Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Семейкиной С.А.
судей Шмидт Т.Е. и Колосовой С.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мороз В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-69/2024 по административному исковому заявлению Трещевой Е.Р. к Совету министров Республики Крым о признании недействующим п.6875 приложения к постановлению Совета министров Республики Крым от 21.12.2023 г. N 937 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год"
по апелляционной жалобе Совета министров Республики Крым на решение Верховного Суда Республики Крым от 13 марта 2024 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Семейкиной С.А, представителя административного истца Полещука Д.В, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Совета министров Республики Крым 21.12.2023 г. N 937 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год" утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год.
Пунктом 6875 приложения к Перечню на 2024 год указано нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: ФИО2, "адрес".
Трещева Е.Р, являясь собственником 1/3 оспариваемого объекта недвижимого имущества, обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать не действующим с момента принятия п.6875 приложения к постановлению Совета министров Республики Крым от 21.12.2023 г. N 937 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год" в части включения в него нежилого здания с кадастровым номером N.
В обоснование административных исковых требований указала, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в Перечень объектов недвижимого имущества на 2024 год не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку возлагает на него обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 13 марта 2024 г. административные исковые требования Трещевой Е.Р. удовлетворены.
Признан не действующим со дня принятия п.6875 приложения к постановлению Совета министров Республики Крым от 21.12.2023 г. N 937 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определятся как кадастровая стоимость, на 2024 год" в части включения в него нежилого здания, общей площадью 439 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: ФИО2, "адрес".
В апелляционной жалобе Совет министров Республики Крым считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене. Указывает, что судом первой инстанции не принято во внимание, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, на котором расположено здание, является: "магазины, общественное питание, предпринимательство", что соответствует требованиям пп.2 п.1 ст. 378.2 НК РФ, и явилось основанием для включения его в Перечень на 2024 год.
В возражениях на апелляционную жалобу Трещева Е.Р. считает решение Верховного суда Республики Крым от 13 марта 2024 г. законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу Совета министров Республики Крым - без удовлетворения.
Представитель административного истца Полещук Д.В, принимая участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с Верховным Судом Республики Крым, считает решение Верховного Суда Республики Крым от 13 марта 2024 г. законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу Совета министров Республики Крым - без удовлетворения.
Прокурор Ляпина О.В. считает решение Верховного Суда Республики Крым от 13 марта 2024 г. незаконным и подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований Трещевой Е.Р.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также -КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав Полещука Д.В, заслушав заключение прокурора Ляпиной О.В, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом первой инстанции установлено, что в общей долевой собственности административного истца Трещевой Е.Р. ФИО18 находится нежилое здание, общей площадью 439 кв.м, с кадастровым номером N, расположенное по адресу: ФИО2, "адрес", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Принимая во внимание, что объект недвижимого имущества, собственником которого является Трещева Е.Р, оспариваемым нормативным правовым актом включено в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость на 2024 г. судебная коллегия приходит к выводу о том, что административный истец имеет право обращения в суд с указанным административным иском.
Проверив согласно пункту 2 части 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение компетенции при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта, а также правил его официального опубликования и введения в действие, суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, ч.3 ст. 2 Закона Республики Крым от 29.05.2014 г. N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", п. 111 Регламента Совета Министров Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров N 242 от 06.08.2014 г, представленные административным ответчиком доказательства соблюдения порядка принятия и опубликования нормативного правового акта, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, пришел к обоснованному выводу о том, что постановление принято Советом Министров Республики Крым в пределах его компетенции, официально опубликован и введен в действие в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовым актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного кодекса).
Судебной коллегией установлено, что на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым налог на имущество физических лиц установлен и введен в действие с 01 января 2020 года на основании решения Симферопольского горсовета Республики Крым от 29 ноября 2019 г. N 47 "О введении на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым налога на имущество физических лиц".
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строение, сооружение, помещение.
Статьей 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Из пункта 4.1 ст. 378.2 НК РФ следует, что в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Проверяя соответствие содержания нормативных правовых актов в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимого имущества в Перечень на 2024 год.
При этом судом первой инстанции не были учтены следующие обстоятельства.
Согласно выписке из ЕГРН от 18.01.2024 г. здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: ФИО2, "адрес" имеет назначение "нежилое", наименование отсутствует.
