Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Кожевниковой Л.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-4018/2023 (УИД: 22RS0068-01-2023-003818-26) по иску Мамадкуловой Рахбарой к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о защите пенсионных прав, по кассационной жалобе Мамадкуловой Рахбарой на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 14 сентября 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Мамадкулова Рахбарой (далее - Мамадкулова Р, истец) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о защите пенсионных прав.
В обоснование заявленных требований, с учетом уточнений, указала, что Мамадкулова Р. обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 19 октября 2022 г. N в назначении страховой пенсии по старости Мамадкуловой Р. отказано из-за отсутствия требуемого страхового стажа, ИПК.
Трудовая книжка на имя Мамадкуловой Р. не принята к рассмотрению, в связи с нарушениями к порядку ее заполнения.
Ответчиком принято решение не включать в общий страховой стаж периоды работы истца:
с 1 августа 1977 г. по 9 августа 1979 г. в качестве учителя математики и физики в средней школе N им. Ленина;
- с 10 августа 1979 г. по 31 декабря 2001 г. в качестве учителя математики и физики в средней школе N им. А. Сино.
Ответчику предоставлена архивная справка от 28 февраля 2023 г. N, выданная Межведомственным Архивом по личному составу при исполнительном органе Государственной власти Аштского района Согдийской области, которая подтверждает работу истца в спорный период. В связи с чем, истец полагает, что спорные периоды подлежат включению в общий страховой стаж.
По решению ответчика не подлежит включению в общий страховой стаж период обучения с 1 сентября 1972 г. по 27 июня 1977 г, поскольку периоды работы и службы ему не предшествуют.
Согласно диплому N истец прошла обучение в Ленинабадском государственном педагогическом институте им. С.М. Кирова с 1 сентября 1972 г. по 27 июня 1977 г. с присвоением квалификации учителя математики и физики.
Согласно трудовой книжке истца и вышеуказанной архивной справке за периодом обучения следует период работы с 1 августа 1977 г. по 9 августа 1979 г. в качестве учителя математики и физики в средней школе N им. Ленина.
Таким образом, период обучения подлежит включению в общий страховой стаж.
С учетом уточнений исковых требований, Мамадкулова Рахбарой просила суд признать решение ответчика от 19 октября 2022 г. N незаконным в части отказа в установлении пенсии, возложить обязанность на ответчика принять к рассмотрению при назначении пенсии трудовую книжку N N, дата заполнения 24 сентября 1977 г. на имя Мамадкуловой Р, возложить обязанность на ответчика включить в страховой стаж периоды работы с 1 августа 1977 г. по 9 августа 1979 г. в качестве учителя математики и физики в средней школе N им. Ленина, с 10 августа 1979 г. по 31 декабря 2001 г. в качестве учителя математики и физики в средней школе N им. А. Сино, период обучения в Ленинабадском государственном педагогическом институте им. С. М. Кирова с 1 сентября 1972 г. по 27 июня 1977 г, возложить обязанность на ответчика назначить страховую пенсию по старости с 1 ноября 2022г.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 14 сентября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 декабря 2023 г, исковые требования Мамадкуловой Рахбарой к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о защите пенсионных прав оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Мамадкулова Рахбарой просит отменить решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 14 сентября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 декабря 2023 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает на необоснованный отказ пенсионного органа включить в страховой стаж истца периоды ее работы с 1 августа 1977 г. по 9 августа 1979 г. в качестве учителя математики и физики в средней школе N имени Ленина и период работы с 10 августа 1979 г. по 31 декабря 2001 г. в качестве учителя математики и физики в средней школе N имени А. Сино, поскольку указанные периоды работы подтверждены архивной справкой от 28 февраля 2023 года N, выданной Межведомственным Архивом по личному составу при исполнительном органе Государственной власти Аштского района Согдийской области, которая прямо подтверждает ее работу в спорный период. Также полагает подлежащим включению в страховой стаж периода ее обучения с 1 сентября 1972 г. по 27 июня 1977 г, поскольку согласно диплома N она прошла обучение в Ленинабадском государственном педагогическом институте имени С.М. Кирова с 1 сентября 1972 г. по 27 июня 1977 г. с присвоением квалификации учителя математики и физики, а согласно трудовой книжке N N, дата заполнения 24 сентября 1977 г. и архивной справке от 28 февраля 2023 года N, выданной Межведомственным Архивом по личному составу при исполнительном органе государственной власти Аштского района Согдийской области за периодом обучения следует период работы с 1 августа 1977 г. по 9 августа 1979 г. в качестве учителя математики и физики в средней школе N им. Ленина. Общая продолжительность не включенных периодов в общий страховой стаж составляет 29 лет 2 месяца 28 дней. Все спорные периоды имели место на территории Республики Таджикистан. Полагает, что в период возникновения спорных отношений подлежало применению Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, участником которого являлась Российская Федерация.
