мер социальной поддержки и понуждении к возобновлению предоставления мер социальной поддержки, по кассационной жалобе краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения" на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 4 декабря 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 апреля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ачинский городской прокурор в интересах Галеутдинова Евгения Ибрагимовича (далее по тексту - Галеутдинов Е.И.) обратился в Ачинский городской суд Красноярского края с иском к краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения" (далее по тексту - КГКУ "УСЗН", ответчик) о признании незаконными решений от 20 февраля 2021 г, от 11 августа 2022 г. о приостановлении предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, возобновлении предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг.
Определением Ачинского городского суда Красноярского края от 18 сентября 2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Ачинского района и Леконцева Ольга Петровна (далее по тексту - Леконцева О.П.).
Определением Ачинского городского суда Красноярского края от 9 октября 2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Малиновский сельсовет, общество с ограниченной ответственностью "Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис", общество с ограниченной ответственностью "УК ЖКХ Малиновское", публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт".
Решением Ачинского городского суда Красноярского края от 4 декабря 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 апреля 2024 г, исковые требования Ачинского городского прокурора в интересах Галеутдинова Е.И. удовлетворены. Признано незаконным решение ТО КГКУ "УСЗН" по г. Ачинску и Ачинскому району от 20 февраля 2021 г. и 11 августа 2022 г. о приостановлении предоставления Галеутдинову Е.И. мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. На ТО КГКУ "УСЗН" по г. Ачинску и Ачинскому району возложена обязанность возобновить Галеутдинову Е.И. предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг с 1 февраля 2021 г.
КГКУ "УСЗН" обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Ачинского городского суда Красноярского края от 4 декабря 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 апреля 2024 г. отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, взыскать с Галеутдинова Е.И. в пользу КГКУ "УСЗН" расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение в апелляционной инстанции в размере 3 000 рублей и за рассмотрение в кассационной инстанции в размере 3 000 рублей
Участвующий в деле прокурор Красноярского края в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность решения Ачинского городского суда Красноярского края от 4 декабря 2023 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 апреля 2024 г, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Неявка неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28 сентября 2015 г. администрацией Ачинского района Красноярского края (наймодатель) с Галеутдиновым Е.И. (наниматель) был заключен договор социального найма жилого помещения N, в соответствии с которым наймодатель передал нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты в многоэтажном доме, общей площадью 11, 7 кв.м, по адресу: "адрес", для проживания в нем.
Согласно дополнительному соглашению от 7 декабря 2015 г. N к договору социального найма жилого помещения от 28 сентября 2015 г. N совместно с нанимателем Галеутдиновым Е.И. в указанное жилое помещение вселена в качестве члена семьи нанимателя супруга Галеутдинова Е.И. - Леконцева О.П.
10 ноября 2015 г. Галеутдинов Е.И. обращался в управление социальной зашиты населения администрации Ачинского района с заявлением о назначении ему мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Протоколом управления социальной зашиты населения администрации Ачинского района от 10 ноября 2015 г, от 1 ноября 2016 г. Галеутдинову Е.И. как инвалиду "данные изъяты" группы назначены меры социальной поддержки на период с 12 октября 2015 г. по октябрь 2016 г. и с 1 ноября 2016 г. по октябрь 2017 г. соответственно в виде льгот на оплату занимаемой общей площади жилых помещений, льгот на оплату за отопление, льгот по оплате коммунальных услуг, газа, электроэнергии, коммунальных услуг на общедомовые нужды, приобретение единого социального билета и единой социальной карты.
С 25 октября 2017 г. Галеутдинов Е.И. является инвалидом "данные изъяты" группы бессрочно.
