Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Лавник М.В, судей: Кожевниковой М.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское N 2-2230/2023 (УИД 04RS0021-01-2023-001739-86) по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах муниципального образования "Город Улан-Удэ" к Администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности по принятию мер к урегулированию конфликта интересов, возникшего в связи с предоставлением субсидий в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста на территории муниципального образования "Город Улан-Удэ" частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Счастливый малыш"
по кассационному представлению исполняющего обязанности прокурора Республики Бурятия на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 25 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно- кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлов А.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г. Улан-Удэ обратился в суд с иском к Администрации г.Улан-Удэ о возложении обязанности принятия мер к урегулированию конфликта интересов, возникшего у председателя Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ Митрофановой Т.Г, исключив возможность ее влияния на принятие решений о выделении субсидий, подписание соглашений (дополнительных соглашений), проведение проверочных мероприятий в отношении ЧДОУ "Детский сад "Счастливый малыш".
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой Советского района г. Улан-Удэ проверки установлены нарушения законодательства о противодействии коррупции в связи с предоставлением Комитетом по образованию Администрации г.Улан-Удэ субсидий в период с 2019 г. по 2022 г. в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста на территории муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ" частному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад "Счастливый малыш", руководителем и учредителем которого является С.И.Г. - дочь Митрофановой Т.Г.
По итогам заседания Комиссии от 8 июля 2020 г, где рассматривалось уведомление Митрофановой Т.Г, распоряжением и.о. мэра г.Улан-Удэ председатель Комитета Митрофанова Т.Г. отстранена от подписания соглашений (дополнительных соглашений), участия и проведения проверочных мероприятий в отношении ЧДОУ "Детский сад "Счастливый малыш", указанные обязанности возложены на заместителя председателя Комитета Ц.Л.Т, которая непосредственно подчиняется председателю Комитета Митрофановой Т.Г, что было оставлено без внимания комиссии. Прокуратурой района было внесено представление первому заместителю мэра г. Улан-Удэ, в результате чего на заседании комиссии повторно рассмотрен вопрос о конфликте интересов Митрофановой Т.Г, принято решение о внесении изменений в постановление Администрации г. Улан-Удэ от 24 декабря 2021 г. N в части формирования и утверждения состава комиссии по предоставлению субсидий, осуществления контроля за расходованием средств субсидий. Кроме того, в состав вышеуказанной комиссии с 2019 г. входят работники Комитета, иные лица, не подчиненные председателю Комитета, в комиссии отсутствуют. Без внимания Комиссии оставлено, что Митрофановой Т.Г. уведомление о конфликте интересов направлено только 10 июня 2020 г. с нарушением срока, при этом, конфликт интересов у нее возник со дня вступления в должность председателя Комитета. По мнению истца, принятые органом местного самоуправления меры не исключили возможность влияния муниципального служащего - председателя Комитета на принятие решений о выделении субсидий, подписание соглашений (дополнительных соглашений), проведение проверочных мероприятий в отношении ЧДОУ "Детский сад "Счастливый малыш".
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 июля 2023г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 25 декабря 2023 г. исковые требования прокурора Советского района г.Улан-Удэ в интересах МО "Город Улан-Удэ" оставлены без удовлетворения.
Исполняющим обязанности прокурора Республики Бурятия на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 25 декабря 2023 г. подано кассационное представление, в котором ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных.
Кассатор указывает на то, что при возникновении спора относительно решений комиссий, созданных приказами Комитета по образованию Администрации г.Улан-Удэ относительно решений комиссий, созданных приказами Комитета от 7 июля 2023 г. N, N, в отношении получателя субсидии ЧДОУ "Детский сад "Счастливый малыш" ответственным лицом и стороной спора будет являться Комитет, возглавляемый Митрофановой Т.Г.; наличие в составе комиссий сотрудников Комитате по образованию, находящихся в подчинении Митрофановой Т.Г. не исключает возможность влияния последней на принятие комиссиями решений.
По мнению прокурора, судами не дана оценка фактическими правовым последствиям урегулирования спора путем издания приказов о создании двух комиссий.
Администрацией г. Улан-Удэ принесены возражения на кассационную жалобу.
Определением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23 апреля 2024 г. отказано в удовлетворении ходатайства об участии представителя Администрации г. Улан-Удэ об участи в судебном заседании посредством видеоконференц-связи.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно- кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г.Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, поддержашего доводы кассационного представления обсудив доводы кассационного представления, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что такие нарушения по настоящему делу были допущены судами первой и апелляционной инстанций и они выразились в следующем.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Приказом Комитета по образованию N от 30 декабря 2021 г. утверждено Положение о Комиссии Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ по рассмотрению заявок на предоставление субсидий, направленных на софинансирование мероприятий по оказанию услуг частными дошкольными образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста на территории муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ".
