Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Леонтьевой Т.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-692/2023 (УИД 70RS0001-01-2022-005468-30) по иску Скрябина Анатолия Сергеевича к Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Томской области, Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о признании незаконным отказа во включении в стаж государственной гражданской службы периодов работы, возложении обязанности включить периоды работы в стаж государственной гражданской службы, признании права на назначение пенсии за выслугу лет с учетом спорных периодов, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за выслугу лет, по кассационной жалобе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на решение Кировского районного суда г. Томска Томской области от 11 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 15 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, возражения Скрябина А.С, участвовавшего в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Скрябин Анатолий Сергеевич (далее - Скрябин А.С, истец) обратился в суд с иском к Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Томской области, Государственному учреждению - Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о признании незаконным отказа во включении в стаж государственной гражданской службы периодов работы, возложении обязанности включить периоды работы в стаж государственной гражданской службы, признании права на назначение пенсии за выслугу лет с учетом спорных периодов, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за выслугу лет.
В обоснование своих требований указывал на то, что Скрябин А.С. в период с 1 сентября 1996 г..по 14 ноября 2021 г..занимал следующие должности государственной гражданской службы Томской области и федеральной государственной гражданской службы: с 1 сентября 1996 г..назначен на должность заместителя начальника центра лицензирования и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности Лицензионной палаты Томской области; с 1 января 1998 г..переведен на должность консультанта центра лицензирования и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности Лицензионной палаты Томской области; с 1 апреля 2000 г..переведен на должность начальника отдела лицензирования фармацевтической деятельности Лицензионной палаты Томской области; с 12 января 2004 г..назначен заместителем председателя комитета лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности Лицензионной палаты Томской области; с 20 сентября 2005 г..уволен в связи с сокращением штата работников; с 1 декабря 2005 г..назначен на должность федеральной государственной гражданской службы главного специалиста Управления Росздравнадзора по Томской области; с 1 августа 2006 г..переведен на должность федеральной государственной гражданской службы специалиста-эксперта Управления Росздравнадзора по Томской области; с 21 мая 2007 г..назначен на должность федеральной государственной гражданской службы главного специалиста-эксперта отдела по надзору за медико-социальной и фармацевтической деятельностью Управления Росздравнадзора по Томской области; с 6 августа 2009 г..назначен на должность федеральной государственной гражданской службы главного специалиста-эксперта отдела контроля, надзора и лицензирования медико-социальной деятельности Управления Росздравнадзора по Томской области; с 1 апреля 2011 г..назначен на должность федеральной государственной гражданской службы главного специалиста-эксперта отдела организации контроля и надзора в сфере оказания медицинских услуг Управления Росздравнадзора по Томской области; с
1 августа 2016 г..назначен на должность федеральной государственной гражданской службы главного специалиста-эксперта отдела организации контроля обращения лекарственных средств и медицинских изделий Территориального органа Росздравнадзора по Томской области; с 20 марта 2017 г..назначен на должность федеральной государственной гражданской службы главного специалиста-эксперта отдела организации контроля и надзора в сфере оказания медицинских услуг Территориального органа Росздравнадзора по Томской области; с 14 ноября 2021 г..освобожден от замещаемой должности в связи с достижением предельного возраста пребывания на государственной гражданской службы. Стаж государственной гражданской службы Томской области в Лицензионной палате Томской области составил 9 лет 0 месяцев 18 дней. Стаж федеральной государственной гражданской службы в Управлении Росздравнадзора по Томской области (территориальном органе Росздравнадзора по Томской области) составил 15 лет 11 месяцев 12 дней. Таким образом общий стаж государственной гражданской службы составил 25 лет.
14 июня 2022 г. в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения поступило заявление от истца о назначении пенсии за выслугу лет с приложением необходимых документов.
Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения после рассмотрения документов подготовлено представление к назначению пенсии за выслугу лет. 20 июня 2022 г. документы были направлены в Пенсионный фонд Российской Федерации для установления истцу пенсии за выслугу лет. При этом, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения приложена справка о периодах замещения должностей, включаемых в стаж государственной гражданской службы для установления пенсии за выслугу лет, согласно которой в стаж государственной гражданской службы включены только периоды с 12 января 2004 г. по 20 сентября 2005 г, с 1 декабря 2005 г. по 14 ноября 2021 г. Периоды работы на государственной гражданской службе в период с 1 сентября 1996 г. по 11 января 2004 г. в стаж государственной гражданской службы необоснованно не включены.
