Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу заместителя начальника управления государственного жилищного надзора - начальника Хабаровского отдела государственного жилищного надзора Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Бакаевского С.А. на вступившее в законную силу решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 13 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - исполняющего обязанности директора муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах" Шереметьева М.С.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 27 судебного района "Центральный район города Хабаровска Хабаровского края" от 14 декабря 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 13 февраля 2024 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности директора муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах" (далее - МУП г. Хабаровска "УО МКД") Шереметьева М.С. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо административного органа Бакаевский С.А. просит решение судьи районного суда, вынесенное по делу об административном правонарушении отменить, приводя доводы о его незаконности, принять по делу новое решение.
Исполняющий обязанности директора МУП г. Хабаровска "УО МКД" Шереметьев М.С, извещённый в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, в установленный срок свои возражения на неё не представил.
Изучение материалов истребованного дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 настоящей статьи влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трёх лет (часть 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Основанием для привлечения Шереметьева М.С. к административной ответственности по указанной статье послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства о том, что Шереметьев М.С, являясь исполняющим обязанности директора МУП г. Хабаровска "УО МКД", 28 июля 2023 года, находясь по адресу: "адрес", не исполнил предписание N об устранении нарушений законодательства, выданное 27 июня 2023 года главным специалистом межрайонного отдела государственного жилищного надзора, а именно: в ходе инспекционного визита с целью проверки исполнения предписания по адресу: "адрес", было выявлено, что торцевая стена со стороны улицы Центральной имеет многочисленные разрушения в виде трещин, повреждения кирпичной кладки, выветривания, отклонения от вертикали, и выпучивания участка стены, нарушения связи между фасадом и цоколем. С целью недопущения обрушения цокольной части дома установлена деревянная подпорка, в связи с чем было предписано организовать систематическое наблюдение, в случае установления увеличения деформаций принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждения дальнейшего развития деформаций (пункт 1). Задняя часть дома имеет многочисленные разрушения в виде трещин, повреждения кирпичной кладки, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания участка стены, разрушения связи между фасадом и цоколем. Состояние несущих конструкций дома создаёт реальную угрозу их обрушения в краткосрочной перспективе в любое время, следовательно, угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан проживающих в многоквартирном доме, в связи с чем принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и недопущению дальнейшего развития деформаций путём организации и проведения соответствующих работ (пункт 2).
Прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мировой судья, изучив представленные доказательства, в числе которых постановление администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому жилой многоквартирный "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу, письмо исполняющего обязанности директора МУП города Хабаровска "УО МКД" Шереметьева М.С, направленное в адрес начальника Управления жилищного фонда и приватизации жилья администрации города Хабаровска, содержащее сведения о неудовлетворительном состоянии данного дома, представляющего реальную угрозу безопасности проживания граждан, подлежащих расселению в краткосрочной перспективе, акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ, акт выполненых работ от ДД.ММ.ГГГГ, приняв во внимание пояснения защитника, пришёл к выводу о том, что Шереметьев М.С. принял все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства и выполнению предписания от ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует об отсутствии в его действиях состава вменённого административного правонарушения, а также пришёл к выводу о неисполнимости выданного предписания, в связи с чем прекратил производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С выводами мирового судьи согласился судья районного суда, оставив обжалуемое постановление без изменения.
Вместе с тем, выводы судей нижестоящих инстанций являются преждевременными в связи с нижеследующим.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация при управлении многоквартирным домом несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьёй 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании подпунктов "а", "б", "г" пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надёжности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утверждёнными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила N 170).
В соответствии с абзацем 3, 4 подпункта 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. В пункте 4.2.1.3 Правил N 170 указано, что не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей.
Повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки (например, ГКЖ-10, ГКЖ-11) или облицевать (пункт 4.2.3.4 Правил N 170)
Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что качество услуг и выполнение работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома не соответствует требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, и послужили основанием для выдачи должностным лицом административного органа предписания от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 2.3.7 Правил N 170 в зданиях, намеченных к производству капитального ремонта в течение ближайших пяти лет или подлежащих сносу, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весеннее-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования).
