Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Семейкиной С.А.
судей Шмидт Т.Е, Колосовой С.И, при ведении протокола помощником судьи Филатовой Н.Г, с участием прокурора "данные изъяты", рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества " "данные изъяты"" о признании нормативных правовых актов недействующими в части
по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 14 марта 2024 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения представителя административного истца ФИО5, возражавшей против доводов апелляционной жалобы административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменные возражения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 года N 2752 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Указанный приказ размещен на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru 29 декабря 2020 года и подлежит применению в целях исчисления имущественных налогов исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с 1 января 2021 года.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 года N 3321 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Указанный приказ размещен на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru 29 декабря 2021 года и подлежит применению в целях исчисления имущественных налогов исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с 1 января 2022 года.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2022 года N 3436 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
Указанный приказ размещен на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru 26 декабря 2022 года и подлежит применению в целях исчисления имущественных налогов исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с 1 января 2023 года.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее по тексту - ОАО " "данные изъяты"", Общество), являясь собственником объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", "адрес", обратилось в "адрес"вой суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных Перечней в части включения объекта недвижимости, который, по мнению административного истца, не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанный объект недвижимости включен пунктом 42810 в Перечень на 2021 год, пунктом 43347 в Перечень на 2022 год и пунктом 39697 в Перечень на 2023 год.
Административные исковые требования обоснованы тем, что в целях обеспечения деятельности и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения железнодорожных путей либо для размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Данные положения не предусматривают размещение административно-деловых центров, нежилых помещений используемых для размещения офисов.
Таким образом, указанные департаментом имущественных отношений "адрес" основания включения в соответствующие Перечни объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", отсутствуют, в связи с чем Перечни на 2021, 2022, 2023 год в оспариваемой части нарушают права административного истца в сфере налогообложения, незаконно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 14 марта 2024 года исковые требования ОАО " "данные изъяты"" удовлетворены, признан недействующим со дня принятия пункт N 42810 приложения к Приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 года N 2752 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость";
признан недействующим со дня принятия пункт N 43347 приложения к Приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 года N 3321 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость";
признан недействующим со дня принятия пункт N 39697 приложения к Приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края N3436 от 23 декабря 2022 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Не согласившись с указанным решением, административный ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказать Обществу в удовлетворении требований, приводя доводы, в том числе о необоснованности взыскания с административного ответчика судебных расходов в виде государственной пошлины.
В письменных возражениях представитель административного истца, прокуратура Краснодарского края возражали против доводов жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайства в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. Учитывая положения части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия пришла к следующему выводу.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3 и 14 НК РФ).
Организации, владеющие на праве собственности имуществом, признаваемым объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, являются плательщиками налога на имущество организаций.
Принимая во внимание, что административный истец является собственником вышеуказанного объекта недвижимости, который включен в оспариваемые Перечни на 2021-2023 годы, вследствие чего ставка налога на имущество организаций установлена в повышенном размере, на основании положений статьи 402 НК РФ, Закона, Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года N 3388-КЗ "О внесении изменений в закон Краснодарского края "О налоге на имущество организаций", Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 7 апреля 2017 года N319 ОАО " "данные изъяты"" обладает законным правом на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Проверив согласно пункту 2 части 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение компетенции при принятии оспариваемых в части нормативных правовых актов, а также порядок их официального опубликования и введения в действие, суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, подпункта "а" пункта 1 части 2 статьи 2 Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года N 3388-КЗ "О внесении изменений в закон Краснодарского края "О налоге на имущество организаций", Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года N 345, приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года N1548 (с последующими изменениями и дополнениями) "Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят департаментом имущественных отношений края в пределах его компетенции, официально опубликован и введен в действие в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства. В указанной части решение суда участвующими в деле лицами не обжалуется.
На основании пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктами 1, 3, 6, 7 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Статьей 1.1 Закона Краснодарского края "О налоге на имущество организаций" от 26 ноября 2003 года N 620-КЗ (в редакции Законов края от 29 апреля 2016 года N 3388-КЗ и от 26 июля 2019 года N 4094-КЗ) установлено аналогичное правовое регулирование и предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание (строение, сооружение), которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Удовлетворяя административные исковые требования о признании недействующими в части Перечней на 2021 - 2023 годы, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный объект недвижимости не соответствует условиям, установленным положениями статьи 378.2 НК РФ, и необходимым для включения его в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, считает, что он сделан на основе правильного применения норм права при надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости ОАО " "данные изъяты"" является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", назначение "нежилое", наименование "административное здание", площадь 177, 7 кв.м, вид разрешенного использования - нежилое.
