Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу защитника Безденежных Ю.Ю. в защиту акционерного общества "Ванинский морской торговый порт" на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 49 судебного района "Ванинский район Хабаровского края" от 23 июня 2023 года, решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 8 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - акционерного общества "Ванинский морской торговый порт",
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 49 судебного района "Ванинский район Хабаровского края" от 23 июня 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 8 сентября 2023 года, юридическое лицо - акционерное общество "Ванинский морской торговый порт" (далее - АО "Ванинский морской торговый порт", АО "Порт Ванино", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Безденежных Ю.Ю. в защиту АО "Порт Ванино" просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучение материалов истребованного дела, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
К основным задачам в области гражданской обороны относятся, в том числе: эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны (статья 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ).
Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций (пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ).
В силу статьи 6 указанного закона Правительство Российской Федерации, в числе прочего определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 (далее - Порядок N 1309).
Пунктом 2 указанного порядка к объектам гражданской обороны отнесено убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
В соответствии с абзацем 3 пункта 10 Порядка N 1309 организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), которые разработаны в том числе на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральных законов от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны". Требования Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ, противорадиационного укрытия и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны (пункт 2).
К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, абзацем 2 пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 (далее - Положение N804), отнесено строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.
Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденным приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года N 687 (далее - Положение N 687), в целях решения задач в области гражданской обороны на организации возложены обязанности по сохранению, поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций (абзац 2 пункта 16.4).
Материалами дела установлено, что на основании решения от 27 марта 2023 года N 23 Ванинской транспортной прокуратурой совместно с заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ванинскому и Советско-Гаванскому муниципальным районам УНДиПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю ФИО3 в период с 27 марта по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения АО "Порт Ванино" требований федерального законодательства при содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны, в ходе которой выявлено, что убежище 3 инв. N, расположенное по адресу: "адрес", эксплуатируемое АО "Порт Ванино" по договору аренды N/ОПЭД-18 от ДД.ММ.ГГГГ, площадь 174 кв.м не готово к приему укрываемых, имеются следующие нарушения:
- при входе в указанное убежище отсутствует знак обозначения, маршруты движения к убежищу не обозначены указателями, отсутствует паспорт защитного сооружения гражданской обороны, в котором должны быть указаны: основные технические характеристики защитного сооружения гражданской обороны, перечень оборудования систем жизнеобеспечения, копии поэтажных планов и экспликаций помещений;
- не обеспечено содержание в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению входов в защитные сооружения гражданской обороны;
- не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению в соответствии с условиями и правилами эксплуатации, не обеспечен осмотр и ремонт защитного сооружения. Системы воздухоснабжения неисправны, не производится их ремонт и обслуживание, не очищаются от грязи и снега воздухозаборные и вытяжные каналы и противовзрывные устройства, не смазываются и не окрашиваются. Масляные противопыльные фильтры отсутствуют. Герметические клапаны, установленные до и после фильтров - поглотителей, устройств регенерации и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода, не закрыты и не опечатаны. Противопыльные фильтры отсутствуют. Помещение убежища не проветривается наружным воздухом. Температурный режим не соблюдается. В напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды не обеспечен проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток. Также не обеспечено функционирование аварийных безнапорных емкостей, аварийные резервуары для сбора фекалий, задвижек на выпусках из резервуаров, санузлов, дизельных электростанций;
- непосредственно в защитном сооружении гражданской обороны отсутствуют: паспорт защитного сооружения гражданской обороны с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений, журнал оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны, сигнал оповещения гражданской обороны, план перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим приема укрываемых, план защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств (при наличии данных сетей в проектной документации), список личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационная схема систем вентиляции защитного сооружения гражданской обороны (при наличии данных систем в проектной документации), эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны (при наличии данных систем в проектной документации), эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны (при наличии данной системы в проектной документации), инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция по обслуживанию дизельных электростанций, инструкция о мерах пожарной безопасности, правила поведения укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (противорадиационном укрытии) (при наличии данных систем в проектной документации), журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал учета работы дизельных электростанций, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов;
- мероприятия по поддержанию в готовности (восстановлению) инженерно-технического оборудования убежища в течение длительного времени не проводились.
