Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Новожиловой И.А, судей Пальцева Д.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-9/2023 (УИД 54RS0021-01-2022-000513-73) по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Колыванского района Новосибирской области Агафонова Антона Андреевича к Астафьеву Алексею Анатольевичу, Астафьевой Юлии Сергеевне об обращении в доход государства движимого и недвижимого имущества, по кассационной жалобе Астафьева Алексея Анатольевича на решение Колыванского районного суда Новосибирской области от 30 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 8 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
исполняющий обязанности прокурора Колыванского района Новосибирской области Агафонов Антон Андреевич (далее по тексту - и.о. прокурора Колыванского района Новосибирской области Агафонов А.А, истец) обратился в Колыванский районный суд Новосибирской области с иском к Астафьеву Алексею Анатольевичу (далее по тексту - Астафьев А.А.), Астафьевой Юлии Сергеевне (далее по тексту - Астафьева Ю.С.) об обращении в доход государства движимого и недвижимого имущества: земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером "данные изъяты", и транспортного средства - автомобиля "данные изъяты" 2008 года, государственный номер N.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области.
Решением Колыванского районного суда Новосибирской области от 30 октября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 8 февраля 2024 г, исковые требования исполняющего обязанности прокурора Колыванского района Новосибирской области Агафонова А.А. к Астафьеву А.А, Астафьевой Ю.С. об обращении в доход государства движимого и недвижимого имуществам удовлетворены. Обращен в доход Российской Федерации земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером "данные изъяты", прекращено право собственности на него Астафьева А.А. Обращено в доход Российской Федерации транспортное средство - автомобиль "данные изъяты" 2008 года государственный номер N), прекращено право собственности на него Астафьевой Ю.С. С Астафьева А.А. и Астафьевой Ю.С. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 600 рублей, по 300 рублей с каждого.
Астафьев А.А. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Колыванского районного суда Новосибирской области от 30 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 8 февраля 2024 г. отменить, принять новое судебное постановление.
Неявка неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решениями избирательной комиссии Колыванского района Новосибирской области от 14 сентября 2015 г. N, от 24 сентября 2020 г. N утвержден список депутатов Совета депутатов Колыванского района Новосибирской области третьего и четвертого созывов, в число которых вошел Астафьев А.А.
Членами семьи Астафьева А.А. являются - супруга Астафьева Ю.С, дети: А.С.А. (далее по тексту - А.С.А.) ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А.П.А. (далее по тексту - А.П.А.) ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А.М.А. (далее по тексту - А.М.А.) ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Прокуратурой Колыванского района Новосибирской области была проведена проверка по факту представления депутатом Совета депутатов Колыванского района Новосибирской области Астафьевым А.А. неполных и недостоверных сведений своих и своей супруги Астафьевой Ю.С. о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выявлено несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции.
Проверкой установлено, что по сведениям ФНС России доходы Астафьева А.А, являвшегося депутатом Совета депутатов Колыванского района Новосибирской области, за 2016 г. составили - 165 895, 51 рублей (налоговая база - 92 465, 51 рублей), из которых 156 265, 51 рублей выплачено Астафьеву А.А. в качестве заработной платы, больничного пособия и отпускных Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Колыванская средняя общеобразовательная школа N 1", 9 630 рублей выплачено Астафьеву А.А. в виде больничного пособия Фондом социального страхования Российской Федерации. За вычетом налога на доходы физического лица в размере 13 % доход Астафьева А.А. за 2016 г. составил 153 875 рублей.
В период с 2017 г. по 2020 г. Астафьев А.А. официальных доходов не имел.
Члены семьи Астафьева А.А. - супруга Астафьева Ю.С, дети: А.С.А, А.П.А. и А.М.А. в период с 2016 г. по 2020 г. официальных доходов не имели.
Сверкой с базами данных АИС Налог-3, ФИР, сведений 2-НДФЛ, проведенной Межрайонной ИФНС России N 23 по Новосибирской области, установлено, что Астафьев А.А, Астафьева Ю.С, А.П.А. и А.М.А. в период с 2016 г. по 2020 г. не получали доходы от продажи имущества, дарения и аренды.
Астафьев А.А. и Астафьева Ю.С. не состоят на учете в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.
