Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу защитника Дидика А.А., действующего на основании доверенности в защиту общества с ограниченной ответственностью "Россзолото", на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Амурской области межрегионального территориального управления федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу Дудкина Е.В. от 20 июля 2023 года N 3155-3156/Ц, решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 26 сентября 2023 года, решение судьи Амурского областного суда от 27 ноября 2023 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Россзолото",
УСТАНОВИЛА:
постановлением государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Амурской области межрегионального территориального управления федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу Дудкина Е.В. от 20 июля 2023 года N 3155-3156/Ц, оставленным без изменения решением судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 26 сентября 2023 года и решением судьи Амурского областного суда от 27 ноября 2023 года, общество с ограниченной ответственностью "Россзолото" (далее - ООО "Россзолото", Общество) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Дидик А.А, действуя на основании доверенности в защиту ООО "Россзолото", обратился с жалобой в Девятый кассационный суд общей юрисдикции на вышеуказанные акты в порядке статей 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в которой ставится вопрос об их отмене и прекращении производства по делу.
Одновременно с подачей жалобы защитником заявлено ходатайство об участии в судебном заседании путем проведения видео-конференц-связи.
Исходя из положений статей 30.16, 30.18 КоАП РФ и разъяснений, содержащихся в абзаце 5 пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", рассмотрение жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено названным кодексом. В связи с этим оснований для удовлетворения заявленного Дидиком А.А. ходатайства о проведении судебного разбирательства с использованием систем видео-конференц-связи не имеется.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за перевозку опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, что влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей (часть 2 статьи 12.21.2 КоАП РФ).
Согласно пункту 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В пункте 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2200 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации" (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом), перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ) и названными Правилами.
Согласно пункту "b" статьи 1 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR, заключено в г. Женеве 30 сентября 1957 года) термин "опасные грузы" означает вещества и предметы, которые не допускаются к международной дорожной перевозке согласно положениям приложений A и B или допускаются к ней с соблюдением определенных условий.
Топливо дизельное включено в перечень опасных грузов, присвоен номер ООН 1202 (Таблица А. Перечень опасных грузов, Приложение А часть 3 ДОПОГ).
Подразделом 8.1.2.2 главы 8.1 (общие требования, касающиеся транспортных единиц и их оборудования) части 8 приложения B к ДОПОГ предусмотрено, что на транспортной единице должны находиться документы, если положения ДОПОГ требуют их составления, к которым пункт "b" относит свидетельство о подготовке, предписанное в разделе 8.2.1
Согласно разделу 8.2.1 Приложения В ДОПОГ водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны иметь свидетельство, выданное компетентным органом и удостоверяющее, что они прошли курс и сдали экзамен на знание специальных требований, которые должны выполняться при перевозке опасных грузов (подраздел 8.2.1.1).
Порядок выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и утверждения курсов такой подготовки установлен приказом Минтранса России от 30 июля 2020 года N 265 "Об утверждении Порядка выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и утверждения курсов такой подготовки" (далее-Порядок выдачи свидетельства).
Свидетельство о подготовке водителя автотранспортного средства, перевозящего опасные грузы, выдается территориальным органом Ространснадзора при условии успешной сдачи кандидатом экзамена и наличия заявления о получении свидетельства о подготовке водителя (пункт 29 Порядка выдачи свидетельств).
В целях обеспечения национальной безопасности, проведения независимой политики в области спутниковой навигации, повышения эффективности управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, а также совершенствования геодезических и кадастровых работ автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (пункт "г" часть 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS").
Для обеспечения повышения эффективности управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров, опасных грузов постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации" установлен порядок оснащения транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации.
Оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации обеспечивается их собственниками (владельцами) в соответствии с технической документацией производителей аппаратуры спутниковой навигации (пункт 2 вышепоименованных Правил).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 35 минут в районе 0 км автомобильной дороги "Зея-Снежнегорск" "адрес" ООО "Россзолото" осуществляло перевозку опасного груза (дизельное топливо) транспортным средством "данные изъяты" государственный регистрационный знак "данные изъяты" под управлением водителя ФИО3, не имеющего действительного свидетельства о подготовке водителя к перевозке опасных грузов, к перевозке опасных грузов допущено транспортное средство, не оснащенное в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, которая обеспечивает передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему "Эра-ГЛОНАСС" в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Россзолото" к административной ответственности, установленной частями 1 и 2 статьи 12.21.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания ниже низшего предела по правилам частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, а именно - административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Факт совершения Обществом административного правонарушения, выразившегося в допуске к перевозке опасных грузов водителя, не имеющего свидетельства о подготовке к перевозке опасных грузов, на транспортном средстве, не оснащенном в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, подтверждается материалами дела, содержание которого приведено в постановлении должностного лица, судебных актах нижестоящих инстанций, которые, исследовав представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, обоснованно признав их относимыми, допустимыми и достоверными, пришли к выводу об установлении виновности ООО "Россзолото" в совершении административного правонарушения.
