Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3750/2023 (УИД: 70RS0004-01- 2023-004370-77) по иску Болговой Ирины Николаевны к Управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Томской области о возложении обязанности включить в выслугу лет для назначения пенсии периоды обучения, произвести перерасчет пенсии за выслугу лет, по кассационной жалобе Болговой Ирины Николаевны на решение Советского районного суда г. Томска от 12 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 16 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, объяснение Болговой Ирины Николаевны, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Болгова Ирина Николаевна (далее - Болгова И.Н, истец) обратилась в суд с иском к Управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Томской области о возложении обязанности включить в выслугу лет для назначения пенсии периоды обучения, произвести перерасчет пенсии за выслугу лет.
В обоснование заявленных требований Болгова И.Н. указала, что в период с 30 октября 1997 г. по 4 мая 2023 г. проходила службу в органах внутренних дел. Приказом Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Томской области от 3 мая 2023 г. N уволена со службы в органах внутренних дел по пункту четвертому части второй статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342 - ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Выслуга лет на дату увольнения в календарном исчислении составила 27 лет 5 месяцев 13 дней, в льготном исчислении 28 лет 2 месяца 16 дней. На основании приказа Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Томской области от 19 июня 2023 г. N внесено частичное изменение (дополнение) пунктов приказов Управления Министерства внутренних дел от 3 мая 2023 г. Nс, выслугу лет на дату увольнения в календарном исчислении считать установленной 25 лет 6 месяцев 4 дня, в льготном исчислении - 26 лет 3 месяца 7 дней.
Отделом пенсионного обеспечения ЦФО УМВД Российской Федерации по Томской области период обучения истца с 1 сентября 1993 г. по 18 июля 1997 г. в Томском экономико-юридическом институте из выслуги лет для назначения пенсии исключен в связи с тем, что у высшего учебного заведения на момент обучения истца отсутствовала государственная аккредитация, что является необоснованным.
Болгова И.Н. просила суд обязать Управление Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Томской области включить ей в выслугу лет для назначения пенсии период обучения в Томском экономико-юридическом институте с 1 сентября 1993 г. по 18 июля 1997 г. из расчета два месяца учебы за один месяц службы; произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом указанных периодов со дня назначения пенсии, с выплатой разницы с даты ее назначения.
Решением Советского районного суда г. Томска от 12 октября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 16 января 2024 г, исковые требования Болговой И.Н. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Болгова И.Н. просит об отмене решения Советского районного суда г. Томска от 12 октября 2023 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 16 января 2024 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что ни в одном нормативном акте, регламентирующем правоотношения о приеме сотрудника на службу, дальнейшем прохождении службы в органах внутренних дел, пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в Отделении внутренних дел, не содержалось дополнительных условий зачисления времени обучения в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел, таких как форма образовательного учреждения, прохождение итоговой государственной аттестации, получения соответствующего уровня образования и диплома государственного образца.
Заявитель полагает, что судом апелляционной инстанции необоснованно отклонен довод истца о присвоении ей звания лейтенанта юстиции, поскольку по мнению суда, процедура и порядок присвоения звания лейтенанта юстиции не является предметом рассмотрения настоящего дела.
Вместе с тем, судами не учтено, что в соответствии с положениями пункта "г" ст. 26 приложения N 1 Положения об органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", в силу которого специальные звания лейтенанта милиции, лейтенанта внутренней службы, лейтенанта юстиции присваивались гражданам, имеющим высшее образование и назначенным на должности среднего или старшего начальствующего состава.
При приеме на службу, присвоении специального звания учитывалось прохождение истцом обучения по очной форме в Томском экономико-юридическом институте, окончание полного курса указанного института по направлению "юриспруденция", получение диплома N о высшем образовании.
Кроме того, наличие у истца высшего образования ответчиком в ходе судебного заседания не оспаривалось.
Также судами не учтено, что подлежат применению нормативные акты, действовавшие до 1 января 2012 г, предусматривающие порядок и условия включения в выслугу лет периода обучения независимо от формы образовательного учреждения, прохождения итоговой государственной аттестации, получения соответствующего уровня образования и диплома государственного образца.
