Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Лавник М.В, судей: Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-997/2023 (УИД 42RS0009-01-2022-010878-81) по иску Ступакова Андрея Валерьевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области -Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный и общий стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 14 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ступаков Андрей Валерьевич (далее - Ступаков А.В, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ГУ ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный и общий стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Исковые требования мотивированы тем, что 16 июня 2022 г. Ступаков А.В. обратился в ГУ - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ - ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу N от 29 сентября 2022 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ (в наличии страховой стаж 7 лет 7 месяцев 24 дня, при требуемом - 20 лет, специальный стаж по Списку N 1 составляет 5 лет 1 месяц 23 дня, при требуемом - 10 лет).
Из содержания решения следует, что периоды работы, протекавшей на территории Республики Казахстан, начиная с 13 марта 1992 г, не могут быть засчитаны в страховой стаж, так как в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г, периоды работы, имевшей место на территории участников Соглашения после 13 марта 1992 г, должны подтверждаться компетентным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение. Подтверждение от компетентного органа Республики Казахстан до настоящего времени не поступило.
Кроме того, периоды прохождения военной службы по призыву в Вооруженных силах государств - участников Содружества Независимых Государств, в страховой стаж и общий трудовой стаж не засчитываются.
Истец считает указанное решение ответчика частично незаконным, в связи с чем обратился в суд.
Ступаков А.В, с учетом уточненных исковых требований, просил признать незаконным решение ГУ - ОПФР по Кемеровской области- Кузбассу от 29 сентября 2022 г. N в части отказа во включении в специальный и страховой стаж периодов работы:
- с 12 ноября 1992 г. по 15 мая 2006 г. слесарем-ремонтником в обжиговом цехе на Цинковом заводе Лениногорского полиметаллического комбината;
- с 16 мая 2006 г. по 30 июля 2012 г. мастером обжигового цеха на Цинковом заводе Лениногорского полиметаллического комбината;
- с 1 августа 2012 г. по 13 апреля 2014 г. начальником отделения по производству огарка на Цинковом заводе Лениногорского полиметаллического комбината;
- с 14 апреля 2014 г. по 30 ноября 2014 г. мастером объединенного цеха N1 Риддерского цинкового завода Риддерского металлургического комплекса ТОО "Казцинк";
- с 1 декабря 2014 г. по 19 июня 2016 г. мастером отделения по производству огарка цеха N1 Риддерского цинкового завода Риддерского металлургического комплекса ТОО "Казцинк";
- с 20 июня 2016 г. по 10 июня 2017 г. аппаратчиком - гидрометаллургом 4 разряда объединенного цеха Риддерского цинкового завода Риддерского металлургического комплекса ТОО "Казцинк";
обязать ответчика включить вышеуказанные периоды работы в специальный и страховой стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты наступления права, то есть с 8 июля 2022 г.
Определением Центрального районного суда г.Кемерово от 14 сентября 2023 г. произведена замена ответчика ГУ - ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ОСФР по Кемеровской области- Кузбассу).
Решением Центрального районного суда г.Кемерово от 14 сентября 2023 г. исковые требования Ступакова А.В. удовлетворены.
Признано незаконным решение ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу от 29 сентября 2022 г. N об отказе в установлении Ступакову А.В. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
На ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу наложена обязанность зачесть Ступакову А.В. в стаж на соответствующих видах работ периоды работы: с 12 января 1992 г. по 15 мая 2006 г. слесарем-ремонтником в обжиговом цехе на Цинковом заводе Лениногорского полиметаллического комбината; с 16 мая 2006 г. по 30 июля 2012 г. мастером обжигового цеха на Цинковом заводе Лениногорского полиметаллического комбината; с 1 августа 2012 г. по 13 апреля 2014 г. начальником отделения по производству огарка на Цинковом заводе Лениногорского полиметаллического комбината; с 14 апреля 2014 г. по 30 ноября 2014 г. мастером объединенного цеха N1 Риддерского металлургического комплекса ТОО "Казцинк"; с 1 декабря 2014 г. по 19 июня 2016 г. мастером отделения по производству огарка цеха N1 Риддерского металлургического комплекса ТОО "Казцинк"; с 20 июня 2016 г. по 10 июня 2017 г. аппаратчиком-гидрометаллургом 4 разряда Риддерского металлургического комплекса ТОО "Казцинк".
На ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу возложена обязанность зачесть Ступакову А.В. в страховой стаж названные периоды работы и назначить Ступакову А.В. страховую пенсию по пункту 1 части 1 статьи 30 ФЗ от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента возникновения права, то есть с 8 июля 2022 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 декабря 2023 г. решение Центрального районного суда г.Кемерово от 14 сентября 2023г. в части признания незаконным решения ГУ - ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу N от 29 сентября 2022 г. об отказе в назначении Ступакову А.В. досрочной страховой пенсии по старости, а также в части включения в специальный стаж периодов работы, протекавшей на территории Республики Казахстан после 1 января 2013 г. отменено.
В отмененной части принято новое решение.
Признано незаконным решение ГУ - ОПФР по Кемеровской области- Кузбассу N от 29 сентября 2022 г. в части отказа во включении в специальный и страховой стаж Ступакова Андрея Валерьевича периодов его работы:
- с 12 ноября 1992 г. по 15 мая 2006 г. слесарем-ремонтником в обжиговом цехе на Цинковом заводе Лениногорского полиметаллического комбината;
- с 16 мая 2006 г. по 30 июля 2012 г. мастером обжигового цеха на Цинковом заводе Лениногорского полиметаллического комбината;
- с 1 августа 2012 г. по 31 декабря 2012 г. начальником отделения по производству огарка на Цинковом заводе Лениногорского полиметаллического комбината, а также в части отказа во включении в страховой стаж периодов работы:
- с 1 января 2013 г. по 13 апреля 2014 г. начальником отделения по производству огарка на Цинковом заводе Лениногорского полиметаллического комбината;
- с 14 апреля 2014 г. по 30 ноября 2014 мастером объединенного цеха N1 Риддерского металлургического комплекса ТОО "Казцинк";
- с 1 декабря 2014 г. по 19 июня 2016 г. мастером отделения по производству огарка цеха N1 Риддерского металлургического комплекса ТОО "Казцинк";
- с 20 июня 2016 г. по 10 июня 2017 г. аппаратчиком-гидрометаллургом 4 разряда Риддерского металлургического комплекса ТОО "Казцинк".
В удовлетворении требований Ступакова Андрея Валерьевича о возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу обязанности включить в специальный стаж периоды работы:
- с 1 января 2013 г. по 13 апреля 2014 г. начальником отделения по производству огарка на Цинковом заводе Лениногорского полиметаллического комбината;
- с 14 апреля 2014 г. по 30 ноября 2014 г. мастером объединенного цеха N1 Риддерского металлургического комплекса ТОО "Казцинк";
- с 1 декабря 2014 г. по 19 июня 2016 г. мастером отделения по производству огарка цеха N1 Риддерского металлургического комплекса ТОО "Казцинк";
- с 20 июня 2016 г. по 10 июня 2017 г. аппаратчиком-гидрометаллургом 4 разряда Риддерского металлургического комплекса ТОО "Казцинк", - отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 14 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 декабря 2023 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений в удовлетворенной части, как незаконных и необоснованных.
Кассатор указывает на отсутствие документов необходимых для установления пенсии.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, продолженное после перерыва, объявленного 2 мая 2024 г, Ступаков А.В, представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу подана ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствии представителя ответчика.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения Ступакова А.В, данные им до объявления перерыва в судебном заседании 2 мая 2024 г, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения по настоящему делу были допущены судом апелляционной инстанции.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Ступаков А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 16 июня 2022 г. обратился в ГУ - ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика N от 29 сентября 2022 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ (в наличии страховой стаж 7 лет 7 месяцев 24 дня, при требуемом - 20 лет, специальный стаж по Списку N1 составляет 5 лет 1 месяц 23 дня, при требуемом - 10 лет).
Из содержания решения следует, что в страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ не включены периоды работы истца, протекавшей на территории Республики Казахстан, начиная с 13 марта 1992 г, так как в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г, периоды работы, имевшей место на территории участников Соглашения после 13 марта 1992 г, должны подтверждаться компетентным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение. Подтверждение от компетентного органа Республики Казахстан не поступило.
В соответствии с трудовой книжкой и архивными справками КГУ "Государственный архив" управления культуры, архивов и документаций Восточно-Казахстанской области, личной карточкой формы Т-2, приказами о приеме на работу, переводе, увольнении и иными документами, с 12 ноября 1992 г. по 15 мая 2006 г. истец работал на Цинковом заводе Лениногорского полиметаллического комбината, в обжиговом цехе слесарем-ремонтником; с 16 мая 2006 г. по 30 июля 2012 г. мастером обжигового цеха этого же завода; с 1 августа 2012 г. по 13 апреля 2014 г. - начальником отделения по производству огарка этого же завода; с 14 апреля 2014 г. по 30 ноября 2014 г.- мастером объединенного цеха N1 цинкового завода; с 1 декабря 2014 г. по 19 июня 2016 г. - мастером отделения по производству огарка цеха N1; с 20 июня 2016 г. по 10 июня 2017 г. аппаратчиком - гидрометаллургом 4 разряда объединенного цеха Риддерского цинкового завода Риддерского металлургического комплекса ТОО "Казцинк".