Относительно доводов кассационной жалобы Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю представлены письменные возражения, в которых пенсионный орган просит оставить судебные постановления без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась истец Мамадкулова Рахбарой, представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с частью первой статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть первая статьи 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Мамадкулова Рахбарой 12 июля 2022 г. обратилась с заявлением к ответчику о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от 19 октября 2022 г. N Мамадкуловой Рахбарой отказано в назначении страховой пенсии по старости в виду отсутствия права.
В решении пенсионного органа указано, что дата выдачи вида на жительство Мамадкуловой Р. 3 июня 2022 г..При этом продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2022 году составляла 13 лет, величина ИПК не менее 23, 4. Мамадкулова Р. прибыла из Республики Таджикистан, где согласно заявлению, являлась получателем пенсии по старости по июнь 2022 года. Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации направлен запрос выплатного дела в Республику Таджикистан, на момент вынесения решения выплатное дело не поступило, сведения о прекращении выплаты пенсии на территории Республики Таджикистан отсутствуют. Бланк трудовой книжки истца серии ОТ-I N 051934 изготовлен в 1979 году. Дата заполнения трудовой книжки - 24 сентября 1977 г, в связи с чем, трудовая книжка не была принята к рассмотрению при назначении пенсии. В представленную трудовую книжку внесен период работы с 1 августа 1977 г..по 1 октября 2008 г, где отсутствуют сведения о переименовании. Таким образом, период работы с 1 августа 1977г. по 1 октября 2008 г..не может быть учтен в страховой стаж. Кроме того, периоды работы после распада СССР, которые протекали на территории Республики Таджикистан, учитываются в стаж при их документальном подтверждении. В целях оказания содействия Мамадкуловой Р. в подтверждении периодов направлен запрос в компетентный орган Республики Таджикистан. На момент решения ответ не поступил. Для исчисления размера пенсии представлены свидетельства о рождении детей ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Указаны нарушения при выдаче свидетельств о рождении детей и документов, подтверждающих их дожитие до возраста 1, 5 лет, в связи с чем принято решение не учитывать в страховой стаж периоды ухода за детьми ДД.ММ.ГГГГ достижения ими возраста полутора лет.
Страховой стаж у Мамадкуловой Р. не подтвержден, правовые основания для включения в страховой стаж периодов ухода за детьми ДД.ММ.ГГГГ согласно положениям Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" отсутствуют. Для установления пенсии представлен диплом от 27 июня 1977 г..о периоде обучения с 1 сентября 1972 г..по 27 июня 1977 г..в Ленинабадском государственном педагогическом институте. Положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" включение периодов обучения в страховой стаж не предусмотрено. Периоду обучения с 1 сентября 1972 г..по 27 июня 1977 г..периоды работы и службы не предшествуют, в силу положения подпункта "и" статьи 109 Постановления Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г..N590 "Об утверждения положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", период обучения не может быть учтен в страховой стаж. Таким образом, страховой стаж у Мамадкуловой Р. отсутствует. При условии подтверждения периода работы с 1 августа 1977 г..по 31 декабря 2001г, при условии подтверждения дожития детей ДД.ММ.ГГГГ до достижения возраста полутора лет, с учетом периодов ухода за детьми ДД.ММ.ГГГГ, с учетом периода обучения ДД.ММ.ГГГГ, страховой стаж Мамадкуловой Р. составит 24 года 5 месяцев 1 день, величина ИПК 46, 742.
Также, Мамадкулова Р. обращалась с заявлением к ответчику о назначении социальной пенсии по старости 27 октября 2022 г.