Из материалов дела следует, что постановлением администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ жилой многоквартирный "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу.
Между тем необходимость проведения работ капитального характера само по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию этого дома в необходимых объёмах, до отселения проживающих в нём лиц.
Установленная частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает только в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 настоящей статьи.
По делу об административном правонарушении, предусмотренном указанной нормой, выяснению подлежит вопрос о законности предписания, за невыполнение которого в отношении лица возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
При этом предписание должно содержать только законные требования, на лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на положениях закона и являются исполнимыми.
Исполнимость предписания является одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Приходя к выводу о неисполнимости выданного юридическому лицу предписания, мировой судья не мотивировал свои выводы, не привёл каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о неисполнимости предписания, равно как и доказательств, свидетельствующих об этом. Из сути выданного предписания следует, что уполномоченным должностным лицом в ходе проведения проверки исполнения ранее выданного предписания было установлено, что выявленные нарушения устранены не были, о чём составлен акт проверки, в котором описаны как имеющиеся нарушения, так и законодательство, предписывающее его обязательное устранение.
При этом, в своём постановлении мировой судья также пришёл к выводу об отсутствии вины Шереметьева М.С, в том числе и на основании того, что частично предписание им было исполнено, работы по текущему ремонту участка кирпичного цоколя в многоквартирном доме согласно акту выполненных работ N 074 были выполнены в полном объёме 30 октября 2023 года, им приняты все зависящие меры по соблюдению требований законодательства и исполнению выданного предписания.
Однако мировым судьёй не было учтено, что проведение Шереметьевым М.С. 30 октября 2023 года указанного выше текущего ремонта, согласно заключённому 05 октября 2023 года с подрядчиком договором, само по себе не свидетельствует о принятии им всех зависящих мер по соблюдению требований законодательства и исполнению выданного предписания, поскольку в установленный в предписании должностного лица административного органа срок - до 27 июля 2023 года, указанные нарушения устранены не были.
Рассматривая жалобу должностного лица административного органа на постановление мирового судьи, судья районного суда указанные противоречия не устранил, признал выводы, изложенные в постановлении, законными и обоснованными.
При указанных выше обстоятельствах, выводы судей нижестоящих инстанций об отсутствии в действиях исполняющего обязанности директора МУП г. Хабаровска "УО МКД" Шереметьева М.С. состава административного правонарушения и о неисполнимости предписания нельзя признать законными и обоснованными.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статьи 24.1, а также статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировым судьёй и судьёй районного суда соблюдены не были, при рассмотрении дела об административном правонарушении были допущены фундаментальные процессуальные нарушения административного законодательства, не позволившие всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснить все обстоятельства данного дела.
Согласно части 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение составляет 1 год.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, постановление мирового судьи судебного участка N 27 судебного района "Центральный район города Хабаровска Хабаровского края" от 14 декабря 2023 года, решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 13 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности директора МУП г. Хабаровска "УО МКД" Шереметьева М.С, подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 27 судебного района "Центральный район города Хабаровска Хабаровского края".
При новом рассмотрении дела мировому судье судебного участка N 27 судебного района "Центральный район города Хабаровска Хабаровского края" следует учесть всё вышеизложенное и принять соответствующее процессуальное решение в полном соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу заместителя начальника управления государственного жилищного надзора - начальника Хабаровского отдела государственного жилищного надзора Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Бакаевского С.А. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 27 судебного района "Центральный район города Хабаровска Хабаровского края" от 14 декабря 2023 года, решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 13 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - исполняющего обязанности директора муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах" Шереметьева М.С, отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 27 судебного района "Центральный район города Хабаровска Хабаровского края".
Судья Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что действия должностного лица, исполняющего обязанности директора управляющей организации, не содержат состава административного правонарушения, поскольку он предпринял все возможные меры для исполнения предписания о ремонте многоквартирного дома, признанного аварийным. Решение о прекращении дела было отменено, и дело направлено на новое рассмотрение из-за процессуальных нарушений.