Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Катанаева А.С., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу Кукоты Юрия Николаевича на определение Ростовского областного суда от 29 марта 2024 года об отказе в принятии административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
Кукота Ю.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным уведомление государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области" (далее также ГБУ Ростовской области) от 27 декабря 2023 года N В3-61/2023/001703 о возвращении без рассмотрения его заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. Одновременно административным истцом заявлены требования об установлении кадастровой стоимости указанного объекта в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 ноября 2023 года в размере 3 215 615 руб. в соответствии с представленным отчетом об оценке.
Определением судьи Ростовского областного суда от 29 марта 2024 года в принятии административного искового заявления в части требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости отказано на основании подпункта 1 пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс).
В частной жалобе административный истец просит отменить определение суда.
В соответствии с положениями частей 2 и 2.1 статьи 315 КАС РФ рассмотрение апелляционным судом общей юрисдикции частной жалобы на определение суда первой инстанции в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично, по правилам, установленным главой 34 указанного выше Кодекса, без проведения судебного заседания.
Изучив изложенные в частной жалобе доводы и принятый судебный акт, исследовав материал N М-193/2024 (УИД 61OS0000-01-2024-000406-31), суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 245 КАС РФ предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии, с административным исковым заявлением об оспаривании решений бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости либо по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также действий (бездействия) бюджетного учреждения в отношении указанных заявлений, если кадастровая стоимость затрагивает права и обязанности этих лиц.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" путем внесения изменений в Федеральный закон N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" введен новый механизм установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (статья 22.1 "Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости"), который заключается во внесудебном установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Так, в силу части 1 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).
Согласно части 13 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (пункт 15).
В соответствии с постановлениями Правительства Ростовской области от 28 февраля 2019 года N 119 и от 29 декабря 2022 года N 1186 в связи с переходом с 1 января 2023 года к применению на территории Ростовской области положений статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ, предусматривающей механизм внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области" наделено полномочиями по приему и рассмотрению соответствующих заявлений заинтересованных лиц.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, разъяснено, что законом установлен внесудебный порядок определения рыночной стоимости. В том случае, если в суд подано административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать применительно к пункту 1 части 1 статьи 128 КАС РФ (заявление не подлежит рассмотрению в судах).
Учитывая, что заявление Кукоты Ю.Н. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости возвращены, по существу не рассматривались, решения ГБУ Ростовской области об установлении кадастровой стоимости или об отказе в ее установлении не принимались, а уведомление о возвращении заявлений без рассмотрения по смыслу положений частей 11, 15 статьи 22.1 приведенного Федерального закона не относятся к числу решений бюджетного учреждения, подлежащих оспариванию в суде в порядке административного судопроизводства с возможностью одновременного заявления требований об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, суд пришел к правомерному выводу о наличии оснований для отказа принятия в части требований административного истца об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельного участка в размере рыночной стоимости.
Доводы частной жалобы об отсутствии оснований для возвращения бюджетным учреждением заявления Кукоты Ю.Н. являются предметом самостоятельного административного производства в рамках принятых судом к производству части требований.
При таких обстоятельствах принятое определение суда о прекращении производства по делу является верным, оснований для его отмены или изменения, в том числе и по доводам частной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
определил:
определение Ростовского областного суда от 29 марта 2024 года оставить без изменения, частную жалобу Кукоты Ю.Н. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой тридцать пятой Кодекса административного судопроизводства РФ, в течение шести месяцев.
Судья А.С. Катанаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.