9 ноября 2019 г. супруга Астафьева А.А. - Астафьева Ю.С. по договору купли - продажи приобрела у С.Е.В. транспортное средство "данные изъяты", 2008 года выпуска, регистрационный знак N) стоимостью 1 070 000 рублей. Вместе с тем, совокупный доход Астафьева А.А. и его супруги Астафьевой Ю.С. за три последних года (2016-2018 гг.), предшествовавших отчетному периоду - 2019 г, составил 153 875 рублей. Сумма данной сделки превысила общий доход Астафьева А.А. и его супруги Астафьевой Ю.С. за 2016-2018 гг, предшествующие отчетному периоду - 2019 г, на 916 125 рублей.
18 января 2020 г. по договору купли - продажи земельного участка Астафьев А.А. приобрел у Ж.А.С. и Ж.А.В. земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N, стоимостью 500 000 рублей. Вместе с тем, совокупный доход Астафьева А.А. и его супруги Астафьевой Ю.С. за три последних года (2017-2019 гг.), предшествующих отчетному периоду - 2020 г, составил 0 рублей. Сумма данной сделки превысила общий доход Астафьева А.А. и его супруги Астафьевой Ю.С. за 2017-2019 гг, предшествующих отчетному периоду - 2020 г, на 500 000 рублей.
Исполняющий обязанности прокурора Колыванского района Новосибирской области Агафонов А.А. указав, что Астафьев А.А. в период с 2015 г. по 2019 г, являясь депутатом Совета депутатов Колыванского района Новосибирской области, занимая муниципальную должность, совершил коррупционные правонарушения - приобрел транспортное средство и земельный участок, стоимость которых значительно превышает его доходы, а также доходы его супруги Астафьевой Ю.С. за предшествующие сделкам три года, Астафьев А.А. не сообщил в отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области сведения об источниках получения средств, за счет которых в 2019 г, 2020 г. им и его супругой Астафьевой Ю.С. было приобретено указанное имущество, приобретение Астафьевым А.А. имущества, превышающего по стоимости доходы Астафьева А.А. и его супруги за предшествующие три года, свидетельствует о совершении Астафьевым А.А. деяния коррупционной направленности, обратился в суд с настоящим иском.
Астафьев А.А. возражая по существу исковых требований в том числе указывал, что на приобретение земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" денежные средства в размере 500 000 рублей наличными подарила его мать А.В.А. (далее по тексту - А.В.А.), путем составления договора дарения от 16 января 2020 г. Согласно выписке по счету его матери А.В.А. в Банке "Левобережный" за период с января 2017 г. по декабрь 2019 г. она снимала со счета денежные средства в общей сумме 898 000 рублей. Также, его мать являлась наследницей имущества умершего в 2012 г. её мужа А.А.Г. (наследство: ? дома, площадью 139, 5 кв.м, стоимостью 738 100 рублей, и земельный участок, площадью 809 кв.м.), и наследницей имущества матери мужа - А.К.Ф, от которой ей перешел в собственность земельный участок 10 соток, дом, площадью 50, 5 кв.м, и денежные средства на счетах. На момент приобретения автомобиля "данные изъяты", 2008 года выпуска, у его супруги Астафьевой Ю.С. в собственности находился автомобиль "данные изъяты", 2001 года выпуска. В связи с травмой "данные изъяты" сына А.М.А, которого необходимо было доставлять лежа в школу-санаторий интернат N 133 г. Новосибирска, им было принято решение о продаже имевшегося автомобиля "данные изъяты", 2001 года выпуска, и приобретении автомобиля, на покупку которого денежные средства в размере 1 070 000 рублей были переданы им в долг без уплаты процентов Б.В.С. - братом Астафьевой Ю.С. В связи с этим 5 ноября 2019 г. был составлен договор займа сроком до 5 ноября 2024 г. В июле 2020 г. автомобиль "данные изъяты", 2001 года выпуска, был продан и часть долга в размере 318 000 рублей была погашена, о чем имеется расписка о погашении части долга.
В ходе судебного разбирательства определением Колыванского районного суда Новосибирской области от 8 ноября 2022 г. по делу была назначена судебная техническая экспертиза, проведение которой поручено специалистам ФБУ Сибирский РЦСЭ Минюста России.
