Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Семейкиной С.А.
судей Колосовой С.И. и Шмидт Т.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мороз В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-83/2024 по административному исковому заявлению Тер-Акопова Г.А. об оспаривании отдельных положений нормативных правовых актов
по апелляционным жалобам Тер-Акопова Г.А, министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 4 марта 2024 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично, Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Семейкиной С.А, представителя министерства имущественных отношений Ставропольского края Гапарову С.Н, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В, полагавшего решение суда подлежащим отмене в части, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 года N 1317 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 года N 1462 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определятся как кадастровая стоимость, на 2021 год" утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год".
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24 декабря 2021 года N 1004 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 29 декабря 2022 года N 1377 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определятся как кадастровая стоимость, на 2023 год" утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2023 год.
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 12 декабря 2023 года N 1374 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год" утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год.
В пункт 2719 Перечня на 2020 год, в пункт 2800 Перечня на 2021 год, в пункт 2753 Перечня 2022 год, в пункт 2891 Перечня на 2023 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
В пункт 12291 Перечня на 2022 год, в пункт 12332 Перечня на 2023 горд и в пункт 13092 Перечня на 2024 год включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Тер-Акопов Г.А. обратился в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений и дополнений) о признании указанных приказов министерства имущественных отношений Ставропольского края не действующими в части включения в Перечни принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" составе нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", а также нежилого здания с кадастровым номером N.
В обоснование требований указано, что указанные объекты недвижимости не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение их в Перечни объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права, поскольку возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Ставропольского краевого суда от 4 марта 2024 года административные исковые требования Тер-Акопова Г.А. удовлетворены частично.
Признан не действующим со дня принятия пункт 12291 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24.12.2021 г. N 1004.
Признан не действующим со дня принятия пункт 12332 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определятся как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края 29.12.2022 года N 1377.
Признан не действующим со дня принятия пункт 13092 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 12.12.2023 года N 1374.
В остальной части административные исковые требования Тер-Акопова Г.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Тер-Акопов Г.А. считает решение Ставропольского краевого суда от 4 марта 2024 года незаконным и подлежащим отмене в связи с нарушением норм материального права. Просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении административных исковых требований, вынести в этой части новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
В апелляционной жалобе министерство имущественных отношений Ставропольского края считает решение Ставропольского краевого суда от 4 марта 2024 года незаконным и подлежащим отмене в связи с нарушением норм материального права. Просит отменить решение суда в части удовлетворения административных исковых требований Тер-Акопова Г.А, вынести в этой части новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу Тер-Акопов Г.А. считает апелляционную жалобу министерства имущественных отношений не основанной на нормах действующего законодательства, просит оставить ее без удовлетворения.
Представитель министерства имущественных отношений Ставропольского края Гапарова С.Н, принимая участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи со Ставропольским краевым судом, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Прокурор Ляпина О.В. считает решение суд первой инстанции подлежащим отмене в части удовлетворения требований Тер-Акопова Г.А. об исключении из Перечней на 2022-2023 гг. в части включения объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N с вынесением в этой части нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора Ляпиной О.В, Гапарову С.Н, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционных жалоб и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемые приказы министерства имущественных отношений Ставропольского края, с учетом пунктов 16.1-16.3 Положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 6 марта 2012 года N 137, положений Закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года N 56-кз "О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края" приняты в пределах полномочий административного ответчика, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя соответствие содержания оспариваемых в части нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.
Налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектов налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ (статьи 400 НК РФ).
Из содержания пункта 1 статьи 378.2 НК РФ следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового центра, торгового центра (подпункт 1), или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 названного пункта, и находится в здании, не относящемся к административно-деловому центру или торговому центру.
В соответствии с положениями статьи 378.2 НК РФ здание, для включения его в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 3, 4 или 4.1 указанной статьи.
Пункт 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признает отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
По смыслу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: - здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1); - здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Под фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В оспариваемые Перечни включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 801, 4 кв.м, наименование "торговый павильон", 2014 года постройки, расположенное по адресу: "адрес" нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 24, 7 кв.м, наименование "магазин с навесом", расположенное по адресу: "адрес".
Судебная коллегия, считает верной позицию суда первой инстанции о правомерности включения в Перечни на 2020-2023 гг. здания с кадастровым номером N, поскольку данный объект включен по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ, что нашло свое подтверждение представленными доказательствами, исследованными судом первой инстанции.
Решение суда первой инстанции в указанной части соответствует требованиям закона, в нем дан правовой анализ оспариваемых административным истцом нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела.
Из материалов дела следует, что согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Тер-Акопов Г.А. приобрел у ФИО7 земельный участок с кадастровым номером N площадью 30, 24 кв.м. с видом разрешенного использования "под общественную застройку" и находящийся на земельном участке магазин с кадастровым номером N, площадью 24, 7 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
Право собственности истца зарегистрировано 11.12.2014 г, кадастровый номер N присвоен нежилому помещению - магазин с навесом, площадью 24, 7 кв.м.
Судом первой инстанции установлено, что на момент включения в Перечни на 2020-2023 гг. в ЕГРН содержались сведения о здании с кадастровым номером N, а также сведения о нежилом помещении с кадастровым номером N в составе здания с кадастровым номером N.