В решении от 7 февраля 2023 г. N указаны доводы о применении к вопросам пенсионного обеспечения граждан, прибывших на постоянное жительство на территорию Российской Федерации из Республики Таджикистан, Договора между Российской Федерации и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 г. В целях оказания содействия отделением пенсионного фонда Российской Федерации направлен запрос, поступило выплатное дело, согласно которому Мамадкулова Р. являлась получателем пенсии на территории Республики Таджикистан. В назначении пенсии по старости отказано в связи с отсутствием права.
Разрешая спор, оценив представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Судом указано, что поскольку согласно условиям Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 г. право на назначение пенсии обусловлено наличием стажа работы на территории Российской Федерации, который у истца отсутствует, а право на назначение пенсии на территории Российской Федерации обусловлено фактом прекращения выплаты пенсии на территории Республики Таджикистан, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. При отсутствии у истца права на назначение пенсии суд не усмотрел оснований для удовлетворения иных требований, о принятии к рассмотрению трудовой книжки, включении периодов в страховой стаж, поскольку их включение не ведет к восстановлению каких - либо права истца.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 декабря 2023 г, решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 14 сентября 2023 г. оставлено без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации регламентировано положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях") установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно, мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (пункт 2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (пункт 3 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Изменения, внесенные в пенсионное законодательство Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ, предусматривают переходный период: постепенное увеличение пенсионного возраста, для женщин с 55 лет на 1 год ежегодно с 1 января 2019 г. При этом в течение переходного периода лица, которым предстояло выйти на пенсию в 2019 - 2020 годах имеют право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста. До внесения указанных изменений общий пенсионный возраст для женщин составлял 55 лет.
В силу положений пунктов 1-3 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. (пункт первый статьи 35).
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью второй статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона. (пункт 2 статьи 35)
С 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии. (п. 3 статьи 35).
Как следует из материалов дела, истец Мамадкулова Р, ДД.ММ.ГГГГ, достигла возраста 55 лет 15 декабря 2009 года.
Таким образом, для истца, достигшего пенсионного возраста (55 лет) в 2009 году, по законодательству Российской Федерации требуемая продолжительность страхового стажа составляет 6 лет, величина ИПК не менее 6, 6.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как установлено пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Спорные периоды работы относятся к периодам работы, выполняемым на территории Республики Таджикистан.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации.
Между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан 15 сентября 2021 г. заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения.
В соответствии с положениями ст. 21 Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения указанный договор подлежит ратификации и вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Договаривающимися Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Одновременно со вступлением в силу настоящего Договора в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан прекращает действие Соглашение о гарантиях прав граждан государств- участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.
Российской Федерацией Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения ратифицирован в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 242-ФЗ. Вступил в силу 21 октября 2022 г.
Истец впервые обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости 12 июля 2022 г. до вступления в силу вышеуказанного договора.
В указанный период действовало Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, участниками которого являлись Российская Федерация и Республика Таджикистан. (далее Соглашение от 13 марта 1992 г.)
В силу статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Согласно статье седьмой Соглашения от 13 марта 1992 г. при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
В решении Экономического суда Содружества независимых государств от 26 марта 2008 г. N01-1/2-07 о толковании применения положений статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. указано, что положение данной статьи предусмотрено в качестве гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение, сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения. Периоды работы для исчисления среднемесячной заработной платы при первичном назначении пенсии, установленные законодательством государства прежнего места жительства, при пересмотре размера пенсии в государстве нового места жительства изменению не подлежат.
В этом случае пенсионное правоотношение сохраняется, прекращается только выплата пенсии по прежнему месту жительства гражданина. При переезде пенсионера в пределах государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. имеет место правопреемство на основании международного договора, то есть смена субъекта пенсионного правоотношения - одного государства - участника Соглашения другим. Вместе с тем первичные основания назначения пенсии такие как возраст, трудовой стаж в государстве нового места жительства пенсионера не изменяются.
С учетом изложенного, при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992г, право на назначение пенсии возникает с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства.
Согласно справке Управления Агентства Социального страхования и пенсии при Правительстве Республике Таджикистан в Аштском районе Согдийской области Мамадкулова Р. с 29 апреля 2008 г. по 31 октября 2022г. состояла на учете в Управлении Агентства Социального страхования и пенсии при Правительстве Республике Таджикистан в Аштском районе. Пенсия была выплачена по 31 октября 2022 г, выплата пенсии прекращена с 1 ноября 2022г.