Пенсионный фонд Российской Федерации письмом от 1 июля 2022 г. информировал Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения о том, что истцу установлена пенсия за выслугу лет исходя из заявленных периодов с 12 января 2004 г. по 20 сентября 2005 г. и с 1 декабря 2005 г. по 14 ноября 2021 г.
Письмом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 5 августа 2022 г. NМ14-404/22 истец проинформирован об отказе во включении в стаж государственной гражданской службы периодов работы с 1 сентября 1996 г. по 31 декабря 1998 г, с 1 января 1998 г. по 31 марта 1999 г, с 1 апреля 2000 г. по 11 января 2004 г.
Данный отказ Скрябин А.С. находит незаконным.
Скрябин А.С. просил суд признать незаконным отказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 5 августа 2022 г..N И14-404/22 во включении Скрябину А.С. в стаж государственной гражданской службы периодов работы: с 1 сентября 1996 г..по 31 декабря 1998 г..в должности заместителя начальника центра лицензирования и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности Лицензионной палаты Томской области; с января 1998 г..по 31 марта 1999 г..в должности консультанта центра лицензирования и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности Лицензионной палаты Томской области; с 1 апреля 2000 г..по 11 января 2004 г..в должности начальника отдела лицензирования фармацевтической деятельности Лицензионной палаты Томской области; включить в стаж государственной гражданской службы периоды работы: с 1 сентября 1996 г..по 31 декабря 1998 г..в должности заместителя начальника центра лицензирования и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности Лицензионной палаты Томской области; с 1 января 1998 г..по 31 марта 1999 г..в должности консультанта центра лицензирования и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности Лицензионной палаты Томской области; с 1 апреля 2000 г..по 11 января 2004 г..в должности начальника отдела лицензирования фармацевтической деятельности Лицензионной палаты Томской области; признать право на назначение пенсии за выслугу лет с включением в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов работы с 1 сентября 1996 г..по 20 сентября 2005 г..и с 1 декабря 2005 г..по 14 ноября 2021 г..в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" к страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; Возложить на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Томской области обязанность произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом периодов работы с 1 сентября 1996 г..по 20 сентября 2005 г..и с 1 декабря 2005 г..по 14 ноября 2021 г..в стаж государственной гражданской службы и производить выплату пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г..N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 15 ноября 2021 г..
Определением Кировского городского суда г. Томска Томской области от 26 апреля 2023 г. произведена замена ответчиков Государственного учреждения - Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области правопреемниками - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области (далее - ОСФР по Томской области). К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Решением Кировского районного суда г. Томска Томской области от 11 июля 2023 г. исковые требования Скрябина А.С. к Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Томской области, Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области удовлетворены.
Признан незаконным отказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 5 августа 2022 г. NИ14-404/22, Управления (Территориального органа) Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Томской области во включении Скрябину А.С. в стаж государственной гражданской службы периодов работы: с 1 сентября 1996 г. по 31 декабря 1998 г. в должности заместителя начальника центра лицензирования и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности Лицензионной палаты Томской области; с 1 января 1998 г. по 31 марта 1999 г. в должности консультанта центра лицензирования и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности Лицензионной палаты Томской области; с 1 апреля 2000 г. по 11 января 2004 г. в должности начальника отдела лицензирования фармацевтической деятельности Лицензионной палаты Томской области.
На Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Томской области возложена обязанность включить Скрябину А.С. в стаж государственной гражданской службы периоды работы: с 1 сентября 1996 г. по 31 декабря 1998 г. в должности заместителя начальника центра лицензирования и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности Лицензионной палаты Томской области; с 1 января 1998 г. по 31 марта 1999 г. в должности консультанта центра лицензирования и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности Лицензионной палаты Томской области; с 1 апреля 2000 г. по 11 января 2004 г. в должности начальника отдела лицензирования фармацевтической деятельности Лицензионной палаты Томской области.