Из пункта 1.2 Положения о Комиссии следует, что состав Комиссии утверждается приказом Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ.
В силу пункта 1.3 Положения о Комиссии, комиссия является коллегиальным органом и действует на постоянной основе.
В разделе 2 Положения о Комиссии отражены функции Комиссии, к которым относятся: рассмотрение поступивших заявок, уведомлений частных дошкольных образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей на предоставление субсидий; проверка на предмет соответствия предоставленных документов и частных дошкольных образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей требованиям Порядка предоставления субсидий; принятие решения о предоставлении либо отказе в предоставлении субсидии; рассмотрение письменных обращений по вопросу предоставления субсидий.
В разделе 3 Положения о Комиссии указан регламент работы комиссии, в соответствии с которым, решение комиссии принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании членов Комиссии. При равенстве числа голосов "за" и "против" мнение председателя Комиссии является решающим.
В связи с обращением гендиректора АНО ЧОО НШ-ДС "Планета детства" С.Н.И, прокурором Советского района г. Улан-Удэ 20 февраля 2023 г. N принято решение о проведении проверки в Комитете по образованию Администрации г. Улан-Удэ на предмет выявления фактов и обстоятельств, свидетельствующих о наличии (отсутствии) нарушений законодательства об образовании, бюджетного законодательства.
Также прокурором Советского района г. Улан-Удэ 1 марта 2023 г. N принято решение о проведении проверки в отношении Комиссии Администрации г. Улан-Удэ по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
По результатам проведенной прокуратурой Советского района г. Улан- Удэ проверки, в адрес первого заместителя мэра г. Улан-Удэ ЕкимовскогоО.Г. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Приказом Комитета по образованию N от 30 декабря 2021 г. утверждено Положение о Комиссии Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ по рассмотрению заявок на предоставление субсидий, направленных на софинансирование мероприятий по оказанию услуг частными дошкольными образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста на территории муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ".
Митрофанова Т.Г. с ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность председателя Комитета по образованию по трудовому договору N на неопределенный срок.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2.3 Трудового договора, муниципальный служащий обязан сообщать представителю нанимателя (работодателю) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Аналогичная обязанность предусмотрена пунктом 3.8 Должностной инструкции председателя МУ "Комитет по образованию" Администрации г. Улан-Удэ, с которой Митрофанова Т.Г. ознакомлена 11 ноября 2019 г.
Во исполнение указанных обязанностей, 10 июня 2020 г. председатель Комитета по образованию Митрофанова Т.Г. обратилась к работодателю - мэру г. Улан- Удэ Ш.И.Ю. с уведомлением о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, в котором указала, что с июля 2015 г. в г. Улан-Удэ осуществляет деятельность ЧДОУ "Детский сад "Счастливый малыш", собственником и директором которого является ее дочь С.И.Г. ЧДОУ с июня 2018 года является получателем субсидий на уход и присмотр из средств республиканского и местного бюджетов, получение бюджетных средств ЧДОУ осуществляется задолго до ее назначения на должность председателя Комитета по образованию Администрации г. Улан- Удэ. До подачи уведомления, ею не было подписано ни одно соглашение с указанным ЧДОУ, в связи с нахождением в отпуске без сохранения заработной платы. В силу действующих нормативных актов, она не наделена полномочиями, позволяющими ей оказывать кому-либо предпочтение при принятии решений о выделении субсидии, либо отказывать в предоставлении субсидии, в том числе родственникам. При этом с целью исключения любой вероятности возникновения конфликта интересов, предложила принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Из Выписки из протокола заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов N от 7 июля 2020 г. следует, что Комиссия рекомендовала мэру г. Улан-Удэ дать поручение Комитету по образованию подготовить распоряжение Администрации г. Улан-Удэ.
Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 16 июля 2020 г. N муниципальный служащий - председатель Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ Митрофанова Т.Г. отстранена от подписания соглашений (дополнительных соглашений), от участия и проведения проверочных мероприятий в отношении Частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Счастливый малыш".
В пункте 2 указанного распоряжения обязанность подписания соглашений (дополнительных соглашений), от участия и проведения проверочных мероприятий в отношении Частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Счастливый малыш" возложена на заместителя председателя - начальника Управления образовательной политики и обеспечения образовательного процесса Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ Ц.Л.Т.
Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 17 февраля 2023 г. N, в распоряжение Администрации г. Улан-Удэ от 16 июля 2020 г. N внесены изменения, в пункте 2 слово Ц.Л.Т. исключено.