Согласно заключению эксперта ФБУ Сибирский РЦСЭ Минюста России от 4 октября 2023 г..N договор дарения денежных средств от 16 января 2020 г..с лицевой стороны по левому и верхнему краям подвергался световому воздействию. Установить, подвергался ли документ - договор займа от 5 ноября 2019 г..световому, термическому или химическому воздействию, повлекшему за собой изменения свойств материалов письма и подложки документов, не представляется возможным по причинам, изложенным в исследовательской части заключения (признаков, свидетельствующих о световом, химическом и (или) термическом воздействиях, не установлено, однако не исключена возможность воздействия какими-либо методами, которые ускоряют процесс старения документа, но не влияют на изменение внешнего вида документа и на свойства материалов письма). Установить, соответствует ли время выполнения печатного текста и рукописного текста от имени Астафьева А.А. в договоре дарения денежных средств от 16 января 2020 г, печатного текста в договоре займа от 5 ноября 2019 г..датам, указанным в документах, не представляется возможным по причинам, изложенным в исследовательской части заключения (полученные данные свидетельствуют о том, что период "активного старения" для штрихов исследуемой пасты на момент начала исследования закончился. Содержание растворителя в этих штрихах вышло на относительно стабильный уровень. Отсутствие динамики в содержании летучих растворителей в штрихах исследуемой пасты делает этот объект непригодным для определения времени его выполнения. Поэтому установить время выполнения рукописного текста от имени Астафьева А.А. в договоре от 16 января 2020 г..не представляется возможным). Подписи от имени Б.В.С. и от имени Астафьевой Ю.С. в договоре займа от 5 ноября 2019 г..и рукописный текст от имени А.В.А. в договоре дарения денежных средств от 16 января 2020 г..не соответствует указанным в них датам - 5 ноября 2019 г..и 16 января 2020 г, соответственно.
Подписи и рукописный текст выполнены не ранее мая 2022 г..
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, а также дополнительно представленные прокурором суду сведения о наличии у Астафьева А.А. и его супруги Астафьевой Ю.С. банковских счетов в АО "Тинькоф Банк", которые не были указаны им ни в своих справках о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, ни в аналогичных справках на свою супругу, согласно которым у Астафьева А.А. за 2019 г. сумма поступивших на счет денежных средств составила 2 369 430, 81 рублей, за 2020 г. - 939 638, 50 рублей, у Астафьевой Ю.С. за 2018 г. сумма поступивших денежных средств составила 261 530 рублей, за 2019 г. - 8 626 509, 33 рублей, за 2020 г. - 1 626 352, 62 рублей, и установив, что Астафьев А.А. является должностным лицом, на которое распространяются требования о представлении полных достоверных сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера своих и членов семьи, не предоставил достаточных достоверных доказательств, свидетельствующих о наличии дохода, позволяющего приобрести земельный участок и автомобиль, в связи с отсутствием доказательств законного источника доходов, позволяющих приобрести спорное имущество, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, полагая возможным обратить в доход государства указанное прокурором имущество, с прекращением регистрации права собственности Астафьева А.А. на земельный участок, его супруги Астафьевой Ю.С. на спорный автомобиль.
Проверив законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений регулируются Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к лицам, замещающим муниципальную должность, относит депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, члена избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, председателя, заместителя председателя, аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования (абзац двадцатый части 1 статьи 2).
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
При выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд (часть 7.3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В части 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности: 1) предупреждение; 2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; 3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий; 4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; 5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.
Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 настоящей статьи, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 7.3-2 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" данный закон в целях противодействия коррупции устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходу данного лица и его супруги (супруга) в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом (далее - контроль за расходами), а также определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.
В силу подпункта "г" пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" настоящий Федеральный закон устанавливает контроль за расходами лиц, замещающих (занимающих) муниципальные должности.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" установлено, что лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является достаточная информация о том, что данным лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Указанная информация в письменной форме может быть представлена в установленном порядке лицами, перечисленными в пунктах 1 - 4 части 1 статьи 4 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
Основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещавшего (занимавшего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является поступление в органы прокуратуры Российской Федерации материалов, предусмотренных частью 6 статьи 16 настоящего Федерального закона (часть 1.1 статьи 4 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам").
Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" решение об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих (занимающих) должности, указанные в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей принимается в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными актами Банка России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и локальными нормативными актами государственной корпорации, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельно в отношении каждого такого лица и оформляется в письменной форме.
Решение об осуществлении контроля за расходами лиц, замещавших (занимавших) должности, указанные в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненными ему прокурорами отдельно в отношении каждого такого лица и оформляется в письменной форме (часть 7 статьи 5 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам").
Частью 2 статьи 12 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" предусмотрено, что Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры при получении материалов, предусмотренных частью 6 статьи 16 настоящего Федерального закона, осуществляют контроль за расходами лица, замещавшего (занимавшего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В части 3 статьи 16 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" установлено, что в случае, если в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры в течение четырех месяцев со дня получения материалов, предусмотренных частью 3 статьи 16 настоящего Федерального закона, рассматривают их в пределах своей компетенции, установленной Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", после чего в порядке, предусмотренном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, в отношении которых лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы, или об обращении в доход Российской Федерации денежной суммы, эквивалентной стоимости такого имущества, если его обращение в доход Российской Федерации невозможно.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 27-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" и пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки К.Е.И." указано на отсутствие признаков, позволяющих предполагать неконституционность части 1 статьи 17 Федерального закона N 230-ФЗ, поскольку из нее следует право органов прокуратуры при наличии решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов истребовать материалы проверки у органов, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений, и обратиться в суд с иском об обращении имущества в доход государства. Именно прокурор, а не комиссия, проводящая предусмотренные этим Федеральным законом контрольные мероприятия, вправе предъявить такой иск. Правила взаимодействия тех или иных органов, подразделений и должностных лиц с прокуратурой введены данным Федеральным законом прежде всего для поддержания порядка в проведении контрольных мероприятий и процедур в публичных интересах противодействия коррупции, которые могут завершаться реализацией права прокурора на обращение в суд с иском при наличии на то оснований.
Будучи наделенной функцией по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, прокуратура правомочна на основе собственной проверки не согласиться с результатами контрольных мероприятий и с оценкой этих результатов указанной комиссией, а значит, она не может быть лишена как права составить свою позицию в том числе по поводу наличия оснований иска, так и права на собственное решение относительно обращения с исковым заявлением в суд. Равным образом, обладая надзорными правами и в отношении органов, осуществляющих контроль соответствия семейных расходов государственных служащих их семейным доходам, прокуратура может средствами прокурорского реагирования предотвращать или пресекать нарушения законодательства с их стороны, включая ненадлежащее осуществление контрольных мероприятий (пункт 1.3).
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан" указано, что предусмотренная статьей 17 Федерального закона N 230-ФЗ возможность обращения в доход Российской Федерации перечисленного в этой норме имущества, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения на законные доходы, является, по существу, особой мерой государственного принуждения, применяемой в случае нарушения лицами, выполняющими публичные функции, антикоррупционного законодательства; данная мера заключается в безвозмездном изъятии такого имущества у собственника по решению суда в связи с предполагаемым и неопровергнутым совершением государственным гражданским служащим неправомерного деяния коррупционной направленности, т.е, как следует из части 1 статьи 4 и статьи 17 названного Федерального закона, если стоимость приобретенного в отчетном периоде им и перечисленными в законе членами его семьи соответствующего имущества превышает их общий доход за три предшествующих года, а государственный гражданский служащий не может доказать законность происхождения средств, достаточных для его приобретения; при этом переход такого имущества в собственность Российской Федерации осуществляется в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющим в качестве основания прекращения права собственности принудительное изъятие у собственника имущества по решению суда и обращение его в доход государства при недоказанности законного происхождения доходов, направленных на его приобретение (пункт 5).
