Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Кожевниковой Л.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1641/2023 (УИД: 24RS0048-01-2022-008481-29) по иску Л. к прокуратуре Красноярского края о возмещении стоимости лекарственных препаратов, компенсации морального вреда, судебных расходов, по кассационной жалобе Л. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, объяснение прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно -кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, действующего от имени Прокурора Красноярского края на основании доверенности от 28 ноября 2023 г. N, полагавшего кассационную жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Л. (далее - Л, истец) обратилась в суд с иском к прокуратуре Красноярского края о возмещении стоимости лекарственных препаратов, компенсации морального вреда, судебных расходов.
В обоснование заявленных требований Л. указала, что она являлась сотрудником прокуратуры "данные изъяты", в связи с чем, в силу действующего законодательства имеет право на возмещение расходов на назначенные и приобретенные ею лекарственные препараты. Истец указывает, что ей были прописаны препараты "данные изъяты", которые она приобрела самостоятельно. Она обратилась в прокуратуру Красноярского края с рапортом от 31 июля 2020 г. о возмещении расходов на приобретение лекарственных средств "данные изъяты" (чек от 29 ноября 2019 г. на сумму 1312 рублей), "данные изъяты" (чек от 12 декабря 2019 г. на сумму 751 рубль), "данные изъяты" (чеки от 8 декабря 2018 г. на сумму 2769 рублей 20 копеек и от 12 января 2019 г. на сумму 1426 рублей), "данные изъяты" (чек от 8 декабря 2018 г. на сумму 113 рублей 80 копеек), всего на общую сумму 6 372 рубля, однако в его удовлетворении было отказано в связи с отсутствием рецептов на данные препараты. Истец считает, что отказ в оплате лекарственных препаратов со ссылкой на отсутствие рецептов является незаконным, поскольку ненадлежащее исполнение медицинскими работниками своих обязанностей по не выписке рецептов не может служить основанием для отказа в возмещении ей стоимости препаратов.
С учетом уточнений исковых требований Л. просила суд взыскать с прокуратуры Красноярского края в ее пользу стоимость лекарственных препаратов в размере 6 372 руб, компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб, почтовые расходы в размере 195 руб. 40 коп.
Решением Советского районного суда г. Красноярска от 20 июня 2023 года в удовлетворении исковых требований Л, к прокуратуре Красноярского края о возмещении стоимости лекарственных препаратов, компенсации морального вреда, судебных расходов отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 16 октября 2023 года решение Советского районного суда г. Красноярска от 20 июня 2023 года отменено, дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Решением Советского районного суда г. Красноярска от 27 ноября 2023 г. исковые требования Л. удовлетворены частично.
С прокуратуры Красноярского края в пользу Л. взысканы расходы на приобретение лекарственных препаратов в размере 6 372 рубля, компенсация морального вреда в размере 1 000 рублей, судебные расходы в размере 150, 40 рублей, всего 7 522, 40 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 февраля 2024 г. решение Советского районного суда г. Красноярска от 27 ноября 2023 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Л. к прокуратуре Красноярского края о возмещении расходов на приобретение лекарственных препаратов, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов отказано.
В кассационной жалобе Л, просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 февраля 2024 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что судом апелляционной инстанции неверно установлены основания возмещения расходов на приобретение лекарственных препаратов.
В соответствии с п. 5 Порядка организации медицинского обеспечения (в том числе лекарственными препаратами для медицинского применения), а также возмещения расходов, связанных с оказанием медицинских услуг и приобретением лекарственных препаратов, в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, введенным в действие приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 24 мая 2019 года N359, расходы на приобретение лекарственных препаратов возмещаются при условии что лекарственный препарат назначен и выписан врачом. Указанным пунктом Порядка не предусмотрено что единственно возможным подтверждением основания для выплаты компенсации является выписка рецепта. Полагает, что при отсутствии рецепта на медицинский препарат назначение лекарственного препарата возможно подтвердить медицинскими документами. Полагает, что нарушение медицинскими работниками требований по выписке рецептов на назначенные истцу препараты не может являться основанием для отказа истцу в возмещении их стоимости. Полагает, что представленные в материалы дела выписки из медицинских карт подтверждают право истца на получение спорных препаратов и возмещение их стоимости.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Красноярского края представлены письменные возражения, в которых прокурор просит оставить без изменения апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 февраля 2024 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснение прокурора, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с частью первой статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными, исходя из следующего.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Л. являлась сотрудником прокуратуры "данные изъяты".