Кроме того, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действующим законодательством, реализуемого в конкретных правоотношениях, является ограничением конституционного права.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель ответчика Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Томской области, сведений о причине неявки не представил.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в период с 1 сентября 1993 г. по 18 июля 1997 г. Н. (после заключения брака Болгова) И.Н. проходила обучение в Томском экономико-юридическом институте по направлению "юриспруденция". Решением аттестационной комиссии от 18 июля 1997 г. ей присвоена степень "бакалавр права", выдан диплом N N.
Согласно трудовой книжке N, заполненной 24 марта 1993г, с 30 октября 1997 г. по 4 мая 2023 г. Болгова И.Н. проходила службу в органах внутренних дел.
Приказом Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Томской области от 3 мая 2023 г. Nс Болгова И.Н. уволена со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части второй статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Выслуга лет на дату увольнения в календарном исчислении составила 27 лет 5 месяцев 13 дней, в льготном исчислении 28 лет 2 месяца 16 дней.
На основании приказа Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Томской области от 19 июня 2023 г. N л/с внесено частичное изменение (дополнение) пунктов приказов УМВД от 3 мая 2023 г. N л/с, в пункте приказа об увольнении со службы в органах внутренних дел, выслугу лет на дату увольнения в календарном исчислении считать установленной 25 лет 6 месяцев 4 дня, в льготном исчислении - 26 лет 3 месяца 7 дней.
Отделом пенсионного обеспечения ЦФО УМВД Российской Федерации по Томской области период обучения истца с 1 сентября 1993 г. по 18 июля 1997 г. в Томском экономико-юридическом институте из выслуги лет для назначения пенсии исключен в связи с тем, что у высшего учебного заведения на момент обучения истца не имелось государственной аккредитации.
Полагая незаконным исключения периода обучения в Томском экономико-юридическом институте с 1 сентября 1993 г. по 18 июля 1997 г. из выслуги лет для назначения пенсии, Болгова И.Н. обратилась в суд.
Разрешая спор по существу и отказывая истцу в удовлетворении требований суд первой инстанции исходил из того, что период обучения в Томском экономико-юридическом институте с 1 сентября 1993 г. по 18 июля 1997 г. обоснованно не включен в выслугу лет, поскольку в указанный промежуток времени образовательное учреждение не имело государственную аккредитацию.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 16 января 2024 г. решение Советского районного суда г. Томска от 12 октября 2023 г. оставлено без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Согласно статье 70 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Абзацем четвертым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации органах принудительного исполнения Российской Федерации и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) определено, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации может засчитываться время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Абзацем вторым пункта второго Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (действовавшим в редакции на момент прохождения истцом обучения) предусматривалось, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
В соответствии с абзацем пятым пункта 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N941 в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 13 Закона засчитывается время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной, очно-заочной или заочной форме в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы, - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 г.
Пунктом 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.
В соответствии с частью первой статьи 20 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", в редакции, действующей в период прохождения истцом обучения, профессиональные образовательные программы (в том числе для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов) реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, в том числе в специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательные учреждения профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, реализуют указанные образовательные программы соответствующего уровня в целях подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и направлений подготовки (специальностей), утверждаемым Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Согласно части второй статьи 27 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение или научная организация, имеющие государственную аккредитацию, выдают по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом от 10 ноября 2009 года N259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете".
Образовательные учреждения и научные организации, за исключением учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений), заверяют выдаваемые ими документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.
Согласно части 16 статьи 33 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N3266-1 "Об образовании", в редакции Федерального закона от 20 апреля 2007 года N56-ФЗ, право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным требованиям, дает право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации. (часть 17 статьи 33).
Государственная аккредитация образовательного учреждения или научной организации проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, по заявлению образовательного учреждения или научной организации, согласованному с учредителем (учредителями). (п. 18 статьи 33).