Согласно исторической справке 22 февраля 1993 г. Лениногорский полиметаллический комбинат был переименован в АО "Лениногорский полиметаллический комбинат", впоследствии переименован в АО "Казцинк". Цинковый завод Лениногорского горнометаллургического комплекса ОАО "Казцинк" включен в состав "Металлургического производства". 15 июля 2002 г. Лениногорский цинковый завод был переименован в Риддерский цинковый завод ОАО "Казцинк". 19 сентября 2003 г.ОАО "Казцинк" переименовано в АО "Казцинк". 1 апреля 2008 г. Риддерский цинковый завод АО "Казцинк" включен в состав Риддерского металлургического комплекса АО "Казцинк". 1 августа 2012 г. АО "Казцинк" преобразован в ТОО "Казцинк".
Как следует из справок о заработной плате истца за соответствующие периоды работы, которые предоставлены с места работы истца (с учетом переименования предприятия), истец работал в названных выше профессиях полный рабочий день, без прогулов, простоев, командировок. При этом работодателем уплачивались страховые взносы в отношении Ступакова А. В.
Судом установлено, что работа во вредных условиях в указанные периоды подтверждается документами-справками, оформленными соответствующими органами, и архивными справками, выданными в соответствии с требованиями закона.
Из личной карточки Ступакова А.В, справок о начислении заработной платы следует, что в спорные периоды работы он получал доплату за вредные и тяжелые условия труда.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу от 29 сентября 2022 г. N об отказе в установлении Ступакову А.В. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" является незаконным, а периоды работы истца с 12 ноября 1992 г. по 15 мая 2006 г. слесарем-ремонтником в обжиговом цехе на Цинковом заводе Лениногорского полиметаллического комбината, с 16 мая 2006 г. по 30 июля 2012 г. мастером обжигового цеха на Цинковом заводе Лениногорского полиметаллического комбината, с 1 августа 2012 г. по 13 апреля 2014 г. начальником отделения по производству огарка на Цинковом заводе Лениногорского полиметаллического комбината, с 14 апреля 2014 г. по 30 ноября 2014 г. мастером объединенного цеха N1 Риддерского металлургического комплекса ТОО "Казцинк", с 1 декабря 2014 г. по 19 июня 2016 г. мастером отделения по производству огарка цеха N1 Риддерского металлургического комплекса ТОО "Казцинк", с 20 июня 2016 г. по 10 июня 2017 г. аппаратчиком-гидрометаллургом 4 разряда Риддерского металлургического комплекса ТОО "Казцинк" подлежат зачету в стаж истца, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и общий страховой стаж, так как занятость истца в спорные периоды на работах с вредными условиями труда нашла свое подтверждение вышеприведенными письменными доказательствами по делу.
Установив, что с учетом спорных периодов работы у истца имеется страховой стаж необходимой продолжительности для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу страховую пенсию по старости по пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 8 июля 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции, за исключением выводов о включении в специальный стаж периодов работы истца с 1 января 2013 г. по 10 июня 2017 г, указав на подтверждение специального характера работы истца в указанные периоды совокупностью относимых, допустимых и достаточных доказательств.
Суд апелляционной инстанции указал на то, что удовлетворяя требования истца о включении в специальный страховой стаж периода работы истца после 1 января 2013 г, суд первой инстанции не применил положения части 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения досрочной страховой пенсии по старости, а также порядок подтверждения страхового стажа, а также не учел, что спорные периоды работы истца подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
С учетом изложенного, в отсутствии в материалах дела доказательств уплаты дополнительных тарифов страховых взносов на финансирование страховой части пенсии за период после 1 января 2013 г, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда в части включения в специальный стаж периодов работы, протекавшей на территории Республики Казахстан после 1 января 2013 г, подлежит отмене с принятием в указанной части нового решения об отказе в иске.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку выводы судебных инстанций в указанной части сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г. далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
С 1 января 2021 г. вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г, статьей 7 которого предусмотрено, что каждое государство - член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения (пункт 1). В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства - члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств - членов в соответствии с законодательством каждого из государств - членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (пункт 2).