По итогам заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов N от 7 апреля 2023 г, были приняты дополнительные меры:
Из Соглашений о предоставлении субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по дневному присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, направленных на возмещение части затрат при создании условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста от 1, 5 до 7 лет на территории муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ" от 17 февраля 2021 г. N из дополнительного соглашения N к Соглашению от 17 февраля 2021 г. N, от 20 января 2022 г. N следует, что указанные Соглашения, дополнительное соглашение заключены между Комитетом по образованию Администрации г. Улан-Удэ в лице заместителя председателя ЦепковойЛ.Т. и ЧДОУ "Детский сад "Счастливый малыш" в лице директора С.И.Г, во исполнение Распоряжения Администрации г.Улан-Удэ от 16 июля 2020 г. N, которым председатель Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ Митрофанова Т.Г. была отстранена от подписания соглашений (дополнительных соглашений), от участия и проведения проверочных мероприятий в отношении Частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Счастливый малыш".
Приказом Комитета по образованию N от 7 июля 2023 г. создан и утвержден состав Комиссии Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ по контролю (мониторингу) в отношении ЧДОУ "Счастливый малыш" согласно приложению к Приказу.
Из Приложения от 7 июля 2023 г. N следует, что в состав Комиссии входят Т.Т.Н - председатель Комиссии, заместитель председателя Комитета по социальной и молодежной политике Администрации г. Улан-Удэ (по согласованию), К.А.А. - начальник отдела дошкольного образования Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ, Н.Н.Е. - начальник Бюджетного управления Комитета по финансам Администрации г. Улан-Удэ (по согласованию), А.О.А. - консультант Бюджетного управления Комитета по финансам Администрации г. Улан-Удэ (согласованию), Б.Е.В. - консультант Управления муниципальной экономики Комитета экономического развития и туризма (по согласованию), Б.А.В. - секретарь комиссии, главный специалист отдела дошкольного образования Комитета по образованию, Ф.Т.И. - председатель общественной палаты г. Улан-Удэ (по согласованию).
Кроме этого, приказом Комитета по образованию N от 7 июля 2023г. создан и утвержден состав Комиссии Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ по рассмотрению заявки частного дошкольного образовательного учреждения "Счастливый малыш" на предоставление субсидии, направленной на софинансирование мероприятий по оказанию услуг частными дошкольными образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста на территории муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ" согласно Приложению к настоящему Приказу.
Согласно Приложению от 7 июля 2023 г. N в состав Комиссии входят Т.Т.Н - председатель Комиссии, заместитель председателя Комитета по социальной и молодежной политике Администрации г. Улан-Удэ (по согласованию), К.А.А. - начальник отдела дошкольного образования Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ, Н.Н.Е. - начальник Бюджетного управления Комитета по финансам Администрации г. Улан-Удэ (по согласованию), А.О.А. - консультант Бюджетного управления Комитета по финансам Администрации г. Улан-Удэ (по согласованию), Б.Е.В. - консультант Управления муниципальной экономики Комитета экономического развития и туризма (по согласованию), Б.А.В. - секретарь комиссии, главный специалист отдела дошкольного образования Комитета по образованию, Ф.Т.И. - председатель общественной палаты г. Улан-Удэ (по согласованию).
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 158, 269.2, 269.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 1, 10, 11, 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г..N273-ФЗ "О противодействии коррупции", статей 34, 38 Федерального закона от 6 октября 2003 г..N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исходя из того, что законодатель предоставил работодателю возможность выбора мер по предупреждению коррупции, вышеприведенные нормы права не содержат прямого запрета на формирование и включение в состав Комиссии органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а, следовательно, включение в состав таких Комиссий представителей Комитета по финансам Администрации г..Улан-Удэ не может квалифицироваться как нарушение федерального законодательства, напротив, создание Комиссии по контролю (мониторингу) в отношении ЧДОУ "Детский сад "Счастливый малыш" с включением в состав представителей Комитета по финансам, осуществляющим задачи внутреннего муниципального финансового контроля, позволит усилить контроль за получателем субсидии, а также позволит обеспечить надлежащий контроль за главным распорядителем бюджетных средств со стороны иных структурных подразделений Администрации г..Улан-Удэ; направление уведомления о конфликте интересов Митрофановой Т.Г. и рассмотрение его Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, являющимся коллегиальным органом местного самоуправления; учитывая доводы представителя Митрофановой Т.Г. о том, что потенциальная ситуация конфликта интересов в настоящее время отсутствует, поскольку С.И.Г, являясь учредителем ЧДОУ "Детский сад "Счастливый малыш" не имеет возможности получения какой-либо выгоды от деятельности учреждения, принимая во внимание, что из выписки из ЕГРЮЛ от 18 июля 2023 г..следует, что лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица с 17 апреля 2023 г,
является Б.О.П, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судебных инстанций основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с нарушением норм процессуального права.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ) (в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений) под конфликтом интересов в этом Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В соответствии частью 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 этой статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 данной статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями).