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 2017 г..N 1163-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Р.Д.С. на нарушение ее конституционных прав подпунктом 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также частью 1 статьи 4, частью 3 статьи 16, статьей 17 и частью 2 статьи 18 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" федеральный законодатель, вводя систему контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходу данного лица и его супруги (супруга) и определяя в качестве момента вступления в силу Федерального закона N 230-ФЗ 1 января 2013 года (часть 1 статьи 18), действовал в рамках дискреционных полномочий и - с учетом временных границ отчетного периода, за который указанные лица обязаны представлять сведения о доходах и расходах (календарный год, предшествующий году представления такого рода сведений), - установил, что предусмотренная частью 1 статьи 3 данного Федерального закона обязанность по представлению сведений о расходах возникает в отношении сделок, совершенных с 1 января 2012 года (часть 2 статьи 18). Такое правовое регулирование - исходя из того, что первым отчетным периодом с момента вступления в силу указанного Федерального закона является период с 1 января по 31 декабря 2012 года, - не может расцениваться как недопустимое с точки зрения Конституции Российской Федерации придание обратной силы закону, ухудшающему правовое положение государственных гражданских служащих и ограничивающему их права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Кроме того, в контексте особых правовых мер, направленных на предупреждение незаконного обогащения лиц, осуществляющих публичные функции, и тем самым на эффективное противодействие коррупции, возможность проведения в рамках контроля за расходами на приобретение дорогостоящих объектов гражданского оборота мониторинга доходов государственного гражданского служащего и его супруги (супруга) за период, предшествующий вступлению в силу Федерального закона N 230-ФЗ, а равно обращения в доход Российской Федерации имущества, приобретенного по сделкам, совершенным с 1 января 2012 года, - притом что в отношении такого имущества указанным лицом не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, - отвечает предназначению правового регулирования в этой сфере, направленного на защиту конституционно значимых ценностей, и не нарушает баланс публичных интересов борьбы с коррупцией и частных интересов государственных гражданских служащих, доходы которых не связаны с коррупционной деятельностью (пункт 4).
Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации по решению суда допускается обращение в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что Астафьев А.А. являлся лицом, замещающим муниципальную должность, обязанным предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги и несовершеннолетних детей, а равно соблюдать установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции для данной категории лиц запреты и ограничения, совокупностью имеющихся в деле доказательств подтверждено, что стоимость приобретенного 9 ноября 2019 г. супругой Астафьева А.А. - Астафьевой Ю.С. по договору купли - продажи транспортного средства "данные изъяты", 2008 года выпуска, регистрационный знак N), составила 1 070 000 рублей, стоимость приобретенного Астафьевым А.А 18 января 2020 г. по договору купли - продажи земельного участка, расположенного по адресу: "данные изъяты" составила 500 000 рублей, что превышает общий доход Астафьева А.А. и его супруги Астафьевой Ю.С. за три предшествующих года, Астафьевым А.А, Астафьевой Ю.С. не представлено доказательств, подтверждающих законность происхождения доходов, позволивших приобрести указанное имущество, пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы Астафьева А.А. об отсутствии у прокурора права на проведение проверочных мероприятий являются несостоятельными.
В пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что предметом надзора органов прокуратуры является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Частью 2 статьи 12 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" предусмотрено, что Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры при получении материалов, предусмотренных частью 6 статьи 16 настоящего Федерального закона, осуществляют контроль за расходами лица, замещавшего (занимавшего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Доводы кассационной жалобы Астафьева А.А. о нарушении порядка принятия решения о применении к нему меры ответственности не могут повлечь отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку правильность выводов судов не опровергают.
Доводы кассационной жалобы Астафьева А.А. о том, что за автомобиль "данные изъяты" 2008 государственный номер N), принадлежащий Астафьевой Ю.С, уже отдано было займодавцу 318 000 рублей, приобретение указанного автомобиля явилось необходимостью из-за получения травмы "данные изъяты" ребёнком, лечение которого продолжается, судами не дана оценка его доводам о наличии у него доходов от хозяйственной непредпринимательской деятельности, связанной с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, экспертное заключение на установление давности составления договора дарения денежных средств от 16 января 2020 г. и договора займа от 5 ноября 2019 г. не является относимым средством доказывания, не являются основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводы судов о непредставлении Астафьевым А.А. при заполнении справок о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и членов своей семьи сведений о совершенных сделках по приобретению имущества и об источниках происхождения доходов, на которые было приобретено имущество.
Факт не привлечения к участию в деле Б.В.С. на законность судебных постановлений не влияет, поскольку каких-либо требований относительно предмета спора данным лицом не заявлено.
По существу доводы приведенные Астафьевым А.А. в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются его процессуальной позицией, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Колыванского районного суда Новосибирской области от 30 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 8 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Астафьева Алексея Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Новожилова
Судьи Д.А. Пальцев
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.