За Скрябиным А.С. признано право на назначение пенсии за выслугу лет с включением в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов работы с 1 сентября 1996 г. по 20 сентября 2005 г. и с 1 декабря 2005 г. по 14 ноября 2021 г. в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" к страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
На Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области возложена обязанность произвести Скрябину А.С. перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом периодов работы с 1 сентября 1996 г. по 20 сентября 2005 г. и с 1 декабря 2005 г. по 14 ноября 2021 г. в стаж государственной гражданской службы и производить выплату пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 15 ноября 2021 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 15 ноября 2023 г. решение Кировского районного суда г. Томска Томской области от 11 июля 2023 г. в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области обязанности произвести Скрябину А.С. перерасчет и выплату пенсии за выслугу лет, с учетом периодов работы с 1 сентября 1996 г. по 20 сентября 2005 г, с 1 декабря 2005 г. по 14 ноября 2021 г, подлежащих включению в стаж государственной гражданской службы в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 15 ноября 2021 г. отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Скрябина А.С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о возложении обязанности произвести перерасчет и выплату пенсии за выслугу лет с учетом периодов работы с 1 сентября 1996 г. по 20 сентября 2005 г. и с 1 декабря 2005 г. по 14 ноября 2021 г, подлежащих включению в стаж государственной гражданской службы в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 15 ноября 2021 г. отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Определением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 2 мая 2024 г. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации восстановлен срок подачи кассационной жалобы на решение Кировского районного суда г. Томска Томской области от 11 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 15 ноября 2023 г.
В кассационной жалобе Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации просит об отмене судебных актов как незаконных.
Скрябиным А.С. поданы возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проведенное с использованием системы видеоконференц-связи, представители ответчиков Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Томской области, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, ОСФР по Томской области, представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Ходатайство Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи оставлено без удовлетворения по техническим причинам. Представитель Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации направил в адрес Восьмого кассационного суда общей юрисдикции ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Правовые, организационные и финансово-экономические основаны государственной гражданской службы установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Государственная гражданская служба Российской Федерации - это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Одним из принципов гражданской службы в силу положений статьи 4 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, а согласно статье 6 названного закона взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий.
Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в числе основных государственных гарантий для государственных гражданских служащих предусматривает их государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан в Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52 названного закона).
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.
В настоящее время условия и порядок пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих определены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим определены статьей 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Одним из таких условий является определенный стаж государственной гражданской службы (пункты 1, 1.1 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Приложением 2 к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определен стаж для назначения пенсии за выслугу лет в 2021 году - не менее 17 лет 6 месяцев.
В стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации (статья 19 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1141 утвержден перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
Пунктом 4 указанного Перечня предусмотрено, что к ним относятся должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, предусмотренные реестрами должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, утвержденными законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок включения в стаж государственной службы должностей, определенных Перечнем должностей, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. N 570 "О порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. N 570), в силу пункта 1 которого включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы непосредственно перед увольнением, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа - федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа.
Документами, подтверждающими периоды службы (работы) в должностях, предусмотренных Перечнем должностей, включаемых в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, являются трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности, военный билет, справка военного комиссариата и иные документы соответствующих государственных органов, организаций, архивных учреждений, установленные законодательством Российской Федерации.
Судами установлено, что 14 ноября 2021 г. Скрябин А.С. обратился в Пенсионный фонд Российской Федерации с заявлением о назначении ему с 14 ноября 2021 г. пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих к страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", как замещавшему должность до достижения предельного возраста пребывания на гражданской федеральной государственной службе.
С 1 июня 2022 г. Скрябину А.С. установлена пенсия за выслугу лет.
Письмом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 5 августа 2022 г. N М14-404/22 истец информирован об отказе во включении в стаж государственной гражданской службы периодов работы с 1 сентября 1996 г. по 31 декабря 1998 г, с 1 января 1998 г. по 31 марта 1999 г, 1 апреля 2000 г. по 11 января 2004 г.
