Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Леонтьевой Т.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1804/2023 (УИД 75RS0001-02-2023-000914-50) по иску Кузнецовой Елены Владимировны к Федеральной таможенной службе, Дальневосточному таможенному управлению, Читинской таможне о понуждении к перерасчету стажа за выслугу лет, по кассационной жалобе Федеральной таможенной службы на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 23 января 2024 г, по кассационной жалобе Дальневосточного таможенного управления на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 23 января 2024 г, по кассационной жалобе Читинской таможни на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 23 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения представителя Федеральной таможенной службы, Дальневосточного таможенного управления, Читинской таможни Волкова Ф.Д, поддержавшего доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кузнецова Елена Владимировна (далее - Кузнецова Е.В, истец) обратилась в суд с иском к Федеральной таможенной службе, Дальневосточному таможенному управлению, Читинской таможне о понуждении к перерасчету стажа за выслугу лет.
В обоснование своих требований указывала на то, что Кузнецова Е.В. в период с 31 мая 2011 г. по 30 сентября 2021 г. проходила службу в Читинской таможне, была уволена в связи с окончанием срока действия контракта.
В июне 2021 года истец обратилась в Центральную комиссию Федеральной таможенной службы с заявлением о зачете в выслугу лет времени работы с 6 ноября 2007 г. по 30 мая 2011 г. (3 года 6 мес. 25 дн.) в должности специалиста 3 разряда группы назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Забайкальском районе Забайкальского края.
Из ответа Читинской таможни от 18 февраля 2022 г. следует, что заявление Кузнецовой Е.В. с пакетом документов и ходатайство начальника таможни о зачете в выслугу лет в таможенных органах иного периода работы были направлены в Дальневосточное таможенное управление 20 июля 2021 г. для дальнейшей отправки в Центральную комиссию Федеральной таможенной службы России.
Документы поступили в Управление государственной службы и кадров Федеральной таможенной службы России 7 сентября 2021 г, но рассмотрены не были, так как 3 октября 2021 г. были отозваны Читинской таможней в связи с увольнением истца.
Из ответа Читинской транспортной прокуратуры от 16 мая 2022 г. следует, что отзыв заявления истца является нарушением законодательства, и в адрес Читинской таможни внесено представление.
Истец полагает, что действиями ответчиков нарушено ее конституционное право на досрочное пенсионное обеспечение.
Кузнецова Е.В. просила суд обязать Читинскую таможню помочь в оформлении пакета документов, необходимых для зачета в выслугу лет периода работы в Пенсионном фонде Российской Федерации с 6 ноября 2007 г. по 30 мая 2011 г. (3 года 6 мес. 25 дн.); обязать Читинскую таможню принять от истца и направить в Дальневосточное таможенное управление пакет документов для зачета в выслугу лет указанного периода; обязать Дальневосточное таможенное управление направить пакет документов в установленном порядке в Управление государственной службы и кадров Федеральной таможенной службы России; обязать Центральную комиссию Федеральной таможенной службы произвести зачет в выслугу лет периода работы истца в Пенсионном фонде Российской Федерации с 6 ноября 2007 г. по 30 мая 2011 г.
Решением Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 11 мая 2023 г. в удовлетворении исковых требований Кузнецовой Е.В. отказано.
Дополнительным решением Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 20 сентября 2023 г. в удовлетворении исковых требований Кузнецовой Е.В. к Федеральной таможенной службе России в лице Центральной комиссии Федеральной таможенной службы России о включении периодов работы в выслугу лет отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 23 января 2024 г. решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 11 мая 2023 г, дополнительное решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 20 сентября 2023 г. отменено в части отказа в удовлетворении иска Кузнецовой Е.В. к Федеральной таможенной службе о включении периодов работы в стаж выслуги лет для назначения пенсии. Принято новое решение об удовлетворении иска в указанной части. На Федеральную таможенную службу возложена обязанность включить в выслугу лет, дающую право на назначение пенсии, период работы Кузнецовой Е.В. в Пенсионном фонде Российской Федерации с 6 ноября 2007 г. по 30 мая 2011 г. В остальной обжалуемой части решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Федеральная таможенная служба, Дальневосточное таможенное управление, Читинская таможня просят об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного.
Представителем истца Кузнецовой Е.В. - Травкиным В.И. поданы возражения на кассационные жалобы.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Кузнецова Е.В, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явилась. Ходатайство Читинской таможни об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи оставлено без удовлетворения по техническим причинам. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении настоящего дела.
Из материалов дела следует, что истец Кузнецова Е.В. с 6 ноября 2007 г. по 30 мая 2011 г. работала в должности специалиста 3 разряда группы назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управления Пенсионного фонда России по Забайкальскому краю.
В период с 31 мая 2011 г. по 30 сентября 2021 г. Кузнецова Е.В. проходила службу в таможенных органах, была уволена в связи с окончанием срока действия контракта согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
В июне 2021 года истец обратилась в Центральную комиссию Федеральной таможенной службы с заявлением о зачете в выслугу лет времени работы с 6 ноября 2007 г. по 30 мая 2011 г. (3 года 6 мес. 25 дн.) в должности специалиста 3 разряда группы назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Забайкальском районе Забайкальского края.
Из ответа Читинской таможни от 18 февраля 2022 г. следует, что заявление Кузнецовой Е.В. с пакетом документов и ходатайство начальника таможни о зачете в выслугу лет в таможенных органах иного периода работы были направлены в Дальневосточное таможенное управление 20 июля 2021 г. для дальнейшей отправки в Центральную комиссию Федеральной таможенной службы России.
