Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожилова И.А., рассмотрев кассационную жалобу Конашкова Петра Александровича на решение мирового судьи судебного участка N 119 Кировского района г. Иркутска от 14 декабря 2023 г., апелляционное определение Кировского районного суда г. Иркутска от 21 февраля 2024 г. по делу N 2-1670/2023 (УИД 38MS0119-01-2023-003243-80) по исковому заявлению Конашкова Петра Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о взыскании компенсации по индексации страховой части пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Конашков Петр Александрович (далее по тексту - Конашков П.А, истец) обратился к мировому судье судебного участка N 119 Кировского района г. Иркутска с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее по тексту - ОСФР по Иркутской области, пенсионный орган) о взыскании индексации страховой части пенсии за период с 1 января 2016 г. по 4 мая 2021 г. в размере 45 989, 64 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка N 119 Кировского района г. Иркутска от 14 декабря 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением Кировского районного суда г. Иркутска от 21 февраля 2024 г, исковые требования Конашкова П.А. к ОСФР по Иркутской области о взыскании индексации страховой части пенсии за период с 1 января 2016 г. по 4 мая 2021 г. в размере 45 989, 64 рублей оставлены без удовлетворения.
Конашков П.А. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение мирового судьи судебного участка N 119 Кировского района г. Иркутска от 14 декабря 2023 г, апелляционное определение Кировского районного суда г. Иркутска от 21 февраля 2024 г. отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов кассационной жалобы Конашков П.А. указал на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Он является получателем страховой пенсии с 2010 г, но продолжал работать до 4 мая 2021 г..После прекращении трудовой деятельности он получает страховую часть пенсии с учетом всех индексаций. Однако перерасчета с учетом надбавок за период с 1 января 2016 г..по 4 мая 2021 г..он не получил. В обоснование решения положен вывод суда о том, что по смыслу Федерального закона от l5 декабря 2001 г..N 167-ФЗ, право на получение индексации имеют только неработающие пенсионеры, однако данный довод не заявлялся представителем ответчика ни в письменном возражении на иск, ни устно в судебном заседании, в судебном заседании не исследовался, что дает основание полагать о том, что данный довод судом приведен по своей инициативе, что противоречит положению части 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о нейтральном статусе суда, нарушает требования, предусмотренные частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о равенстве сторон и принципе их состязательности в процессе, а также части 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о том, что суд должен основывать решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. К тому же данный довод суда не соответствует действительности.
Несмотря на приведенные доводы апелляционным определением его апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а обжалуемое решение мирового судьи без изменения. В основу данного судебного акта, по инициативе апелляционного суда были положены другие обоснования, которые не заявлялись ответчиком, что является нарушением общих принципов гражданского судопроизводства о равноправии сторон и состязательности сторон в процессе, нейтральности суда, обоснованности и законности судебных решений, вынесения решений только по обстоятельствам исследованным в судебном заседании, что дает основания полагать, что в данном случае судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, неправильно применены нормы материального и процессуального права, и являются основанием для отмены судебного акта. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле извещены о времени месте судебного заседания надлежащим образом.
Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно справке ОСФР по Иркутской области от 28 ноября 2023 г. Конашков П.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в ОСФР по Иркутской области в период с 1 августа 2015 г. по 30 ноября 2021 г, на основании решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куйбышевском районе г. Иркутска от 1 марта 2010 г. является с 1 марта 2010 г. бессрочно получателем страховой пенсии по старости.
4 мая 2021 г. в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о прекращении Конашковым П.А деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им соответствующего решения.
В июле 2021 г. в пенсионный орган поступили сведения о прекращении работы Конашкова П.А, в связи с чем решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области от 13 августа 2021 г. N произведен расчет сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 июня 2021 г.
В период с 1 января 2016 г. по 4 мая 2021 г. начисление суммы страховой пенсии производилось Конашкову П.А. без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с фактом осуществления Конашковым П.А. трудовой деятельности.
Конашков П.А, указав, что после прекращения трудовой деятельности он получает страховую часть пенсии с учетом всех индексаций, однако перерасчета пенсии с учетом надбавок за период с 1 января 2016 г. по 4 мая 2021 г. он не получил, размер недополученной страховой пенсии за указанный период составляет 45 989, 64 рублей, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Конашкова П.А, мировой судья, с вводами которого согласился районный суд, руководствуясь положениями статей 15, 18, 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", части 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", исходил из того, что Конашков П.А. в период с 1 января 2016 г. по 4 мая 2021 г. являлся работающим пенсионером, в связи с чем права на выплату индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии в указанный период не имел.
Судья Восьмого кассационного общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Конституция Российской Федерации, признавая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), и определяя в качестве одного из основных направлений социальной защиты обеспечение государственной поддержки пожилых граждан (статья 7, часть 2), закрепляет в числе основ правового статуса личности право каждого на социальное обеспечение, в частности, по возрасту (статья 17, часть 1; статья 39, часть 1; статья 64), а также относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
С 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Определение, перерасчет размеров страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размеров страховых пенсий регламентируются статьей 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: 1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 23, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (пункт 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Статьей 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В силу части 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" установлено, что индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона с 1 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Факт осуществления иной деятельности устанавливается на основании сведений о регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
На основании части 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (часть 6 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Частью 8 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, обоснованно исходили из того, что в период с 1 января 2016 г. по 4 мая 2021 г. Конашков П.А. осуществлял индивидуальную предпринимательскую деятельность, то есть являлся работающим пенсионером, что в силу положений статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" не дает ему права на перерасчет размера страховой пенсии с учетом индексации за спорный период.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Приведенные Конашковым П.А. в кассационной жалобе доводы о наличии оснований для индексации страховой части пенсии, сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на неверном толковании норм материального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 119 Кировского района г. Иркутска от 14 декабря 2023 г, апелляционное определение Кировского районного суда г. Иркутска от 21 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Конашкова Петра Александровича - без удовлетворения.
Судья И.А. Новожилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.