Согласно статье 12 Соглашения от 20 декабря 2019 г. назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством - членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств - членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г, а после распада этого государства - до 13 марта 1992 г.
Вместе с тем, Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N1-369-18 разъяснялось, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. может быть учтен и трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время после 13 марта 1992 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ в редакции, действующей на момент обращения Ступакова А.В. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости -16 июня 2022 г.).
На основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства от 16 июля 2014 г. N665 - при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список N1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N1).
В соответствии со Списком N1 в разделе VIII "Металлургическое производство (цветные металлы), подразделом 7 "Гидрометаллургия, выщелачивание, получение кадмия и купороса" позиции 1070200а-17531 предусмотрены слесари-ремонтники, позиции 1070900а-10187 предусмотрены аппаратчики-гидрометаллурги, позиции 10702006-23187 предусмотрены мастера.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2 частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Пунктом 4 названных правил определено, что при подсчете страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 Правил от 2 октября 2014 г. N1015.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 марта 2003 г. N203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Таким образом, до 1 января 2021 г. порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулировался принятым 13 марта 1992 г. Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения, Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенное в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 г, подлежит применению к правоотношениям, возникшим после вступление его в силу 1 января 2021 г.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Разрешая требования истца в части включения в страховой стаж периодов работы истца с 12 января 1992 г. по 15 мая 2006 г. слесарем-ремонтником в обжиговом цехе на Цинковом заводе Лениногорского полиметаллического комбината; с 16 мая 2006 г. по 30 июля 2012 г. мастером обжигового цеха на Цинковом заводе Лениногорского полиметаллического комбината; с 1 августа 2012 г. по 13 апреля 2014 г. начальником отделения по производству огарка на Цинковом заводе Лениногорского полиметаллического комбината; с 14 апреля 2014 г. по 30 ноября 2014 г. мастером объединенного цеха N1 Риддерского металлургического комплекса ТОО "Казцинк"; с 1 декабря 2014 г. по 19 июня 2016 г. мастером отделения по производству огарка цеха N1 Риддерского металлургического комплекса ТОО "Казцинк"; с 20 июня 2016 г. по 10 июня 2017 г. аппаратчиком-гидрометаллургом 4 разряда Риддерского металлургического комплекса ТОО "Казцинк", судебные инстанции исходили из того, что факт работы истца в спорные периоды подтвержден совокупностью представленных доказательств, в том числе данными трудовой книжки истца, архивными справками, справками работодателя.
При этом, удовлетворяя требования Ступакова А.В. о включении в страховой стаж периодов его работы в с 1 января 2002 г. по 10 июня 2017 г, суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили к спорным отношениям приведенные нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого дает право на назначение страховой пенсии по старости.
Судами не учтено, что периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является некоммерческое акционерное общество "Государственная корпорация "Правительство для граждан".
Применяя в качестве подтверждения факта уплаты страховых взносов архивные справки КГУ "Государственный архив" управления культуры, архивов и документаций Восточно-Казахстанской области, архивные справки о заработной плате, выданную Риддерским металлургическим комплексом, суды первой и апелляционной инстанций не учли, что данная организация не является компетентным органом, в полномочия которого входит подтверждение уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение.
Кроме того, из ответа Центрального филиала некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан" следует, что по запросу суда информация о перечислении пенсионных взносов в отношении Ступакова А.В. не была предоставлена в связи с нарушением порядка, установленного Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, совершенной в городе Минске 22 января 1993 г. (том 1 л.д.185)
В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Установленные статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила о допустимости доказательств носят императивный характер.
Поскольку периоды работы истца после 1 января 2002 г. на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование, суды первой и апелляционной инстанций не вправе были в качестве подтверждения факта уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование ссылаться на архивные справки о заработной плате, выданные КГУ "Государственный архив" управления культуры, архивов и документаций Восточно-Казахстанской области, справки о заработной плате, выданные работодателем.
Частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, конкретизирующей положения части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, установлено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В развитие указанных принципов гражданского судопроизводства часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1, 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (абзац 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В апелляционном определении указываются обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункт 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Эти требования процессуального закона, как усматривается из текста обжалуемого судебного постановления, судом апелляционной инстанции не выполнены.
Ввиду изложенного, учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций допущено нарушение норм материального и процессуального права, повлиявшее на исход дела и без их устранения которого невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены апелляционного определения, взаимосвязь заявленных исковых требований, частичную отмену решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции, а также учитывая необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 декабря 2023 г. и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 декабря 2023 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Кемеровский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.