Справкой Департамента лицензирования и регионального государственного контроля Томской области от 7 октября 2021 г. N68-3022 подтверждается, что 28 августа 1996 г. истец поступил на государственную гражданскую службу в Лицензионную палату Томской области на должность заместителя начальника областного центра лицензирования и сертификации медицинской, фармацевтической деятельности, относящейся к ведущей группе государственной должности государственной службы категории "В" в соответствии с приложением N1 к Закону Томской области "О государственной службе в Томской области". 1 января 1998 г. переведен на должность консультанта центра лицензирования и сертификации медицинской фармацевтической деятельности - ведущая группа государственной должности государственной службы категории "В" в соответствии с приложением N1 к Закону Томской области "О государственной службе в Томской области". С 1 апреля 2000 г. переведен на должность начальника отдела лицензирования фармацевтической деятельности, относящейся к ведущей группе государственной должности государственной службы категории "В" в соответствии с приложением к Закону Томской области от 10 марта 2000 г. N9-ОЗ "О Реестре государственных должностей в Томской области". С 12 января 2004 г. назначен на должность заместителя председателя Комитета по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности, относящейся к главной группе государственной должности государственной службы категории "В" в соответствии с приложением к Закону Томской области от 10 марта 2000 г. N9-ОЗ "О Реестре государственных должностей в Томской области". 20 сентября 2005 г. уволен в государственной службы, в связи с сокращением работников.
Из архивной справки ОГКУ ЦДНИ ТО N С-4108 от 19 ноября 2021 г. следует, что подтвердить период работы Скрябина А.С. с 1 сентября 1996 г. по 20 сентября 2005 г. не представляется возможным, так как документы по личному составу Лицензионной палаты Томской области на хранение в архив не передавались. В документах по основной деятельности за 1999-2002 имеются списки работников Лицензионной палаты Томской области, получающих ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет, согласно которым Скрябину А.С. (консультант, начальник отдела) установлена надбавка в размере 40%.
Копия положения "Центр лицензирования и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности Лицензионной палаты Томской области" утрачена.
Из трудовой книжки, вкладыша к ней, справки, выданной Департаментом лицензирования и регионального государственного контроля Томской области от 7 октября 2021 г. N68-3022 следует, что истец проходил государственную гражданскую службу в структурном подразделении лицензионной палаты Томской области в периоды с 1 сентября 1996 г. по 31 декабря 1998 г, 1 января 1998 г. по 31 марта 1999 г, 1 апреля 2000 г. по 11 января 2004 г. занимал должности заместителя начальника центра лицензирования и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности, консультанта центра лицензирования и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности, начальника отдела лицензирования и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности.
Пунктом 1 Постановления Главы Администрации Томской области от 24 мая 1996 г. N138 "О совершенствовании системы лицензирования отдельных видов деятельности на территории Томской области" предусмотрено, что лицензионная палата Томской области является органом управления Администрации Томской области, единственно уполномоченным выдавать на территории Томской области лицензии на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию органами исполнительности власти субъектов Российской Федерации. Сотрудники лицензионной палаты Томской области и структурных подразделений лицензионной палаты Томской области являются государственными служащими (пункт 2 постановления.
Из содержания постановления Главы Администрации Томской области "О совершенствовании системы лицензирования отдельных видов деятельности на территории Томской области" от 24 мая 1996 г. N 138, постановления Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 15 июня 1999 г. N 220 "Об утверждении Положения о Лицензионной палате Томской области и Временного порядка осуществления лицензирования видов деятельности на территории Томской области органами исполнительной власти Томской области" следует, что сотрудники Лицензионной палаты Томской области и структурных подразделений являются государственными служащими.
Положением о Лицензионной палате Томской области, утв. постановлением Главы Администрации области от 4 октября 1996 г. N 278 предусмотрено, что Лицензионная палата Томской области имеет в своем составе самостоятельные структурные подразделения: государственный центр лицензирования и сертификации медицинской, фармацевтической деятельности; государственный центр лицензирования строительной деятельности. Структурные подразделения Палаты не являются юридическими лицами, имеют отдельные балансы, входящие в сводный баланс Палаты, текущие счета, печати, штампы, бланки (пункт 1.3 Положения).