Документы поступили в Управление государственной службы и кадров Федеральной таможенной службы России 7 сентября 2021 г, но рассмотрены не были, так как 3 октября 2021 г. были отозваны Читинской таможней в связи с увольнением истца.
Из ответа Читинской транспортной прокуратуры от 16 мая 2022 г. следует, что отзыв заявления истца является нарушением законодательства, и в адрес Читинской таможни внесено представление.
Ссылаясь на пункт 3 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 103, согласно которому руководителям и специалистам финансовых, экономических, юридических служб, вычислительных или информационно-вычислительных центров государственных организаций, принятым на службу в таможенные органы на должности, соответствующие их образованию и специальности, стаж работы в указанных организациях может быть засчитан в выслугу лет в таможенных органах председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации, истец полагала, что период ее работы с 6 ноября 2007 г. по 30 мая 2011 г. в должности специалиста 3 разряда группы назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц в структурном подразделении Пенсионного фонда России подлежит включению в выслугу лет, дающую право на назначение пенсии сотрудникам таможенных органов.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части отказа во включении в выслугу лет истца спорного периода работы, возложив обязанность на Федеральную таможенную службу включить в выслугу лет, дающую право на назначение пенсии, период работы Кузнецовой Е.В. в Пенсионном фонде Российской Федерации с 6 ноября 2007 г. по 30 мая 2011 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судом апелляционной инстанции сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудник таможенного органа имеет право на пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет.
В силу статьи 50 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.
Организация пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов и членов их семей возлагается на пенсионную службу Федеральной таможенной службы.
Согласно статье 27 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" работникам судов, органов прокуратуры, военнослужащим, а также лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации при приеме их на службу в таможенные органы в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона присваиваются специальные звания.
Указанным лицам в выслугу лет в таможенных органах засчитывается стаж их работы (службы) в перечисленных органах.
Руководителям и специалистам финансовых, экономических, юридических служб, вычислительных или информационно-вычислительных центров государственных организаций, принятым на службу в таможенные органы, в выслугу лет в таможенных органах может быть засчитан стаж работы в указанных организациях руководителем Федеральной таможенной службы.
В пункте 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 103 установлено какие периоды работы засчитываются в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов, например, время службы (работы) в учреждениях и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и таможенных органов бывшего Союза ССР на должностях, по которым предусмотрено присвоение специального (персонального) звания; время работы в органах и центральном аппарате Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации в качестве руководителей и специалистов по профилю деятельности указанных федеральных органов исполнительной власти и другие.
В пункте же 3 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 103 предусмотрено, что руководителям и специалистам финансовых, экономических, юридических служб, вычислительных или информационно-вычислительных центров государственных организаций, принятым на службу в таможенные органы на должности, соответствующие их образованию и специальности, стаж работы в указанных организациях может быть засчитан в выслугу лет в таможенных органах председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
Таким образом, нормами пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", а также пункта 3 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 103 предусмотрено, что руководителям и специалистам финансовых, экономических, юридических служб, вычислительных или информационно-вычислительных центров государственных организаций, принятым на службу в таможенные органы на должности, соответствующие их образованию и специальности, стаж работы в указанных организациях может быть засчитан в выслугу лет в таможенных органах председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
При этом указанными нормами предусмотрено право, а не обязанность по включению таких периодов в выслугу лет в таможенных органах, и полномочия по включению таких периодов в специальный стаж по выслуге лет в таможенных органах отнесены к председателю Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
Между тем, какое-либо решение о включение либо отказе во включении спорного периода работы истца в органах Пенсионного фонда России вышеназванным должностным лицом не принималось, в связи с чем, суд лишен был возможности подменять вышеуказанное лицо и принимать решение о включении в выслугу лет, дающую право на назначение пенсии, период работы Кузнецовой Е.В. в Пенсионном фонде Российской Федерации с 6 ноября 2007 г. по 30 мая 2011 г. Суд лишь имел полномочия по проверке решения такого должностного лица (в случае его принятия).
Кроме того, судом апелляционной инстанции не учтено, что Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 103 определяет порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий:
- лицам, проходившим службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и имеющим специальные звания, - а также лицам, работавшим в таможенных органах Российской Федерации в должностях, по которым предусмотрены специальные (персональные) звания, и уволенным из таможенных органов с правом на получение пенсии (далее именуются - сотрудники таможенных органов), с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец не была уволена из таможенных органов с правом на получение пенсии, а потому данный нормативный акт не подлежал применению в отношении истца.
Более того, согласно пункту 4 Регламента Федеральной таможенной службы России от 27 декабря 2010 г. N 2603 Центральная комиссия не рассматривает вопросы зачета выслуги лет лицам, уволенным из таможенных органов по основаниям пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", в связи с чем заявление истца после ее увольнения не подлежало рассмотрению.
При этом каких-либо нарушений, связанных с длительностью рассмотрения комиссией заявления истца до ее увольнения не установлено судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, выводы суда апелляционной инстанции нельзя признать законными и обоснованными.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении исковых требований в результате неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права не определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и то, какой стороне надлежит их доказывать, не установилэти обстоятельства. Допущенные нарушения норм материального права являются непреодолимыми, в связи с чем могут быть устранены только при новом рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть все приведенное выше и разрешить дело на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 23 января 2024 г. отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда.
Председательствующий Т.В. Леонтьева
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.