Управлением социальной зашиты населения администрации Ачинского района Галеутдинову Е.И. были назначены меры социальной поддержки, в том числе, протоколом от 13 ноября 2017 г. Галеутдинову Е.И. назначены меры социальной поддержки с 1 ноября 2017 г. без определения окончательной даты, в виде льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
На основании протокола закрытия от 10 марта 2021 г. Галеутдинову Е.И. с 1 февраля 2021 г. было приостановлено предоставление мер социальной поддержки в связи с окончанием права, о чем 20 февраля 2021 г. в адрес Галеутдинова Е.И. ТО КГКУ "УСЗН" по г. Ачинску и Ачинскому району было направлено уведомление, в котором отражено наличие у Галеутдинова Е.И. задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца, в связи с чем с 1 февраля 2021 г. компенсации не будут назначаться. Также в данном уведомлении сообщено, что в случае заключения соглашения о реструктуризации задолженности с компаниями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги и (или) в случае полного погашения задолженности компенсации будут назначены с учетом всех жилищно-коммунальных услуг.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 6 в г. Ачинске и Ачинском районе Красноярского края от 13 октября 2021 г. по делу N 2-3751/6/2021 с Галеутдинова Е.И. и Леконцевой О.П. солидарно в пользу ПАО "Красноярскэнергосбыт" взыскана задолженность за потребленную электроэнергию за период с 1 августа 2020 г. по 22 сентября 2021 г. в размере 7 146, 75 рублей и 200 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 6 в г. Ачинске и Ачинском районе Красноярского края от 25 августа 2021 г. по делу N 2-3113/6/2021 с Галеутдинова Е.И. в пользу ООО "Эко-транспорт" взыскана задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 мая 2019 г. по 30 июня 2021 г. в размере 4 707, 56 рублей и расходы на оплату государственной пошлины в размере 200 рублей.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 6 в г. Ачинске и Ачинском районе Красноярского края от 8 июня 2020 г. по делу N 2-1902/6/2020 с Галеутдинова Е.И, Леконцевой О.П. солидарно в пользу ООО "Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис" взыскана задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 1 февраля 2019 г. по 29 февраля 2020 г. в размере 24 120, 30 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 461, 81 рублей
Определением мирового судьи судебного участка N 6 в г. Ачинске и Ачинском районе Красноярского края от 14 июня 2022 г. судебный приказ мирового судьи судебного участка N 6 в г. Ачинске и Ачинском районе Красноярского края от 8 июня 2020 г. по делу N 2-1902/6/2020 отменен.
На основании протокола приостановки выплат от 11 августа 2022 г. предоставление мер социальной поддержки Галеутдинову Е.И. приостановлено с 1 июля 2022 г. в связи с имеющейся задолженностью по оплате жилищно-коммунальных услуг.
11 августа 2022 г. ТО КГКУ "УСЗН" по г. Ачинску и Ачинскому району направило в адрес Галеутдинова Е.И. уведомление о наличии подтвержденной вступившими в законную силу судебными актами непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с чем, с 1 июля 2022 г. приостановлено предоставление компенсаций до полного погашения задолженности в ООО "Эко-Транспорт", ПАО "Красноярскэнергосбыт", ООО "УК ЖКХ Малиновское", ООО "Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис".
Согласно выпискам из лицевых счетов, открытых на имя Галеутдинова Е.И. в отношении жилого помещения по адресу: "адрес", оплата начисленных платежей с января 2020 г. по декабрь 2022 г. не производилась за услуги, оказанные ООО "УК ЖКХ Малиновское" и ООО "Ачинский РЖКС", за исключением оплаты произведённой в мае 2021 г. в сумме 74, 99 рублей в пользу ООО "УК ЖКХ Малиновский", платежи в счет оплаты услуг ООО "УК ЖКХ Малиновское" и ООО "Ачинский РЖКС" стали производиться только с мая 2023 г, по состоянию на 11 сентября 2023 г. задолженность перед ООО "Ачинский РЖКС" составляет 156 039, 96 рублей, перед ООО "УК ЖКХ Малиновский" - 399 487, 59 рублей; согласно финансовому лицевому счету на жилое помещение по адресу "адрес", открытому в ПАО "Красноярскэнергосбыт" платежи за потребленную электроэнергию не производились с февраля 2020 г. по июнь 2022 г, с июля 2022 г. платежи производятся не регулярно, по состоянию на 31 августа 2023 г. задолженность составляет 4 653, 32 рублей.