На момент утверждения Перечня на 2024 год объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером N был снят с кадастрового учета, поскольку 27.09.2023 г. на кадастровый учет был поставлен объект недвижимого имущества с кадастровым номером N.
Из пояснений административного ответчика следует, что согласно выписке из ЕГРН от 18.12.2023 г. объект недвижимого имущества с кадастровым номером N снят с кадастрового учета 27.09.2023 г. как задвоенный объект, поскольку индивидуальные характеристики объекта с кадастровым номером N идентичны индивидуальным характеристикам объекта с кадастровым номером N.
Из выписок из ЕГРН от 18.12.2023 г, 08.02.2024 г. следует, что помещение с кадастровым номером N снято с кадастрового учета 27.09.2023 г. и в эту же дату 27.09.2023 г. присвоен кадастровый номер N этому же объекту недвижимого имущества.
Согласно информации управления Росреестра по Ставропольскому краю от 05.10.2023 г. объект с кадастровым номером N является зданием, управлением актуализированы сведения для здания с кадастровым номером N, записи о помещении с кадастровым номером N присвоен статус "архивная" как дублирующая сведения о здании с кадастровым номером N.
Согласно уведомлению управления Росреестра по Ставропольскому краю от 11.01.2024 г. сведения ЕГРН в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N исправлены в соответствии с техническим планом здания с кадастровым номером N в связи с устранением связи между помещением и зданием.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции о необоснованности включения в Перечни недвижимого имущества нежилого здания с кадастровым номером N в Перечни на 2020-2023 гг. не соответствующим требованиям действующего законодательства.
Из экспликации к техническому паспорту от 24.05.2018 г, изготовленного ГБУ СК "Ставкрайимущество" на магазин с навесом, площадью 24, 7 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", следует, что объект состоит из помещений: торговый зал площадью 12 кв.м, кабинет площадью 1, 9 кв.м, подсобное помещение площадью 10, 8 кв.м.
Статья 378.2 НК РФ, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предусмотрела, что для включения объекта налогообложения в соответствующий перечень достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из перечисленных в ней условий, то есть соответствия такого объекта совокупности всех критериев одновременно не требуется.
Согласно техническому паспорту от 24.05.2018 г. на принадлежащий административному истцу объект недвижимого имущества, расположенное в здании помещение с наименованием "торговый зал" имеет площадь более 50% от общей площади здания.
Таким образом, судом первой инстанции необоснованно не было принято во внимание, что сведения указанного технического паспорта подтверждают предназначение нежилого здания для размещения торгового объекта, поскольку входящие в его состав помещения общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания имеют назначение "торговый зал", соответственно, для целей, установленных статьей 378.2 НК РФ, нежилое здание в соответствии с технической документацией предназначено для размещения торгового объекта.
С учетом изложенного включение принадлежащего административному истцу объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 26:21:030426:489 в Перечни на 2022-2023 гг. соответствует требованиям действующего законодательства.
Представленные административным ответчиком доказательства опровергают вывод суда первой инстанции о несоответствии положениям статьи 378.2 НК РФ оспариваемого пункта 12291 Перечня на 2022 год, пункта 12332 Перечня на 2023 год, которыми принадлежащий Тер-Акопову объект недвижимого имущества с кадастровым номером N отнесен к числу объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части признания не действующими пункта 12291 Перечня на 2022 год, пункта 12332 Перечня на 2023 год является незаконным, подлежит отмене с вынесением в указанной части по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований Тер-Акопова Г.А.
Кроме того судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о признании не действующим со дня принятия пункта 13092 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 26:21:030426:489, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 12.12.2023 года N 1374.
Из фактических обстоятельств дела следует, что помещение с кадастровым номером N снято с кадастрового учета 27.09.2023 г. и в эту же дату 27.09.2023 г. присвоен кадастровый номер N этому же объекту недвижимого имущества.
Таким образом, на момент включения в Перечень на 2024 г. объект недвижимого имущества с кадастровым номером N был снят с кадастрового учета, в связи с чем не мог быть включен в Перечень на 2024 год (на кадастровый учет было постановлено здание с кадастровым номером N).
Кроме того, в соответствии с техническим планом здания с кадастровым номером N от 5 февраля 2024 г, составленного кадастровым инженером ФИО8 здание состоит из торгового зала площадью 4, 5 кв.м, вспомогательного помещения площадью 18, 1 кв.м, подсобного помещения 1, 9 кв.м. То есть технической документацией в 2024 году предусмотрено, что помещение с наименование "торговый зал" имеет площадь менее 20% общей площади этого здания, что не может являться основанием для включения в оспариваемый Перечень на 2024 год.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит изменению в указанной выше части, а доводы жалобы министерства имущественных Ставропольского края частично нашли свое подтверждение при рассмотрении дела, в связи с чем подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 4 марта 2024 года в части признания не действующим со дня принятия пункта 12291 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24.12.2021 г. N 1004, признания не действующим со дня принятия пункта 12332 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определятся как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края 29.12.2022 года N 1377 отменить.
Принять в указанной части по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Тер-Акопова Г.А. о признании не действующим со дня принятия пункта 12291 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24.12.2021 г. N 1004, признания не действующим со дня принятия пункта 12332 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определятся как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края 29.12.2022 года N 1377 отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение суда изготовлено 14 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.