Положение о лицензионной палате Томской области утратило силу на основании постановления Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 15 июня 1999 г. N 220.
Согласно пунктов 1.1, 1.3 Положения о Лицензионной палате Томской области, утвержденного постановлением Главы Администрации Томской области от 15 июня 1999 г. N220 "Об утверждении Положения о Лицензионной палате Томской области и временного порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Томской области органами исполнительной власти Томской области", лицензионная палата Томской области является органом управления Администрации Томской области, сотрудники лицензионной палаты Томской области и ее структурных подразделений являются государственными служащими.
Пунктом 2.1 указанного положения также предусмотрено, что на территории Томской области действует единая система лицензирования, состоящая из лицензионной палаты Томской области, ее структурных подразделений и филиалов, органов государственного управления, органов местного самоуправления, которым делегировано право на осуществление лицензирования отдельных видов деятельности.
Реестром государственных должностей государственных служащих Томской области, утв. Законом Томской области "О государственной службе в Томской области" принятым решением Государственной Думы Томской области 7 декабря 1995 г. N228 должность консультант отнесена категории "В" государственных должностей.
Пунктом 3.3. Реестра государственных должностей в Томской области, утв. Законом Томской области от 10 марта 2000 г. N9-ОЗ должность начальника отдела лицензирования фармацевтической деятельности Лицензионной палаты отнесена к группе ведущих должностей государственной службы категории "В".
Должностными инструкциями начальника отдела лицензирования и сертификации фармацевтической деятельности Лицензионной палаты Администрации Томской области также предусматривалось, что должность начальника относится к ведущей должности государственной службы категории "В". Порядок назначения и освобождения от должности осуществляется приказом председателя Лицензионной палаты; начальник непосредственно подчиняется заместителю председателя Лицензионной палаты по медицинской, фармацевтической деятельности (пункты 1-3 должностной инструкции 2001 года, пункты 1.1-1.3 должностной инструкции 2000 года.
Пунктом 3.2 Реестра государственных должностей в Томской области, утв. Законом Томской области от 10 марта 2000 г. N9-ОЗ должность заместителя председателя комитета по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности Лицензионной палаты Томской области отнесена в группе главных должностей государственной службы категории "В".
Из содержания должностной инструкции заместителя председателя комитета лицензирования следует, что данная должность отнесена к главной государственной должности государственной службы категории "В". Назначение и освобождение от занимаемой должности осуществляется приказом председателя Лицензионной палаты.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что во временной период с 1 января 1998 г. по 12 января 2004 г. Скрябин А.С. проходил государственную службу в структурном подразделении Лицензионной палаты Томской области, сотрудники которой в силу постановления Главы Администрации Томской области "О совершенствовании системы лицензирования отдельных видов деятельности на территории Томской области" от 24 мая 1996 г. N 138, постановления Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 15 июня 1999 г. N 220 "Об утверждении Положения о Лицензионной палате Томской области и Временного порядка осуществления лицензирования видов деятельности на территории Томской области органами исполнительной власти Томской области" являются государственными служащими. В соответствии с Реестрами государственных должностей в Томской области, действующими в спорный временной период, Скрябин А.С. занимал государственные должности государственной службы категории "В", в связи с чем исковые требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит данные выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на правильном применении норм материального права и соответствующими исследованным судами доказательствам, которым, исходя из требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец в спорный период был уволен по сокращению на основании норм Трудового кодекса Российской Федерации не свидетельствует о том, что он не проходил государственную гражданскую службу.
Сам по себе факт отсутствия документов о принятии, переводах, увольнении, присвоении классного чина, отсутствие положения, штатного расписания не может ограничивать право истца на пенсионное обеспечение при наличии доказательств фактического занятия должностей государственной гражданской службы.
В материалах дела имеются нормативные акты субъекта Российской Федерации об утверждении Лицензионной палаты Томской области, которые содержат указание на то, что сотрудники органа являются государственными служащими.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что занимаемые в спорные периоды истцом должности отнесены к должностям, указанным в подпунктах "з", "и" пункта 14 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1141.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Томска Томской области от 11 июля 2023 г, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 15 ноября 2023 г, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 15 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Леонтьева
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.