В силу статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Согласно частям 1 - 4, 6 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ лицо, указанное в части 1 статьи 10 данного Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 данного Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 данного Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 данного Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта.
Для подтверждения того, что конкретная ситуация является конфликтом интересов, необходимо достоверно установить одновременное наличие следующих обстоятельств: наличие личной заинтересованности; фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности; наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.
При этом личной заинтересованностью является возможность получения дохода или выгоды должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, к которым в том числе относятся: его близкие родственники или свойственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей); граждане или организации, с которыми должностное лицо и (или) его близкие родственники или свойственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Личная заинтересованность должностного лица обусловлена возможностью получения материальных доходов (включая доходы, полученные в виде имущественной выгоды), а также иных выгод. К иным выгодам, в частности, относятся: получение выгод (преимуществ), обусловленных такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.; продвижение на вышестоящую должность или предоставление более престижного места службы (работы), содействие в получении поощрений и наград, научной степени и т.д.
При определении наличия личной заинтересованности, которая реализуется посредством получения выгод не самим должностным лицом, а лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, дополнительно также необходимо установить: наличие отношений близкого родства или свойства граждан - получателей выгод с должностным лицом; наличие иных близких отношений между должностным лицом (его близкими родственниками или свойственниками) с гражданами получателями выгод. При этом такие отношения должны носить особый доверительный характер.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации собственником имущества созданного учреждения является учредитель последнего. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, возникает право оперативного управления в соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, в силу прямого указания закона закрепление имущества за учреждениями возможно только на праве оперативного управления.
В силу пункта 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Пунктом 4 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения.
В соответствии со статьей 123.23 Гражданского кодекса Российской Федерации частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества.
Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества.
Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд.
Разрешая спор с учетом доводов искового заявления о том, что принятые органом местного самоуправления меры не исключили возможность влияния председателя Комитета на принятие решений о выделении субсидий, подписании соглашений (дополнительных соглашений), проведение проверочных мероприятий в отношении ЧДОУ "Детский сад "Счастливый малыш", поскольку в состав Комиссии Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ по контролю (мониторингу) в отношении ЧДОУ "Счастливый малыш" входят сотрудники Комитета, находящиеся в прямом подчинении Митрофановой Т.Г, судом первой инстанции не дана оценка с учетом положений статей 11, 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции" принятым Администрацией г. Улан-Удэ мерам по предотвращение или урегулирование конфликта интересов в части участия лиц, находящихся в служебном подчинении с председателем Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ, в работе соответствующей комиссии, не определены функции указанных лиц в работе комиссии; не установлен порядок взаимодействия Комиссии с частными дошкольными образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями и порядок принятия решений указанной Комиссией при осуществлении возложенных на нее полномочий.
Также судом первой инстанции не был установлен порядок реализации полномочий Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ при возникновении спора относительно решений комиссий Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ по рассмотрению заявок на предоставление субсидий, направленных на софинансирование мероприятий по оказанию услуг частными дошкольными образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста на территории муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ" в отношении Частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Счастливый малыш".
Указывая на то, что потенциальная ситуация конфликта интересов в настоящее время отсутствует, поскольку С.И.Г. не имеет возможности получения какой-либо выгоды от деятельности учреждения, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица не является, судом первой инстанции не были приняты во внимание положения статей 123.21 и 123.23 Гражданского кодекса Российской Федерации в части полномочий учредителя в отношении имущества учреждения и финансирования учреждения.
Таким образом, судебными инстанциями при разрешении спора не было установлено, являются ли принятые ответчиком меры достаточными для предотвращению или урегулированию конфликта интересов при выполнении Митрофановой Т.Г. полномочий председателя Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ и предоставлении субсидий, направленных на софинансирование мероприятий по оказанию услуг частными дошкольными образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста на территории муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ".
Частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, конкретизирующей положения части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, установлено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункты 1 - 3 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении").
Указанные требования закона относятся и к суду апелляционной инстанции.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Эти требования процессуального закона судами первой и апелляционной инстанций выполнены не были.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит нужным отменить решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 июля 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 25 декабря 2023г. и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует установить фактические обстоятельства дела, применить к спорным правоотношениям нормы права, их регулирующие, и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 25 декабря 2023г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Советский районный суд г. Улан-Удэ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.