По сообщению ОСФР по Красноярскому краю Галеутдинов Е.И. по состоянию на 22 сентября 2023 г. является получателем: страховой пенсии по инвалидности "данные изъяты" группы в размере 21 151, 86 рублей, ежемесячной денежной выплаты по категории "инвалид "данные изъяты" группы" в размере 3 825, 92 рублей, к размеру страховой пенсии ему установлена компенсационная выплата по уходу неработающему трудоспособному лицу в размере 1 440 рублей. Таким образом, ежемесячный доход семьи Галеутдинова Е.И. и Леконцевой О.П. составляет 26 417, 78 рублей.
В сообщении КГБУЗ "Ачинская МРБ" от 24 ноября 2023 г. указано, что Галеутдинов Е.И. 8 сентября 2021 г. направлялся на лечение "данные изъяты"
Согласно выписке из журнала обращений Галеутдинов Е.И. периодически с 2015 г. обращается в ТО КГКУ "УСЗН" по г. Ачинску и Ачинскому району с заявлениями о компенсации расходов на проезд к месту проведения обследования, оказания медицинской помощи.
Протоколом ТО КГКУ "УСЗН" по г. Ачинску и Ачинскому району от 9 августа 2021 г. Галеутдинову Е.И. произведена компенсация расходов к месту обследования в размере 849 рублей.
Ачинский городской прокурор, указав, что решения ТО КГКУ "УСЗН" по г. Ачинску и Ачинскому району о приостановлении мер социальной поддержки Галеутдинову Е.И. являются незаконными, поскольку при их вынесении не выяснялась уважительность причин возникновения задолженности, Галеутдинов Е.И. является инвалидом "данные изъяты" группы по общему заболеванию, состоит на соответствующем учете в ТО КГКУ "УСЗН" по г. Ачинску и Ачинскому району, супруга Галеутдинова Е.И. также проживает по указанному адресу, не трудоустроена, осуществляет уход за Галеутдиновым Е.И, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом установленных обстоятельств исходил из отсутствия у ТО КГКУ "УСЗН" по г. Ачинску и Ачинскому району оснований для приостановлении Галеутдинову Е.И. предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг связано с уважительными причинами, а именно со сложным финансовым положением Галеутдинова Е.И, в том числе вследствие тяжелого заболевания, что подтверждено документально.
Приняв во внимание, что Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и в соответствии со статьей 13 и пунктом 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" не предусмотрено лишение инвалида права на получение меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг при наличии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, суд указал, что меры социальной поддержи в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг подлежат возобновлению Галеутдинову Е.И. с 1 февраля 2021 г.
Проверив законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился, дополнительно указал, что по информации МОСП по г. Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам исполнительные производства о взыскании с Галеутдинова Е.И. задолженности в пользу ПАО "Красноярскэнергосбыт" окончены в период с мая по июнь 2023 г. в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, остаток задолженности по исполнительному производству о взыскании задолженности в пользу ООО ЖКХ Малиновское" по состоянию на 28 марта 2024 г. составляет 3 520, 13 рублей, из которых основной долг 1 229, 07 рублей, исполнительский сбор 2 291, 06 рублей, таким образом, Галеутдиновым Е.И. имеющим сравнительно небольшой доход предприняты меры к погашению задолженности.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации предусмотрены меры социальной защиты инвалидов.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
К числу мер социальной поддержки инвалидов Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" отнесено в том числе предоставление мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
На территории Красноярского края отношения, связанные с предоставлением денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, регулируются Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", подписанным Губернатором Красноярского края 23 декабря 2004 г.
Пунктом 1 статьи 7 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" предусмотрено, что меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные в соответствии со статьями 14, 15, 16, 18, 21 Федерального закона "О ветеранах", статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктом 17 части первой статьи 2 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", пунктом 3 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", полномочия по предоставлению которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляются в форме компенсаций.