Из приведенных норм закона следует, что права обучающихся в образовательных учреждениях в полной мере могут быть реализованы только после получения этим учреждением государственной аккредитации. Обучающиеся в негосударственных учебных заведениях приобретают все права и льготы, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об образовании", только со дня получения этими учреждениями государственной аккредитации
Согласно пунктов 9, 13 Временного положения о государственной аккредитации учреждений среднего и высшего профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 30 ноября 1994 г. N 6, действующего в период обучения истца в образовательном учреждении, филиалы, отделения и другие территориально обособленные структурные подразделения образовательных учреждений проходят государственную аккредитацию в составе образовательного учреждения в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании" и настоящим Положением (пункт 9).
Решение о выдаче свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения принимает государственный орган управления образованием, осуществляющий государственную аккредитацию, и оформляет своим распорядительным документом на основании результатов аккредитационного обследования. При положительном решении образовательному учреждению оформляется и выдается свидетельство о государственной аккредитации установленного образца.
Филиалам, отделениям и другим территориально обособленным структурным подразделениям образовательных учреждений выдаются копии свидетельства о государственной аккредитации базового образовательного учреждения, заверенные органом, осуществляющим аккредитацию, с указанием местоположения этого структурного подразделения (пункт 13).
Из содержания приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что установленный порядок зачета в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органом внутренних дел периодов их обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях до поступления на службу является льготным (из расчета два месяца обучения за один месяц службы), позволяющим увеличивать выслугу лет для назначения пенсии, и имеет целью поощрение к поступлению на службу в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, имеющих профессиональное образование (среднее профессиональное образование или высшее образование). При этом период обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях подлежит зачету в стаж службы сотрудника для назначения ему пенсии за выслугу лет при условии завершения освоения сотрудником до его поступления на службу образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, подтвержденного документом об образовании и о квалификации, выдаваемым в установленном порядке при наличии у образовательного учреждения государственной аккредитации.
С учетом изложенного, вопреки доводам жалобы, суды пришли к правильному выводу, что период обучения истца в Томском экономико-юридическом институте с 1 сентября 1993 г. по 18 июля 1997 г. не подлежит включению в выслугу лет, поскольку в указанный промежуток времени образовательное учреждение не имело государственную аккредитацию, что истцом не оспаривалось.
При этом согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 10 октября 2023г. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Томский экономико-юридический институт" прекратил свою деятельность с 5 ноября 2019 г.
Судебная коллегия полагает, что доводы жалобы о необходимости применения норм права, действовавших до 1 января 2012 г. в данном случае правового значения не имеют, поскольку пунктами 9, 13 Временного положения о государственной аккредитации учреждений среднего и высшего профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 30 ноября 1994 г. N 6, действующего в период обучения истца в образовательном учреждении, предусматривалось, что филиалы, отделения и другие территориально обособленные структурные подразделения образовательных учреждений проходят государственную аккредитацию в составе образовательного учреждения в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании" и настоящим Положением (пункт 9).
Также 25 января 1996 года Министерством образования Российской Федерации издан Приказ N 27 "Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений", пунктом 2 которого установлено считать имеющими государственную аккредитацию все действующие государственные и муниципальные образовательные учреждения системы Министерства образования Российской Федерации до ее прохождения в установленном порядке.
В связи с изложенным, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному и обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения в стаж службы периода обучения истца с в Томском экономико - юридическом институте с 1 сентября 1993 года по 18 июля 1997 года, поскольку указанное учебное заседание не прошло соответствующей государственной аттестации.
Также судебная коллегия соглашается с судом апелляционной инстанции, что доводы о присвоении звания лейтенанта юстиции, не свидетельствуют о наличии достаточных оснований для включения спорного периода учебы в стаж службы истца, поскольку процедура и порядок присвоения звания лейтенанта юстиции истцу не является предметом рассмотрения настоящего дела.
В целом доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Между тем, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права, судами применены нормы материального права, действовавшие в спорный период времени.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 12 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 16 января 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Болговой Ирины Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.