Установленные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении АО "Порт Ванино" пунктов 2.2, 3.2.3, 3.2.11 -3.2.25, 3.2.4-3.2.10, 6.2.1, 6.2.3 Правил, а также абзаца 2 пункта 10 Положения N 804, абзаца 2 пункта 16.4 Положения N 687, выявленные в ходе прокурорской проверки, послужили основанием для привлечения юридического лица на основании постановления мирового судьи судебного участка N 49 судебного района "Ванинский район Хабаровского края" от 23 июня 2023 года к административной ответственности по части 1 статьи 20.7 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, которые оценены на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
АО "Порт Ванино" не были приняты все зависящие от юридического лица меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Доводы жалобы, в том числе об отсутствии оснований для привлечения АО "Порт Ванино" к административной ответственности, поскольку оно не относится к организациям, упомянутым в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ, не имеет категории гражданской обороны, аналогичны доводам, которые были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения и обоснованно отклонены по основаниям, изложенным в обжалуемых судебных актах, и не опровергают обоснованность выводов судебных инстанций о виновности АО "Порт Ванино" в совершении вмененного ему деяния.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Организации, эксплуатирующие, в том числе гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
К организациям, отнесенным в установленном порядке к категориям по гражданской обороне относятся организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты (абзац 8 статьи 1 вышепоименованного закона).
Как установлено по делу, Общество на основании договора аренды N 29/ДО-10 от 1 марта 2021 года сроком на 49 лет владеет и использует в своей деятельности федеральное имущество - причалы N 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 15, 16, 17, 19, 20, 14-14А, пирс N 3, на территории которых эксплуатируются гидротехнические сооружения, являющиеся опасными производственными объектами.
Ему же по договору аренды N979/)ПЭД-18 от 28 декабря 2018 года Федеральным государственным унитарным предприятием "Росморпорт" предоставлено во временное владение и пользование защитное сооружение гражданской обороны (Убежище 3).
Согласно пояснением, данным в судебном заседании 16 июня 2023 года начальником мобилизационного отдела подготовки ФГБУ АМП Охотского моря и Татарского пролива Жариковым И.Н, АО "Порт Ванино" имеет мобилизационное задание. Данное утверждение было подтверждено письмом для служебного пользования от 14 октября 2022 года N 187-ДСП, представленным суду для обозрения.
Следовательно, имея мобилизационное задание и владея защитным сооружением гражданской обороны - убежищем, эксплуатируя гидротехнические сооружения высокой опасности, АО "Ванинский морской торговый порт" с учетом вышеприведенных нормативных положений, в том числе абзаца 3 пункта 10 Порядка N 1309, обязано обеспечивать сохранность объекта гражданской обороны, принимать меры по поддержанию его в состоянии постоянной готовности к использованию по прямому назначению, каковым защита укрываемых от воздействия поражающих факторов.
Условия гражданско-правового договора аренды защитного сооружения, на которые в своей жалобе ссылается АО "Порт Ванино", на исполнение Обществом обязанностей и решение задач в области гражданской обороны не влияют.
Заключенный договор (л.д. 90-102) возлагает на арендатора обязанность использовать убежище в соответствии с установленными законодательством нормами и правилами эксплуатации (п.2.2.1), обеспечивать сохранность инженерных сетей, коммуникаций и оборудования на объекте (п.2.2.4); содержать в исправном состоянии и осуществлять необходимый текущий и аварийный ремонт находящегося на объекте оборудования электроснабжения, теплоснабжения и водоснабжения, а также обеспечить немедленный доступ укрываемого населения на объект для укрытия населения по сигналам оповещения гражданской обороны (пункт ДД.ММ.ГГГГ).
Выявленное в ходе прокурорской проверки состояние убежища не позволяет в нем укрыться людям, включая работников АО "Порт Ванино", в рабочей смене которого находится 614 человек.
С учетом изложенного, АО "Порт Ванино" обоснованно признано надлежащим субъектом административной ответственности по части 1 статьи 20.7 КоАП РФ и допущенные им нарушения правильно квалифицированы по части 1 статьи 1 статьи 20.7 КоАП РФ.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ могут быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
Вопреки доводам заявителя все представленные доказательства получили надлежащую правовую оценку по правилам статьи 26.1 КоАП РФ, в судебных актах подробно приведены мотивы, по которым одни из них признаны как достоверные, а другие отклонены, как вызывающие сомнения в своей относимости, допустимости и достаточности.
Постановление о привлечении АО "Порт Ванино" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленного санкцией части 1 статьи 20.7 кодекса и является минимальным.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 49 судебного района "Ванинский район Хабаровского края" от 23 июня 2023 года, решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 8 сентября 2023 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - акционерного общества "Ванинский морской торговый порт" оставить без изменения, жалобу Безденежных Ю.Ю. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения юридического лица к административной ответственности за несоблюдение требований по эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. Выявленные нарушения касались отсутствия необходимых документов и неисправности оборудования, что ставило под угрозу безопасность укрываемых. Жалоба на решение судов первой инстанции была отклонена как необоснованная.