Из технического паспорта ГУП "Крым БТИ", изготовленного по состоянию на 24.02.2014 г. следует, что по адресу ФИО2, "адрес". расположено нежилое здание "адрес", пристройка "адрес"
Согласно экспликации в здании "адрес" находятся помещения: на первом этаже лестничная клетка (1) площадью 9, 2 кв.м, нежилое помещение (2) площадью 8, 3 кв.м, нежилое помещение (3) площадью 116, 7 кв.м, туалет (4) площадью 2, 2 кв.м, нежилое помещение (5) площадью 1, 8 кв.м, нежилое помещение (6) площадью 52, 9 кв.м, нежилое помещение (7) площадью 24, 5 кв.м, коридор (8) площадью 7, 4 кв.м, нежилое помещение (9) площадью 21, 7 кв.м, коридор (10) площадью 5, 6 кв.м, на втором этаже лестничная клетка (11) площадью 14, 4 кв.м, туалет (12) площадью 3, 0 кв.м, коридор (13) площадью 25, 0 кв.м, нежилое помещение (14) площадью 2, 5 кв.м, нежилое помещение (15) площадью 8, 4 кв.м, нежилое помещение (16) площадью 19, 1 кв.м, нежилое помещение (17) площадью 29, 8 кв.м, нежилое помещение (17) площадью 29, 8 кв.м, нежилое помещение (18) площадью 30.3 кв.м, нежилое помещение (19) площадью 41, 8 кв.м.
Здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: ФИО2, "адрес" расположено на земельном участке с кадастровым номером N, находящемся в аренде у административного истца, имеет вид разрешенного использования: магазины (код 4.4), общественное питание (код 4.6), предпринимательство (код 4.0).
Разрешенное использование земельного участка, на котором расположено нежилое здание, предусматривает возможность эксплуатации административно-деловых (торговых) центров офисных либо нежилых помещений, в которых могут быть размещены офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания, что являлось основанием для включения указанного объекта в Перечень на 2024 год.
Кроме того, по поручению суда апелляционной инстанции было проведено фактическое обследование указанного здания.
Из акта N 413 обследования объекта недвижимого имущества для определения вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, проведенного 10 июня 2024 г. следует, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером N представляет собой двухэтажное нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес", площадью 439 кв.м.
Объект расположен на земельном участке с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования: магазины, общественное питание, предпринимательство.
На фасаде здания размещены вывески: "Сумки оптом; Luminarc, VEKA, KBE, REHAU".
На первом этаже здания размещены магазины по продаже непродовольственных товаров (посуда, сумки и др.) общей площадью 225, 6 кв.м. Магазины оснащены витринами с товаром, имеются уголки потребителя, осуществляют деятельность продавцы. Реализуемый товар оснащен ценниками.
В помещениях второго этажа размещены офисные здания общей площадью 127, 9 кв.м. В помещениях размещены: офисная мебель, оргтехника, шкафы с документами, сейфы.
Также в здании расположены вспомогательные помещения: коридоры, санузлы. В часть помещений доступ не ограничен.
Таким образом, площадь здания, используемая для торговых объектов, составляет 225, 6 кв м, или 51, 4% от общей площади здания; офисов и другой сопутствующей инфраструктуры 127, 9 кв.м, или 35, 8% от общей площади.
В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть сооружения, специально оснащенные оборудование, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
В соответствии с "ГОСТ Р 51303-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 30.06.2023 г. N 469-ст под торговой деятельностью (торговлей) подразумевается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
При проведении обследования здания уполномоченным на то органом достоверно установлено, что 51, 4 % от общей площади здания занято торговыми объектами.
Указанная информация подтверждается также сведениями представленными ИФНС России по г. Симферополю, из которых следует, что по адресу: ФИО2, "адрес" зарегистрирована контрольно-кассовая техника, зарегистрированная на имя ФИО17.
Согласно сведениям информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на ресурсе "Яндекс.Карты" содержится общедоступная информация о том, что что по данному адресу осуществляют деятельность ряд магазинов: Завод Века-Пластиковые окна, магазин табака, магазин хозяйственных товаров, алкомаркет.
Также судебной коллегией достоверно установлено, что 35, 8 % (127, 9 кв.м.) от общей площади здания составляют офисы и сопутствующая инфраструктура.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что спорное здание правомерно включено в Перечень на 2024 г. на основании пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не менее 20% от общей площади здания фактически используется в целях размещения торговых объектов и объектов делового, административного или коммерческого назначения.
При указанных обстоятельствах доводы административного истца Трещевой Е.Р. об использовании оспариваемого здания в целях, не предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, опровергаются представленными по делу доказательствами.
Удовлетворяя заявленные требования об исключении из Перечня на 2024 г. нежилого здания с кадастровым номером N суд первой инстанции не принял во внимание указанные обстоятельства, установленные при рассмотрении настоящего административного дела, в связи с чем решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 13 марта 2024 г. отменить, принять по делу новое решение которым в удовлетворении административных исковых требований Трещевой Е.Р. о признании недействующим п.6875 приложения к постановлению Совета министров Республики Крым от 21.12.2023 г. N 937 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год" в части включения в него нежилого здания, общей площадью 439 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: ФИО2, "адрес" - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.