Как усматривается из материалов дела, спорный объект недвижимости расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами: "данные изъяты"
Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 957 кв.м, категория земель - "земли населенных пунктов", имеет вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства", что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ
Обособленный земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" входит в состав единого землепользования "данные изъяты" площадью 2 124 543 +/- 5833 кв.м, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "полоса отвода железной дороги".
Как установлено судом первой инстанции, основанием включения спорного здания с кадастровым номером "данные изъяты" в Перечни на 2021-2023 год послужили сведения, содержащиеся в ЕГРН о наименовании здания.
От ОАО "РЖД" заявлений об исключении указанного объекта из Перечня не поступало, в связи с чем указанный объект в последующем был включен в Перечни на 2022, 2023 годы по тем же основаниям.
Из материалов административного дела следует, что мероприятия по обследованию вышеуказанного объекта недвижимости государственным органом на предмет его фактического использования до утверждения оспариваемых приказов в установленном законом порядке не проводилось.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения бесспорно не свидетельствуют о том, что назначение, разрешенное использование, наименование спорного объекта недвижимости, а также вид разрешенного использования земельных участков, на которых он расположен, не позволяют отнести его к административно-деловым и (или) торговым центрам, либо предназначен для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Не свидетельствуют об обоснованности включения в Перечни на 2021 - 2023 годы принадлежащего административному истцу здания и сведения из технической документации.
Графа экспликации технического паспорта на объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) "назначение" содержит информацию "административное" (здание) без указания назначения помещений.
Таким образом согласно экспликации к поэтажному плану в здании отсутствуют помещения, перечисленные в статье 378.2 НК РФ.
Кроме того, суд проверил фактическое использование спорного объекта недвижимости в юридически значимый период для оценки правомерности его включения в оспариваемые редакции перечня объектов и, установив, что объект недвижимости в спорные периоды использовался для уставной деятельности ОАО " "данные изъяты"", целями деятельности которого являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, соответственно, помещения, в которых размещены службы Общества, представляют собой инфраструктуру перевозчика российской сети железных дорог, не подпадают под критерии объектов, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, суд пришел к выводу, что оспариваемые положения перечня объектов не соответствуют иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия находит позицию суда первой инстанции, правильной, основанной на верном применении норм материального и процессуального права.
В материалы административного дела представителем административного истца также представлен акт обследования спорного объекта недвижимости, из которого следует, что объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ используется как склад готовой продукции.
Также департаментом имущественных отношений по запросу судебной коллегии проведено обследование объекта недвижимости с составлением акта.
В соответствии с представленным актом от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" является зданием вспомогательного назначения ОАО " "данные изъяты"", в котором расположено складское помещение, в помещении хранятся коробки, мешки, паллеты, ящики, канистры, бочки, оборудование - 100% общей площади. Проверочным мероприятием не выявлено использование объекта в коммерческих целях.
Таким образом, материалами дела подтверждается и не оспаривается административным ответчиком тот факт, что здание фактически используется для обеспечения уставной деятельности ОАО " "данные изъяты"".
По смыслу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
Техническая документация, имеющаяся в материалах дела, также не подтверждает возможность фактического использования спорного здания более чем на 20% от его площади для осуществления деятельности, предусмотренной статьей 378.2 НК РФ.
Таким образом, административным ответчиком не представлено доказательств того, что объект недвижимости использовался в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в период с 2021 по 2023 год и, соответственно, законность его включениях в оспариваемые Перечни.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания для отнесения указанного объекта недвижимого имущества к объектам налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, и правомерно удовлетворил заявленные требования.
Учитывая, что заявленные требования судом были удовлетворены, по правилам статей 103, 111 КАС РФ судом с административного ответчика в пользу ОАО " "данные изъяты"" в счет возмещения понесенных административным истцом судебных расходов по уплате государственной пошлины взыскано 13500 рублей. При подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов государственная пошлина организацией оплачивается в размере 4 500 рублей. При этом, как следует из смысла статьи, размер государственной пошлины зависит от того, содержит ли административный иск требование об оспаривании одного нормативного правового акта либо в них объединено несколько самостоятельных, в том числе взаимосвязанных, требований об оспаривании различных нормативных правовых актов. Таким образом, размер государственной пошлины рассчитывается исходя из количества оспариваемых административным истцом нормативных правовых актов. Поскольку административные исковые требования были заявлены о признании недействующими трех нормативных правовых актов в части, судом первой инстанции размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика, был рассчитан верно.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерности взыскания с административного ответчика государственной пошлины в размере 13500 рублей основаны на неправильном толковании норм права.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края не подлежащей удовлетворению.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену вынесенного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 14 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 21 июня 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.