Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Переверзиной Е.Б, судей Насиковской А.А, Пластинина И.В, при секретаре-помощнике судьи Петровой И.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-274/2024 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каменск-Уральский карьер" (далее ООО "Каменск-Уральский карьер") об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования "Каменский городской округ" на решение Свердловского областного суда от 10 апреля 2024 года, которым административное исковое заявление ООО "Каменск-Уральский карьер" удовлетворено, заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Переверзиной Е.Б, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "Каменск-Уральский карьер" обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, в обоснование требований указав, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером N (далее - земельный участок).
Размер арендной платы за пользование земельным участком определяется исходя из кадастровой стоимости, которая не соответствует рыночной, поэтому, уточнив заявленные требования, административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 года на основании отчёта общества с ограниченной ответственностью "Деловой союз - оценка" (далее - ООО "Деловой союз - оценка") от 6 марта 2024 года N 01/24 в размере 3 405 000 руб. (т.1 л.д. 172-245).
Определением суда от 23 января 2024 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административных ответчиков привлечено государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - ГБУ Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки").
Решением Свердловского областного суда от 10 апреля 2024 года исковые требования ООО "Каменск-Уральский карьер" удовлетворены. Установлена по состоянию на 1 января 2012 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости 3 405 000 рублей. Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка определена 29 ноября 2023 года.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо представитель администрации муниципального образования "Каменский городской округ" просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное.
Как указывает податель жалобы, административный истец нарушил требования пункта 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости. Сведения об оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости - 31 декабря 2014 года, соответственно срок подачи административного искового заявления об оспаривании результатов оспаривания кадастровой стоимости истёк 31 декабря 2019 года. Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считается 29 ноября 2023 года.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (2ap@sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учётом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
Статьей 66 вышеназванного Кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).
Исходя из положений части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесённые в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Из материалов административного дела следует, что ООО Каменск-Уральский карьер" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N (т.1 л.д. 100, 101-111, 112-115).
Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка определена на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 8 июля 2014 года N 2693 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области" и по состоянию на 1 января 2012 года составила 11 595 725, 25 руб.
Сведения об оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости - 31 декабря 2014 года.
Дата начала применения кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, административный истец представил в суд отчёт об оценке от 6 марта 2024 года N 01/24, составленный оценщиком ООО "Деловой союз - оценка", из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года составляет 3 405 000 руб.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что отчёт об оценке от 6 марта 2024 года N 01/24, составленный оценщиком ООО "Деловой союз - оценка", соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, Федеральным стандартам оценки, содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода (подходов) к оценке; выводы оценщика, отвечают требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщику, сделаны на основе метода сравнения объектов-аналогов в рамках сравнительного подхода к оценке.
Проанализировав отчёт об оценке в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд первой инстанции расценил его как надлежащее доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нём итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, которое может быть положено в основу решения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они обоснованы, соответствуют материалам дела, сделаны с учётом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости спорного земельного участка, определённой в отчёте об оценке, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено. Ходатайств о проведении судебной экспертизы лицами, участвующими в деле не заявлено.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо представитель администрации муниципального образования "Каменский городской округ" указал, что судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, применена норма материального права об отсутствии периодичности пятилетнего срока государственной кадастровой оценки и не применена норма процессуального права, установленная частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которой установлен пятилетний срок на обращение в суд с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Указанные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей определяются Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка определена на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 8 июля 2014 года N 2693 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области" и по состоянию на 1 января 2012 года составила 11 595 725, 25 руб.
Указанный приказ был принят в целях реализации статьи 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
С указанного времени кадастровая стоимость земельного участка не пересматривалась, на момент рассмотрения дела не являлась архивной, что подтверждается ответом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 22 января 2024 года (том 1 л.д.131).
Из письма Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Каменского городского округа следует, что при расчёте арендной платы за земельный участок используется кадастровая стоимость 11 595 725, 25 рублей, утверждённая 24 июля 2014 года (том 1 л.д.151).
С целью совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости объектов недвижимости исходя из их рыночной стоимости, Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" внесены изменения в указанный Закон, в том числе с 22 июля 2014 года введена статья 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, согласно которой (по состоянию на момент принятия закона) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
С учётом статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ в указанной редакции, в части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, введённого в действие с 15 сентября 2015 года, закреплено, что административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
По смыслу указанных разъяснений, процессуальные ограничения срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости обусловлены только установленной Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ периодичностью проведения государственной кадастровой оценки.
Из материалов дела следует, что оспариваемые административным истцом результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости были внесены в государственный кадастр недвижимости 31 декабря 2014 года.
С настоящим иском административный истец обратился в суд 29 ноября 2023 года, то есть по истечении пяти лет со дня внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Вместе с тем пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части 1 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ слова "и не реже чем один раз в течение пяти лет" были исключены, в связи с чем очередная (по истечении 5 лет с даты, по состоянию на которую была проведена последняя государственная кадастровая оценка) оценка кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, в том числе и на момент обращения в суд с административным иском, не проводилась.
Принимая во внимание, что в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения части 1 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ с 30 ноября 2016 года не предусматривают обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, на основании статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действие статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" приостановлено и учитывая, что на момент принятия решения судом первой инстанции не были утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки спорного объекта, оснований полагать ошибочными выводы суда о том, что оспариваемая кадастровая стоимость является действующей и подлежит применению в правоотношениях с участием административного истца, не имеется, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил административные исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, примененных в оспариваемом решении, и не могут служить основанием к его отмене.
Предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Свердловского областного суда от 10 апреля 2024 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Каменский городской округ" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) через свердловский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.