С учетом доходов граждан субсидии предоставляются: а) пользователям жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде; б) нанимателям жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) членам жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственникам жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома); д) иным гражданам - по решению комиссии. Субсидии предоставляются гражданам, указанным в подпунктах "а" - "д" настоящей статьи, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей (статья 11 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг").
В статье 20 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" установлено, что субсидии, указанные в статье 11 настоящего Закона, не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года (пункт 1); предоставление субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, прекращается по решению уполномоченной организации при наличии у получателя субсидии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года (пункт 2); уполномоченная организация принимает решение о прекращении предоставления субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, с месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченной организации стало известно о наличии у получателя субсидии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года (пункт 3); решение о прекращении предоставления субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, доводится уполномоченной организацией до сведения получателя субсидий способом, предусмотренным в заявлении о предоставлении субсидии, в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения с указанием оснований его принятия (пункт 4); информацию о наличии у граждан подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года, уполномоченная организация получает из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (пункт 5).
Статьей 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г..N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", в редакции действовавшей в период спорных правоотношений, было предусмотрено, что компенсации и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности уполномоченная организация получает из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (пункт 1); предоставление компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается по решению уполномоченной организации в случае неуплаты получателем компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги за два и более месяца либо невыполнения получателем компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности.
Предоставление компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается с 1-го числа месяца, в котором принято решение о приостановлении предоставления компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки (пункт 3); при наличии уважительных причин образования у получателя компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнения получателем компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг (стационарное лечение получателя компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки и (или) членов его семьи, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок, установленный трудовым законодательством, стихийные бедствия и (или) иные обстоятельства чрезвычайного характера), подтвержденных документами, указанными в пункте 7 настоящей статьи, предоставление компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки возобновляется по решению уполномоченной организации вне зависимости от условий приостановления предоставления компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки.
При принятии решения о возобновлении предоставления компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки при наличии уважительных причин образования задолженности предоставление компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки после произведенной оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги осуществляется также и за тот месяц, в течение которого их предоставление приостанавливалось (пункт 4); При отсутствии уважительных причин образования у получателя компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнения получателем компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг предоставление компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки возобновляется по решению уполномоченной организации после полного погашения получателем компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо выполнения условий соглашения по погашению задолженности (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока ее погашения). При принятии решения о возобновлении предоставления компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки при отсутствии уважительных причин образования задолженности предоставление компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки после произведенной оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги осуществляется с месяца, в котором произведено полное погашение задолженности либо заключено соглашение о погашении задолженности (выполнены условия соглашения).
При этом возобновление предоставления компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки за месяцы, в течение которых их предоставление приостанавливалось, не осуществляется (пункт 5); решение о приостановлении предоставления компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки принимается уполномоченной организацией в течение 5 рабочих дней со дня получения уполномоченной организацией документов (сведений) о наличии у получателя компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнении получателем компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг. Решение о возобновлении предоставления компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки принимается уполномоченной организацией в течение 5 рабочих дней со дня получения документов (сведений) об отсутствии у получателя компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или о заключении и (или) выполнении получателем компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки соглашения по ее погашению или документов, подтверждающих наличие уважительных причин образования у получателя компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнения получателем компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг.
Уведомление о приостановлении, возобновлении предоставления компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки направляется получателю компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки уполномоченной организацией посредством направления почтовой корреспонденции по месту жительства (месту пребывания) получателя в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения с указанием оснований его принятия и порядка обжалования данного решения (пункт 6); документы, подтверждающие наличие уважительных причин образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, невыполнения условий соглашения по погашению задолженности (медицинская выписка, справка медицинской организации или листок нетрудоспособности, подтверждающие факт прохождения стационарного лечения, справка работодателя о наличии задолженности по заработной плате, свидетельство о смерти, справка территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подтверждающая факт стихийного бедствия и (или) иного обстоятельства чрезвычайного характера), представляются в уполномоченную организацию получателями компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки (пункт 7).