Оснований ставить под сомнение установленные при рассмотрении данного дела обстоятельства не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы должностного лица и судей, не имеется.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что Общество имело возможность для соблюдения правил перевозки опасных грузов норм, за несоблюдение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению.
Оснований для переоценки состоявшихся по делу выводов не имеется.
Доводы жалобы установленных по делу обстоятельств не опровергают и о каких-либо существенных процессуальных нарушениях по делу не свидетельствуют.
Довод жалобы о том, что, исходя из положений части 8 статьи 22.2 КоАП РФ, государственный инспектор ТОГАДН по АО МТУ Ространснадзора по ДФО Дудкин Е.В. не мог вынести оспариваемое постановление, обоснованным признать нельзя в силу следующего.
Как установлено в части 8 статьи 22.2 КоАП РФ, должностное лицо, непосредственно участвовавшее в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и возбудившее дело об административном правонарушении на основании признаков, указывающих на наличие события административного правонарушения и выявленных в ходе проведения указанных контрольного (надзорного)) мероприятия, проверки, не вправе рассматривать дело о таком административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.6 настоящего кодекса.
Вместе с тем из дела не следует, что государственный инспектор Дудкин Е.В, вынесший в отношении ООО "Россзолото" постановление от 20 июля 2023 года N 3155-3156/Ц, принимал участие в проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении Общества, по результатам проведения которого было возбуждено настоящее дело.
Факт нарушений, повлекших привлечение ООО "Россзолото" к административной ответственности по частям 1, 2 статьи 12.21.2 КоАП РФ, был установлен в ходе постоянного рейда N (режим государственного контроля (надзора), проведенного ДД.ММ.ГГГГ на основании решения заместителя начальника МТУ Ространснадзора по ДФО - начальника ТОГАДН по АО ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N Р-12 (л.д.186-189). Постоянный рейд в отношении ООО "Россзолото" осуществлен государственными инспекторами ФИО6 и ФИО7, о чем составлен акт N (л.д.170-171).
При указанных обстоятельствах установленных частью 8 статьи 22.2 КоАП РФ препятствий для вынесения постановления государственным инспектором Дудкиным Е.В. не имелось.
Утверждение заявителя в жалобе о том, что по делу нарушен срок проведения административного расследования, поскольку решение о его продлении не выносилось, отмены вынесенных по делу актов, не влечет.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего кодекса (часть 3 статьи 28.5 КоАП РФ).
Частью 5 статьи 28.7 КоАП РФ установлено общее правило, в соответствии с которым срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен, в частности решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок не более одного месяца (пункт 1).
Согласно материалам дела, государственным инспектором Дудкиным Е.В. 7 июня 2023 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ и проведении административного расследования и истребований сведений у ООО "Россзолото" (л.д.111).
Протокол N 3155/Ц по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ, в отношении ООО "Россзолото" составлен 18 июля 2023 года. Из материалов дела не следует, что по делу выносилось решение о продлении срока административного расследования в порядке части 5 статьи 28.7 кодекса.
Вместе с тем, как указано в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении относится к несущественным недостаткам, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, поскольку эти сроки не являются пресекательными
Кроме того, срок исполнения требований определения был продлен до 21 июня 2023 года по ходатайству генерального директора управляющей организации ООО "Россзолото" - ООО УК "КИЛОНОВА" ФИО8 (л.д.115).
Постановление о назначении наказания N/Ц по событию административных правонарушений, имевших место 24 мая 2023 года, вынесено 20 июля 2023 года, то есть в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 кодекса для данной категории дел (шестьдесят календарных дней).
Административное наказание назначено ниже низшего предела санкции части 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ, устанавливающей наиболее строгое наказание, в соответствии с требованиями, установленными частями 3.2 и 3.3. статьи 4.1 кодекса.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Амурской области межрегионального территориального управления федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу Дудкина Е.В. от 20 июля 2023 года N 3155-3156/Ц, решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 26 сентября 2023 года, решение судьи Амурского областного суда от 27 ноября 2023 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Россзолото" оставить без изменения, жалобу Дидика А.А. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения к административной ответственности за перевозку опасного груза без необходимых разрешений и документов, а также за отсутствие оборудования для спутниковой навигации. Жалоба защитника отклонена, поскольку доказательства подтвердили вину юридического лица в совершении правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.