Истец прикреплена для получения первичной медико-санитарной помощи к "данные изъяты" Согласно записям "данные изъяты" и "данные изъяты" за период с 4 декабря 2018 г. по 22 ноября 2019 г. имели место следующие обращения Л. в медицинское учреждение:
4 декабря 2018 г. консультация "данные изъяты"
8 декабря 2018 г. "данные изъяты" Т. назначено "данные изъяты"
С 29 октября 2019 г. по 11 ноября 2019 г. Л. находилась "данные изъяты"
22 ноября 2019 г. Л. "данные изъяты" Ж по диагнозу "данные изъяты"
Согласно представленным в материалы дела подлинным чекам, Л. понесены расходы по приобретению следующих лекарственных препаратов: "данные изъяты" в размере 312 рублей (чек N от 29 ноября 2019 г.), " "данные изъяты"" в размере 751 рубль (чек от 12 декабря 2019 г.), "данные изъяты"" в размере 2 769, 20 рублей (чек от 8 декабря 2018 г.), в размере 1426 рублей (чек от 12 января 2019 г.), " "данные изъяты"" в размере 113, 80 рублей (чек от 8 декабря 2018 г.), всего на сумму 6 372 рубля.
12 августа 2020 г. Л. обратилась с рапортом на имя прокурора Красноярского края об оплате стоимости лекарственных препаратов от 31 июля 2020 г, приложив вышеуказанные чеки, выписки с назначениями по лечению.
Согласно ответу прокуратуры Красноярского края от 4 сентября 2020 г. N, в нарушение требований п. 6 Порядка организации медицинского обеспечения (в том числе лекарственными препаратами для медицинского применения), а также возмещения расходов, связанных с оказанием медицинских услуг и приобретением лекарственных препаратов, в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденного Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 24 мая 2019 г. N 359, рецепты на препараты " "данные изъяты"" не предоставлены. При предоставлении рецептов в соответствии с требованиями Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 24 мая 2019 года N359 вопрос о возмещении расходов, связанных с приобретением лекарственных препаратов, будет рассмотрен повторно.
В соответствии с письмом прокуратуры Красноярского края от 23 ноября 2020 г. N, в связи с отсутствием рецептов врача возмещение расходов, связанных с приобретением лекарственных препаратов " "данные изъяты" - чек от 29 ноября 2019 г, " "данные изъяты"" чек от 12 декабря 2019г, " "данные изъяты"" - чеки от 8 декабря 2018 г, 12 января 2019 г, " "данные изъяты"" - чек от 8 декабря 2018 г, не представляется возможным. При предоставлении рецептов, оформленных в соответствии с требованиями Порядка, утвержденного приказом Минздрава России, вопрос о возмещении расходов, связанных с приобретением лекарственных препаратов, будет рассмотрен повторно.
Письмом прокуратуры Красноярского края от 8 апреля 2021 г. N, кассовые чеки на лекарственные препараты " "данные изъяты"" от 29 ноября 2019 г, " "данные изъяты"" от 12 декабря 2019 г, " "данные изъяты"" от 8 декабря 2018г, 12 января 2019 г, " "данные изъяты"" от 8 декабря 2018 г. возвращены Л. без компенсации в связи с отсутствием рецептов врача.
Аналогичный ответ прокуратурой Красноярского края дан Л. 17 июня 2021 г. N.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Л. о взыскании с ответчика в пользу истца расходов на приобретение лекарственных препаратов в размере 6372 рубля, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ в выплате стоимости приобретенных лекарственных препаратов, которые пациенту были назначены по рекомендации врача, но без выписки рецептурного бланка на данные препараты, нельзя признать соответствующим нормам Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", поскольку фактически лишает истца права на медицинскую помощь в гарантированном объеме. Само по себе отсутствие рецепта не может ограничивать истца в праве на возмещение фактически понесенных расходов на приобретение лекарственных препаратов.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, допущенные ответчиком нарушения прав истца, положения ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований, взыскал с прокуратуры Красноярского края в пользу Л. расходы на приобретение лекарственных препаратов в размере 6 372 руб, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, судебные расходы в размере 150 рублей 40 коп.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда с выводами суда первой инстанции не согласилась, указала на необходимость оформления рецептов на выписанные истцу препараты для решения вопроса о возмещении их стоимости, в связи с чем, решение Советского районного суда г. Красноярска от 27 ноября 2023 г. отменила, приняла по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Л. прокуратуре Красноярского края о возмещении расходов на приобретение лекарственных препаратов, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов отказала.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В силу пункта шестого статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" медицинское обеспечение (в том числе обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения) работников и проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту первому статьи 17 Федерального закона от 17 января 1992 г. N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.
