Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С. и Солдатовой С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лунёвой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-46/2024 (УИД 91OS0000-01-2023-000588-77) по административному исковому заявлению Фомина Владимира Александровича к Черноморскому районному совету Республики Крым об оспаривании в части решения 80 (внеочередного) заседания Черноморского районного совета Республики Крым 2 созыва от 14 сентября 2023 г. N 1041 "О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Новосельское сельское поселение Черноморского района Республики Крым"
по апелляционной жалобе административного истца Фомина Владимира Александровича на решение Верховного Суда Республики Крым от 11 марта 2024 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В, полагавшей решение суда подлежащим отмене с прекращением производства по административному делу, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением 115 (внеочередного) заседания Черноморского районного совета Республики Крым 1 созыва от 5 октября 2018 г. N 1061 утвержден генеральный план муниципального образования Новосельское сельское поселение Черноморского района Республики Крым (далее также - Генеральный план).
Решением 80 (внеочередного) заседания Черноморского районного совета Республики Крым 2 созыва от 14 сентября 2023 г. N 1041 "О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Новосельское сельское поселение Черноморского района Республики Крым" (далее также - Решение от 14 сентября 2023 г. N 1041) утверждены изменения в генеральный план указанного муниципального образования.
Решение от 14 сентября 2023 г. N 1041 опубликовано в газете "Черноморские известия" N 74 (N 2560) 20 сентября 2023 г, а также на официальной странице Черноморского районного совета Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (https://chero.rk.gov.ru) 15 сентября 2023 г.
Фомин В.А. обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просил признать не действующим со дня вступления в силу решения суда решение 80 (внеочередного) заседания Черноморского районного совета Республики Крым 2 созыва от 14 сентября 2023 г. N 1041 "О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Новосельское сельское поселение Черноморского района Республики Крым" в части изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером N с функциональной жилой зоны (зоны застройки индивидуальными жилыми домами застройка преимущественно индивидуальными жилыми домами (этажность - до 3) и сопутствующими объектами первичной ступени культурно-бытового обслуживания) в границе населенного пункта - на функциональную зону сельскохозяйственного использования; и не соответствующим статьям 9, 24, 26, 34, 35, 36, 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 7, 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статьям 209, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, оставив ранее принятый генеральный план муниципального образования Новосельское сельское поселение Черноморского района Республики Крым, утвержденный 5 октября 2018 г, в отношении испрашиваемого земельного участка - без изменений.
В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу на праве общей долевой собственности с Бекниязовым Н.Б, Кожуховым Е.А, Лапиным А.Ю. и Красюк В.С. принадлежит вышеуказанный земельный участок, расположенный на территории Новосельского сельского совета Черноморского района Республики Крым. Земельный участок был образован из объекта недвижимости с кадастровым номером N. Согласно Генеральному плану, утвержденному решением Черноморского районного совета Республики Крым от 5 октября 2018 г, данный земельный участок относился к функциональной зоне - зона застройки индивидуальными жилыми домами, а также входил в границу населенного пункта. Генеральным планом, утвержденным оспариваемым решением, земельный участок исключен из жилой зоны и границ населенного пункта. Административный истец считает, что отнесение земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения в отсутствие правового обоснования противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает его права на использование принадлежащего на праве собственности земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 11 марта 2024 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Фомин В.А. просит решение суда отменить как незаконное, необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и их недоказанности, принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, настаивая на доводах административного искового заявления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Представители административного истца, Черноморского районного совета Республики Крым ходатайствовали о рассмотрении административного дела в апелляционном порядке в их отсутствие.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также -КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело при данной явке.
Заслушав заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 30 постановления от 11 июня 2020 г. N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при рассмотрении апелляционных жалобы, представления, частной жалобы, представления суду апелляционной инстанции во всяком случае следует проверять наличие предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ безусловных оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции, а также оснований для прекращения производства по административному делу (глава 17 КАС РФ) или оставления административного искового заявления без рассмотрения (пункты 1 - 4 части 1, часть 2 статьи 196 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 194, частью 1 статьи 214 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, в соответствии с частью 1 статьи 128, частью 1 статьи 210 КАС РФ, частями 1, 2 статьи 127.1 АПК РФ в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность того же нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, либо той же его части, поскольку при рассмотрении и разрешении дела суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, независимо от указания на них лицами, участвующими в деле (часть 7 статьи 213 КАС РФ). В случае, если решение суда по другому делу, которым оспариваемый правовой акт признан недействующим, не вступило в законную силу, суд, рассматривающий дело, вправе приостановить производство по нему до вступления данного решения в законную силу (пункт 4 части 1 статьи 190 КАС РФ, пункт 1 части 1 статьи 143 АПК РФ).
Разрешая настоящий спор по существу и принимая по нему решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не принял во внимание приведенные нормы административного процессуального закона и разъяснения высшей судебной инстанции во взаимосвязи с тем обстоятельством, что в производстве Верховного Суда Республики Крым находилось административное дело N 2а-35/2024 по административному исковому заявлению Красюк В.С. о признании Решения от 14 сентября 2023 г. N 1041 не действующим в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером N функциональной зоны сельскохозяйственного использования. Результатом рассмотрения указанных требований явилось решение Верховного Суда Республики Крым от 22 февраля 2024 г. об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При данных обстоятельствах суду первой инстанции надлежало либо в период рассмотрения названных административных дел решить вопрос об их объединении в одно производство (статья 212 КАС РФ), либо после принятия решения по административному делу N 2а-35/2024 приостановить производство по настоящему делу (пункт 4 части 1 статьи 190 КАС РФ).
Вместе с тем, в нарушение названных норм процессуального права судом этого сделано не было, что привело к принятию по настоящему делу решения о повторной проверке законности нормативного правового акта, которое законным и обоснованным признано быть не может.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21 мая 2024 г. (N 66а-819/2024) решение Верховного Суда Республики Крым от 22 февраля 2024 г. об отказе в удовлетворении требований Красюк В.С. о признании не действующим Решения от 14 сентября 2023 г. N 1041 в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером N оспариваемой функциональной зоны оставлено без изменения, апелляционная жалоба административного истца - без удовлетворения.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 194 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 11 марта 2024 г. об отказе в удовлетворении административного искового заявления Фомина Владимира Александровича об оспаривании решения 80 (внеочередного) заседания Черноморского районного совета Республики Крым 2 созыва от 14 сентября 2023 г. N 1041 "О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Новосельское сельское поселение Черноморского района Республики Крым" в отношении земельного участка с кадастровым номером N отменить; производство по административному делу прекратить.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 2 июля 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.