N 88-12961/2024
г. Кемерово 26 июня 2024 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Попова А.А, рассмотрев гражданское дело N 24MS0103-01-2023-002651-47 по иску общества с ограниченной ответственностью "Эко-Транспорт" к Топышеву Валентину Анатольевичу о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Эко-Транспорт" на апелляционное определение Назаровского городского суда Красноярского края от 31 января 2024 г.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эко-Транспорт" (далее - ООО "Эко-Транспорт") обратилось в суд с иском с последующим уточнением к Тотышеву В.А. о взыскании задолженности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Требования мотивированы тем, что приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края N от ДД.ММ.ГГГГ ООО "Эко-Транспорт" присвоен статус регионального оператора Назаровской технологической зоны. ДД.ММ.ГГГГ между региональным оператором и Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края заключенного соглашение N об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Назаровской технологической зоны, по условиям которого региональный оператор обязуется организовать и осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на указанной технологической зоне сроком до ДД.ММ.ГГГГ Договор по обращению с ТКО заключен региональным оператором в рамках публичной оферты и считается заключенным с 16-го рабочего дня с даты публикации предложения о заключении договора по обращению с ТКО на официальном сайте регионального оператора - eco-transport24.ru. Односторонний отказ от заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО недопустим. Ответчик зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес". Ответчик, являющийся собственником данного дома, не исполнил обязанности по оплате за потребленные коммунальные услуги по обращению с ТКО, в результате чего с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность в сумме 8027, 77 руб, которую просил взыскать истец с ответчика, расходы по уплате государственной пошлины в размере 368, 20 руб, расходы по направлению почтовой корреспонденции в размере 85, 60 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 103 в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края от 27 сентября 2023 г. исковые требования удовлетворены. Взыскана с Тотышева В.А. в пользу ООО "Эко-Транспорт" задолженность по оплате услуг по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 027, 77 руб, почтовые расходы в размере 85, 60 руб, расходы по оплате государственной пошлины в размере 368, 20 руб.
Решение суда в части взыскания задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 374, 03 руб. считать исполненным и к принудительному исполнению не обращать.
Апелляционным определением Назаровский городской суд Красноярского края от 31 января 2024 г. решение мирового судьи судебного участка N 103 в г. Назарово и Назаровском районе от 27 сентября 2023 г. отменено, в удовлетворении исковых требований ООО "Эко-Транспорт" к Тотышеву В.А. отказано.
В кассационной жалобе ООО "Эко-Транспорт" ставится вопрос об отмене апелляционного определения ввиду нарушения норм материального права. Указывает, что судом неверна дана оценка документам, ошибочно сделан вывод о заключении с региональным оператором договора на условиях, предложенных потребителем. Считает, что между региональным оператором и Тотышевым В.А. заключен договор на условиях типовой формы с учетом изменений, внесенных решением Назаровского городского суда от 22 декабря 2020 г. по делу N 2-1330/2020.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений суд кассационной инстанции не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).
Согласно пункту 2 статьи 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Положениями пунктами 8(17) и 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 г.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом и иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ). На основании ч.1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, по смыслу норм статей 421, 422 ГК РФ, если условия для данного договора определены императивными нормами закона, то такие условия должны соответствовать им. К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО, применимы правила о публичном договоре.
В силу ч.1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (п. 2 ст. 426 Г"К РФ).
В случаях, предусмотренных законом. Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (п. 4 ст. 426 ГК РФ).
При этом п. 5 ст. 426 ГК РФ установлено, что условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Согласно пункта 148 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. N 354, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (в виде оплаты либо фактического использования услуги).
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Эко-Транспорт" является региональным оператором Назаровской технологической зоны, осуществляющий деятельность по сбору, обработке и утилизации отходов на территории городских округов и муниципальных образований, в том числе в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ с Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края соглашения N с периодом действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Во исполнение действующих положений законодательства ООО "Эко- Транспорт" ДД.ММ.ГГГГ на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https:/eco-transport24.ru) разместило адресованное всем потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также ДД.ММ.ГГГГ в официальном печатном издании органа государственной печати Красноярского края "Наш Красноярский край региональным оператором ООО "Эко-Транспорт" опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Судом установлено, что Тотышев В.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами начислена истцом, исходя из количества зарегистрированных граждан в данном жилом помещении.
Удовлетворяя заявленные требования истца, мировой судья исходил из того, что ответчик, как собственник жилого помещения, обязан вносить плату за коммунальные услуги, в том числе и по оплате вывоза ТКО, ответчиком не представлено допустимых и относимых доказательств, подтверждающих, что данной услугой он не пользуется, пришел к выводу, что ответчик свою обязанность по уплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исполнял ненадлежащим образом, в связи с чем у него образовалась задолженность, которая подлежит взысканию за период с период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 027, 77 руб, почтовые расходы в размере 85, 60 руб, расходы по оплате государственной пошлины а размере 368, 20 руб.
Отменяя решение мирового судьи, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 61 ГПК РФ, указал, что согласно решению Назаровского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, из типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО с Тотышевым В.А. исключен п.п. "е" п.13, согласно которому потребитель обязан назначить лицо, ответственное за взаимодействие с региональным оператором по вопросам исполнения настоящего договора, дата начала действия договора с внесенными изменениями с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Как следует из представленных материалов дела, во исполнение решения Назаровского городского суда выдан исполнительный лист N от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство N, ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство окончено фактическим исполнением. ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ окончено фактическим исполнением, следовательно, договор между региональным оператором и Тотышевым В.А. следует признать заключенным.
Суд второй инстанции установил, что представленный договор N от ДД.ММ.ГГГГ, заключё ФИО2 между Тотышевым В.А. и ООО "Эко-Транспорт" на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, подписан начальником Назаровского отделения ООО "Эко-Транспорт" ФИО3, договор содержит все необходимые условия, на договоре проставлена печать. Данный договор региональным оператором не оспорен, недействительным не признан, имеет все необходимые реквизиты, подписан уполномоченным лицом. Подпись уполномоченного лица регионального оператора истцом не оспаривалась.
Из буквального смысла текста договора следует, что условиями договора определен способ складирования твёрдых коммунальных отходов в виде контейнера объёмом (0, 5 м3), вывоз которого осуществляется два раза в год по заявлению ответчика по адресу "адрес". Оплата ответчиком производится по тарифу, установленному региональным оператором в соответствии с условиями договора. С момента подписания договора ДД.ММ.ГГГГг. Тотышев В.А. добросовестно выполняет все взятые на себя в рамках договора обязательства, включая внесение оплаты за услугу по обращению с ТКО, оплата произведена полностью по декабрь 2023 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит, что выводы суда апелляционной инстанции отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая, что судом апелляционной инстанции проанализированы документы, суд пришел к выводу о наличии заключенного договора, текст которого не противоречит закону, договор имеет подписи сторон, зарегистрирован приставом- исполнителем, в связи с чем исполнительное производство окончено фактическим исполнением.
Приведенные выводы суда второй инстанции, вопреки доводам кассационной жалобы, мотивированы и в жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, судом апелляционной инстанции допущено не было.
Доводы же о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
При этом другая точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Назаровского городского суда Красноярского края от 31 января 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эко-Транспорт" без удовлетворения.
Судья А.А. Попов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.