В целях реализации положений ст. 44 Федерального закона от 17 января 1992 года N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" Генеральным прокурором Российской Федерации на основании пункта первого статьи 17 Федерального закона от 17 января 1992 года N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 24 мая 2019 г. N 359 введен в действие Порядок организации медицинского обеспечения (в том числе лекарственными препаратами для медицинского применения), а также возмещения расходов, связанных с оказанием медицинских услуг и приобретением лекарственных препаратов, в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, который действовал с 24 мая 2019 г. по 22 мая 2022 г. (далее - Порядок, утвержденный Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 24 мая 2019 года N359).
Согласно пункту 6 Порядка, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 24 мая 2019 года N359, возмещение расходов, связанных с оказанием платных медицинских услуг и приобретением лекарственных препаратов, производится по месту службы работников (пенсионеров - по месту получения пенсии) на основании решения (резолюции) соответствующего руководителя органа или организации прокуратуры при представлении перечня необходимых документов.
Пунктом 6 Порядка, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 24 мая 2019 года N359, предусмотрен исчерпывающий перечень документов, на основании которого сотрудникам производится возмещение расходов, связанных с приобретением лекарственных препаратов, назначенных лечащим врачом по медицинским показаниям, а именно сотрудник обязан предоставить:
рапорт (заявление) работника на имя руководителя органа или организации прокуратуры (в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - на имя начальника Главного управления обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры, в Главной военной прокуратуре - на имя заместителя Главного военного прокурора, курирующего вопросы финансово-хозяйственной деятельности);
рецепт на лекарственный препарат;
чек контрольно-кассовой техники или другой документ, подтверждающий произведенную оплату, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности (при оплате наличными денежными средствами);
слипы, чеки электронных терминалов при проведении операций с использованием банковской карты, держателем которой является подотчетное лицо или член его семьи (при оплате банковской картой);
товарный чек (при отсутствии наименования лекарственного препарата в кассовом чеке).
При этом, бремя сбора и предоставления необходимых документов для получения гарантированной компенсации работнику лежит именно на работнике.
Из материалов дела следует, что рапорт о возмещении расходов на приобретение лекарственных препаратов от 31 июля 2020 г. подан Л. в период прохождения службы в должности старшего помощника прокурора "адрес" (приказ об увольнении из органов прокуратуры Красноярского края от 23 ноября 2020 г. N-к), лекарственные препараты "данные изъяты"" приобретены в 2018, 2019 годах, рецепты на указанные лекарственные препараты не представлены.
При этом, истец был уведомлен о необходимости предоставления рецептов на лекарственные препараты, так как на остальные лекарственные препараты, перечисленные в рапорте, рецепты ею были предоставлены, указание о невозможности получения рецептов на указанные лекарственные препараты в рапорте Л. ссылка отсутствует.
Учитывая, что Л. не представлены в полном объеме документы, на основании которых сотрудникам производится возмещение расходов, связанных с приобретением лекарственных препаратов, согласно исчерпывающему перечню, установленному пунктом 6 Порядка, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 24 мая 2019 года N, возмещение расходов, связанных с приобретением указанных лекарственных препаратов, не представляется возможным.
О невозможности возмещения расходов, связанных с приобретением указанных лекарственных препаратов, в связи с отсутствием рецептов врачей Л. информирована неоднократно письмами Прокуратуры края от 4 сентября 2020 г, 23 ноября 2020 г, 8 апреля 2021 г, 17 июня 2021 г. В том числе Лопатина Т.Е. проинформирована о том, что в случае несогласия с ответами она вправе обжаловать их в судебном порядке.
Судом апелляционной инстанции с учетом всех обстоятельств дела, установлено отсутствие вины Прокуратуры Красноярского края в отказе истцу в возмещении расходов, связанных с приобретением спорных препаратов.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда, верно, указала, что право на возмещение расходов, связанных с приобретением лекарственных препаратов за счет средств федерального бюджета, является дополнительным видом социальных гарантий и обусловлено наличием у Л. на момент приобретения лекарственных препаратов, трудовых отношений с прокуратурой Красноярского края.
