Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Семейкина С.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мороз В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 3а-201/2024 по административному исковому заявлению Зубаря В.В. об оспаривании решения государственного бюджетного учреждения Ростовской области от 26 декабря 2023 года N ОРС-61/2023/001609 об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости
по апелляционной жалобе департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на Дону на решение Ростовского областного суда от 24 апреля 2024 года, заслушав доклад судьи Семейкиной С.А,
УСТАНОВИЛ:
Решением государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области" от 26 декабря 2023 года N ОРС-61/2023/001609 отказано в удовлетворении заявления Зубаря В.В. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", "адрес"
Зубарь В.В. обратился с административным исковым заявлением в Ростовский областной суд о признании незаконным решения государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области" от 26 декабря 2023 года N ОРС-61/2023/001609 и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 30 октября 2023 г. в размере 74 081 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", "адрес". Используемая при определении арендных платежей кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2022 года в размере 153 637 964, 97 рублей значительно превышает рыночную стоимость объекта недвижимости, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет за собой необоснованное увеличение арендных платежей. Решением государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области" от 26 декабря 2023 года N ОРС-61/2023/001609 отказано в удовлетворении его заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, что не соответствует требованиям действующего законодательства.
Решением Ростовского областного суда от 24 апреля 2024 года в удовлетворении административного искового заявления Зубаря В.В. о признании незаконным решения государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области" от 26 декабря 2023 года N ОРС-61/2023/001609 об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости - отказано.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 9093 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - магазины, рынки, по состоянию на 30 октября 2023 г. в размере 92 000 000 рублей.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости постановлено считать 8 декабря 2023 года.
Судебные расходы возложены на административного истца. За счет денежных средств, поступивших от представителя Зубяря В.В. - Олейниковой Т.В. в целях обеспечения расходов на проведение судебной экспертизы по делу N 3а-201/2024, постановлено перечислить с лицевого счета по учету операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, открытого Ростовскому областному суду, на счет ЧСУ "Ростовский центр экспертизы и оценки" оплату за проведенную судебную экспертизу в сумме 70 000 рублей.
В апелляционной жалобе представитель департамента имущественно-земельных отношений Ростовской области считает решение Ростовского областного суда от 24 апреля 2024 года незаконным и подлежащим отмене.
В обоснование доводов жалобы указывает, что заключение эксперта N290-02/2024 от 18.03.2024 г. ЧУС "Ростовский центр экспертизы и оценки" не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности. Экспертом подобраны объекты-аналоги, назначение и площадь которых существенно отличаются от объекта исследования. Изменение кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества повлечет за собой уменьшение платежей в местный бюджет. Просит отменить решение Ростовского областного суда от 24 апреля 2024 года, принять по делу новое решение в части, в котором отказать в удовлетворении требований истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере равном его рыночной стоимости.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец Зубарь В.В. считает решение Ростовского областного суда от 24 апреля 2024 г. законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, привлеченные к участию в рассмотрении дела, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии с положениями статьи 150 КАС РФ суд апелляционной инстанции определилрассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Ввиду подачи апелляционной жалобы на решение суда, принятое в порядке упрощенного (письменного) производства, руководствуясь частью 2 статьи 307 КАС РФ, рассмотрение административного дела по апелляционной жалобе осуществляется судьей единолично.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
На основании пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно части 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Административный истец на основании договора аренды N от ДД.ММ.ГГГГ является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 9093 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - магазины, рынки, расположенного по адресу: "адрес", "адрес"
Из договора аренды следует, что расчет арендной платы осуществляется с учетом кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2022 года определена в размере 153 637 964, 97 рублей постановлением министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области от 11.11.2022 г. N П-7 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков".
В соответствии с порядком, предусмотренным статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" административный истец Зубарь В.В. 08.12.2023 г. обратился в ГБУ Ростовской области "Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области" с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости по состоянию на 30 октября 2023 г, определенном отчетом оценщика N 21162/10-23 ООО "Первая независимая экспертная компания" от 01.11.2023 г.
26 декабря 2023 года бюджетным учреждением принято решение N ОРС-61/2023/001609 об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
После принятия решения государственного бюджетного учреждения 29.01.2024 г. с соблюдением предусмотренного законом трехмесячного срока, Зубарь В.В. обратился в суд с указанным административным иском.
Как следует из части 1 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона от 01.01.2017 г. до 01.01.2023 г.
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным законом N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами.
Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной по правилам Федерального закона N 237-ФЗ до окончания переходного периода (до 01.01.2023 г. либо до даты принятия субъектом РФ соответствующего решения) осуществляется в соответствии со ст.22 Федерального закона N 237-ФЗ.
Если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть после 01.01.2023 г. или с даты, указанной в решении может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятого в соответствии со ст.22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ).
Постановлением Правительства Ростовской области от 29 декабря 2022 года N 1186 "О мерах по реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ" с 1 января 2023 года на территории Ростовской области для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно положениям статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
При этом в судебном порядке, предусмотренном главой 25 КАС РФ, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости (часть 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237 -ФЗ).
Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Ростовской области от 28.02.2019 года N 119 "О реализации на территории Ростовской области положений Федерального закона N 237-ФЗ и реорганизации государственного унитарного предприятия технической инвентаризации Ростовской области" "Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области" наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
Государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области" наделено полномочиями на территории Ростовской области по определению кадастровой стоимости, а также предоставляет услугу по рассмотрению заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (ст.ст.6 и 7 Федерального закона N 237-ФЗ).
В соответствии с положениями ст.22.1 ФЗ-237 бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению. Форма уведомления о поступлении заявления об установлении рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению, требования к его заполнению, а также требования к формату такого уведомления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
Заявление об установлении рыночной стоимости подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.
Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:
1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;
2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).
В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав вышеприведенные положения законодательства и учитывая фактические обстоятельства настоящего дела, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение принято в пределах предоставленных бюджетному органу полномочий, с соблюдением процедуры, предусмотренной работы органа.
Решение суда по данным основаниям не обжаловано.
Статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке (отчет), который составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В обоснование рыночной стоимости земельного участка административным истцом представлен отчет об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N N 21162/10-23 от 01.11.2023 г. выполненный оценщиком ООО "Первая независимая экспертная компания" ФИО4
Соглашаясь с решением бюджетного учреждения, суд первой инстанции обоснованно указал, что из отчета оценщика следует, что при определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N были допущены нарушения положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки.
Указанные выводы суда первой инстанции также подтверждаются заключением судебной оценочной экспертизы N 290-02/24 от 18 марта 2024 года, проведенной экспертом ЧСУ "Ростовский центр экспертизы и оценки" ФИО5
Экспертиза назначена судом первой инстанции для проверки доводов административного ответчика о несоответствии представленного административным истцом отчета об определении рыночной стоимости земельного участка требованиям законодательства и для установления рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии с указанным заключением эксперта отчет об оценке от 1 ноября 2023 г. N 21162/10-2023 выполненный оценщиком ООО "Первая независимая экспертная компания" ФИО4 не соответствует ст.11 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки.
Из заключения эксперта следует, что в отчете отсутствует обоснование выбора/отказа от использования аналогов; оценщиком не раскрыта информация, используемая в расчетах; при применении корректировки на торг и на площадь отсутствуют источники информации, что не позволяет понять логику и объем исследования, убедиться в его соответствии заданию на оценку и достаточности для цели оценки.
Экспертом определена рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 30 октября 2023 г. в размере 92 000 000 рублей.
Таким образом, судом первой инстанции сделаны обоснованные выводы о том, что отчет оценщика, представленный административным истцом, вводит в заблуждение, допускает неоднозначное толкование полученных результатов и не соответствует ст.11 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
С учетом изложенного судом первой инстанции сделаны верные выводы об отказе в удовлетворении административных исковых требований Зубаря В.В. о признании незаконным решения государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области" от 26 декабря 2023 г. N ОРС-61/2023/001609.
Оценив указанное заключение эксперта по правилам статей 82, 84 КАС РФ, суд первой инстанции признал его достоверным доказательством, достаточным для разрешения спора по существу.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Так, заключение подготовлено лицом, имеющим достаточный профессиональный стаж и уровень квалификации в сфере оценочной деятельности, выводы эксперта являются ясными и понятыми, согласуются между собой и имеющимися в деле доказательствами.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В ходе проведения экспертизы экспертом проведено описание объекта экспертизы, его местоположение, качественные и количественные характеристики, проанализирован рынок недвижимости, приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объекта исследования.
Экспертом применен сравнительный подход к оценке, обоснован отказ от иных подходов к оценке.
Вопреки доводам апелляционной жалобы в качестве объектов-аналогов (3) экспертом отобраны земельные участки, характеристики которых приближены к характеристикам оцениваемого объекта недвижимости.
По выявленным отличиям объектов-аналогов от объекта исследования были введены корректировки.
Принятые экспертом в качестве объектов-аналогов земельные участки отличаются по площади с объектом исследования, в связи с чем экспертом применены соответствующие корректировки согласно данным сайта Статриэлт. При этом аналоги и объект оценки находятся в сопоставимом сегменте рынка по фактору площади (площадь до 100 сот.).
В заключении проведены все необходимые ссылки на источники использованной литературы, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
Заключение оценочной экспертизы соответствует положениям Закона об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, является допустимым доказательством, достоверно подтверждающим размер рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Допустимых и относимых доказательств, подтверждающих иную рыночную стоимость объекта недвижимости лицами, участвующими в деле, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований ставить экспертное заключение, положенное в основу решения суда, под сомнение.
Также судом первой инстанции верно разрешен вопрос о судебных расходах на проведение судебной оценочной экспертизы, возложив расходы по ее производству в размере 70 000 рублей на административного истца.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в удовлетворении основных административных исковых требований - о признании незаконным решения государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области" от 26 декабря 2023 года N ОРС-61/2023/001609 об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости - отказано, а удовлетворение административного иска в остальной части свелось к реализации права Зубаря В.В. на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено. Решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Ростовского областного суда от 24 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на Дону - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 4 июля 2024 года.
Судья С.А. Семейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.