Исходя из приведенных нормативных положений право определенных категорий граждан, в том числе лиц, признанных инвалидами, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральным законом. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральным законом, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения и направлены на поддержание нормального жизненного уровня этих граждан.
По общему правилу, меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут явиться основанием для приостановления предоставления гражданину уполномоченным органом компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Как разъяснено в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Таким образом, наличие у уполномоченного органа, предоставляющего гражданину в качестве меры социальной поддержки компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, информации о задолженности у получателя такой компенсации само по себе не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления этой меры социальной поддержки. Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой выплаты, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о приостановлении предоставления компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в частности до принятия такого решения проверить поступившую к нему информацию о наличии задолженности, установить, соответствует ли информация о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг действительному положению дел, и, если такая задолженность имеет место, установить причины ее возникновения. Принятие решения уполномоченным органом о приостановлении предоставления гражданину такой меры социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, допускается только в случае, если уполномоченным органом будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или имеет место невыполнение гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности.
При возникновении спора между получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и уполномоченным органом по вопросу о наличии у получателя этой меры социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и причинах ее возникновения правомерность действий по приостановлению предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателю этой меры социальной поддержки должен доказать уполномоченный орган. При наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При отсутствии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг приостановление уполномоченным органом предоставления гражданину мер социальной поддержки не допускается.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства, свидетельствующие о трудном материальном положении семьи Галеутдинова Е.И, невозможности осуществления Галеутдиновым Е.И. в силу состояния здоровья какой-либо трудовой деятельности, приносящей доход, наличие у него тяжелого заболевания, требующего регулярных медицинских обследований, а также отсутствие возможности трудоустройства Леконцевой О.П. в связи с необходимостью постоянного ухода за Галеутдиновым Е.И, осуществление Галеутдиновым Е.И. мер направленных на погашение задолженности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг являются уважительными, в связи с чем уполномоченным органом не могло быть приостановлено предоставление мер социальной поддержки Галеутдинову Е.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, выводы судов основаны на совокупности исследованных по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, соответствуют нормам материального права, регулирующих спорные правоотношения, и подробно мотивированы в обжалуемых судебных постановлениях.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами неверно истолкованы нормы права при решении вопроса о признании незаконными решений о приостановлении предоставления Галеутдинову Е.И. меры социальной поддержки в виде компенсации при оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, и понуждении предоставления ему компенсации услуг с 1 февраля 2021 г, поскольку Галеутдинов Е.И. пользуется жилым помещением на основании договора социального найма, однако с 2021 г. не оплачивает за жилье и коммунальные услуги, что подтверждено судебными постановлениями; при имеющейся задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги, суд фактически освободил Галеутдинова Е.И. от обязанности по оплате за жилье и коммунальные услуги; именно наличие у Галеутдинова Е.И. инвалидности вследствие тяжелого заболевания, является основанием для предоставления ему меры социальной поддержки в виде компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, и не может служить уважительной причиной по неоплате за жилое помещение и коммунальные услуги, не опровергают правильных по существу выводов судов. Судами верно указано, что само по себе наличие у Галеутдинова Е.И. на момент обращения в уполномоченный орган задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги не могло служить безусловным основанием для приостановления ему мер социальной поддержки, поскольку принятию соответствующего решения должно было предшествовать установление причин возникновения у Галеутдинова Е.И. задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. Однако таких доказательств уполномоченным органом не представлено. Напротив, из материалов дела следует, что у Галеутдинова Е.И. имелись уважительные причины возникновения задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
По существу доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией уполномоченного органа, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ачинского городского суда Красноярского края от 4 декабря 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 апреля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения" - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.