Порядок реализации мер материального и социального обеспечения работников органов и учреждений прокуратуры устанавливается в соответствующих приказах, указаниях, положениях, инструкциях, изданных Генеральным прокурором Российской Федерации и обязательных для исполнения всеми указанными работниками (пункт первый статьи 17 Федерального закона от 17 января 1992 года N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Таким образом, работодатель сам устанавливает условия получения компенсаций, в связи с чем, Главным распорядителем бюджетных средств ? Генеральной прокуратурой Российской Федерации органам и учреждениям прокуратуры доводятся бюджетные ассигнования на их реализацию, которые исполняются прокуратурой Красноярского края в соответствии с соответствующими организационно-распорядительными документами.
Утвержденный Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 24 мая 2019 года N359 Порядок организации медицинского обеспечения (в том числе лекарственными препаратами для медицинского применения), а также возмещения расходов, связанных с оказанием медицинских услуг и приобретением лекарственных препаратов, в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, содержит исчерпывающий перечень документов, на основании которых сотрудникам производится возмещение из средств федерального бюджета расходов, связанных с приобретением лекарственных препаратов, назначенных лечащим врачом по медицинским показаниям, к которым относится, в том числе, рецепт на лекарственный препарат.
Рецепт на лекарственный препарат - медицинский документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для медицинского применения, выданный медицинским работником в целях его отпуска.
Согласно статье 5 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N402-ФЗ "О бухгалтерском учете" к объектам бухгалтерского учета относятся факты хозяйственной жизни.
Каждый факт хозяйственный жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (статья 9 Федерального закона от 6 декабря 2019 года N402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Для ведения бюджетного учета форма рецепта, наряду с кассовым чеком, выданным покупателю, является одним из первичных документов, подтверждающих назначение врача, в рамках которого совершена покупка лекарственных средств.
Возмещение расходов на лекарственные препараты на основании рекомендаций медицинских работников не допускается действующим законодательством.
Рапорт о возмещении расходов на приобретение лекарственных препаратов от 31 июля 2020 г. подан Л. в период прохождения службы в должности старшего помощника прокурора "адрес" (приказ об увольнении из органов прокуратуры Красноярского края от 23 ноября 2020 года N-к), лекарственные препараты " "данные изъяты"" приобретены в 2018 - 2019 годах, рецепты на указанные лекарственные препараты не представлены.
При этом, истец, занимая должность старшего помощника прокурора района города, знала о необходимости предоставления рецептов на лекарственные препараты, так как на остальные лекарственные препараты, перечисленные в рапорте, рецепты ею были предоставлены.
Как, верно, указал суд апелляционной инстанции, о невозможности получения рецептов на указанные лекарственные препараты в рапорте Л. не указано, по материалам дела таких обстоятельств не установлено, в материалах дела отсутствуют сведения об обращении истца в соответствующие медицинские учреждения, Министерство здравоохранения Красноярского края в целях оформления необходимых рецептов на данные лекарственные препараты.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда об отсутствии достаточных оснований для возложения на ответчика обязанности компенсировать истцу расходы на приобретение лекарств при отсутствии рецептов на из приобретение, обязательность представления которых предусмотрена Порядком организации медицинского обеспечения (в том числе лекарственными препаратами для медицинского применения), а также возмещения расходов, связанных с оказанием медицинских услуг и приобретением лекарственных препаратов, в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации", утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 24 мая 2019 года N359.
Доводы заявителя кассационной жалобы о наличии достаточных оснований для оплаты приобретенных ею в 2018 - 2019 годах лекарственных препаратов на основании выписок из медицинских карт Л. правомерно отклонены судом апелляционной инстанции, указавшей, что указанные выписки не могут быть признаны документами являющимися бухгалтерскими документами на основании которых работодатель вправе произвести оплату приобретённых сотрудником лекарственных препаратов и учесть указанные выписки в качестве подтверждающих расходы прокуратуры бухгалтерских документов.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда, полагает указанные выводы законными и обоснованными, а доводы заявителя кассационной жалобы основанными на неправильном применении норм материального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 февраля 2024 года.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Л. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.