Таким образом, судами верно указано, что у истца право на назначение пенсии на территории Российской Федерации до даты прекращения выплаты пенсии на территории Республики Таджикистан - 31 октября 2022 г. отсутствовало, а следовательно, решение ответчика от 19 октября 2022 г. N об отказе в назначении пенсии по старости Мамадкуловой Р. является законным.
Вступившим в законную силу с 30 июня 2022 г. Федеральным законом от 11 июня 2022 г. N 175 -ФЗ Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения денонсировано.
Каких-либо оговорок, в том числе о его применении к пенсионным правам, лиц, переселившихся в Российскую Федерацию после его денонсации данный закон не содержит.
В настоящее время пенсионное обеспечение граждан, прибывших на постоянное жительство на территорию Российской Федерации из Республики Таджикистан, регулируется нормами Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 г, который вступил в силу с 21 октября 2022 г. (далее - Договор от 15 сентября 2021 г.).
В силу статьи 2 Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством о пенсионном обеспечении обеих Договаривающихся Сторон, в том, что относится к:
1) в Российской Федерации:
страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также к фиксированной выплате к страховой пенсии, повышению и (или) увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплате к страховой пенсии, если иное не предусмотрено настоящим Договором;
накопительной пенсии и иным выплатам за счет средств пенсионных накоплений;
социальным пенсиям;
социальному пособию на погребение;
социальной (федеральной или региональной) доплате к пенсии;
2) в Республике Таджикистан:
страховой пенсии по возрасту, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца;
накопительной части страховой пенсии по возрасту и по инвалидности; государственным пенсиям;
надбавкам к страховым и государственным пенсиям;
пособию на погребение.
Также Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством каждой из Договаривающихся Сторон об уплате страховых взносов для обеспечения пенсий, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
В соответствии с частями первой - четвертой статьи 9 Договора от 15 сентября 2021 г. каждая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, в соответствии с ее законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Договором.
При определении права на пенсию под страховым стажем, приобретенным на территориях Договаривающихся Сторон и в соответствии с их законодательством, понимается:
в отношении Российской Федерации - страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики;
в отношении Республики Таджикистан - страховой стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики.
В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, то первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории. При этом подсчет и подтверждение страхового стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая устанавливает пенсию.
Если страхового стажа, приобретенного по законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию, требуемого для права на нее, недостаточно, во внимание принимается и страховой стаж, приобретенный по законодательству другой Договаривающейся Стороны, а также третьего государства, с которым Договаривающаяся Сторона, назначающая пенсию, имеет международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании), в случае если третье государство подтвердит страховой стаж.
Согласно части восьмой статьи 9 Договора от 15 сентября 2021 г. если страховой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством одной Договаривающейся Стороны, составляет менее 12 месяцев, то пенсия не устанавливается, кроме случаев, когда этот страховой стаж дает право на пенсию.
По смыслу приведенных положений Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 года для учета страхового стажа, приобретенного на территории одного из Договаривающихся сторон необходимо, чтобы у гражданина имелся страховой стаж не менее 12 месяцев, выработанный на территории другого государства, на постоянное место жительства в которое переехал гражданин.
Как видно из материалов дела, трудовая деятельность Мамадкуловой Р. протекала только на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики.
Страховой стаж на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики у Мамадкуловой Р. отсутствует.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований в соответствии с положениями Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 г. для включения в страховой стаж на территории Российской Федерации и назначении страховой пенсии Мамадкуловой Р. спорных периодов ее работы, протекавших на территории Республики Таджикистан при отсутствии стажа ее работы на территории Российской Федерации.
Судебная коллегия считает несостоятельными и основанными на неправильном применении норм материального права доводы жалобы о том, что Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 г. не должен применяться к возникшему спору.
Доводы в жалобе о представлении документов, подтверждающих периоды трудовой деятельности и исчислении заработной платы Мамадкуловой Р. в Республике Таджикистан не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Судами, верно, применены нормы материального права, регулирующие вопросы назначения страховых пенсий по старости на территории Российской Федерации, гражданину, прибывшему на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из Республики Таджикистан, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иного толкования положений международных соглашений Российской Федерации, заключенных с Республикой Таджикистан.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 14 сентября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мамадкуловой Рахбарой - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.