Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципальной собственности города Владивостока на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 31 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 8 ноября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО3 к Управлению муниципальной собственности города Владивостока о признании решений незаконными и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя Управления муниципальной собственности города Владивостока ФИО6, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу ФИО1 и представителя ФИО3 - ФИО7, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 и ФИО3 обратились во Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края с административным исковым заявлением к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока (далее - УМС г. Владивостока), в котором просили признать незаконными следующие решения административного ответчика:
- от 18 апреля 2023 года N 6048/ly/28 об отказе в предоставлении ФИО1 бесплатно для ведения садоводства земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес";
- от 18 апреля 2023 года N 6049/ly/28 об отказе в предоставлении ФИО1 бесплатно для ведения садоводства земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес";
- от 27 марта 2023 года N 6035/ly/28 об отказе в предоставлении ФИО3 бесплатно для ведения садоводства земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес";
- от 10 мая 2023 года N 6037/ly/28 об отказе в предоставлении ФИО3 бесплатно для ведения садоводства земельного участка с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес";
возложить на УМС г. Владивостока обязанность повторно рассмотреть заявления ФИО1 и ФИО3 от 14 марта 2023 года о предоставлении в собственность бесплатно без проведения торгов для ведения садоводства указанных выше земельных участков; а также взыскать с административного ответчика понесённые по делу судебные расходы на уплату государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что они состоят на учёте в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно в соответствии с Законом Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" (далее - Закон Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ).
14 марта 2023 года ФИО1 и ФИО3 обратились в УМС г. Владивостока с заявлениями, в которых просили предоставить им в собственность бесплатно для ведения садоводства земельные участки с кадастровыми номерами N и N соответственно.
УМС г. Владивостока отказало в удовлетворении данных заявлений, сославшись на то, что на земельных участках с кадастровыми номерами N расположены объекты недвижимости, которые не принадлежат ФИО1, а по земельным участкам с кадастровыми номерами N, которые испрашивались ФИО3, проводится работа по их бесплатному предоставлению гражданам, имеющим трёх и более детей, для индивидуального жилищного строительства.
По мнению административных истцов, обжалуемые решения УМС г. Владивостока являются незаконными и необоснованными, нарушают их права и охраняемые законом интересы.
Решением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 31 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 8 ноября 2023 года, административное исковое заявление было удовлетворено:
- признаны незаконными решения УМС г. Владивостока, оформленные письмами: от 18 апреля 2023 года N 6048/ly/28 об отказе ФИО1 в предоставлении бесплатно для ведения садоводства земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2501 кв. м, расположенного в "адрес"; от 18 апреля 2023 года N 6049/ly/28 об отказе ФИО1 в предоставлении бесплатно для ведения садоводства земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1000 кв. м, расположенного в "адрес"; от 27 марта 2023 года N 6035/ly/28 об отказе ФИО3 в предоставлении бесплатно для ведения садоводства земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"; от 10 мая 2023 года N 6037/ly/28 об отказе ФИО3 в предоставлении бесплатно для ведения садоводства земельного участка с кадастровым N;
- на УМС г. Владивостока возложена обязанность повторно в установленный законом срок и в установленном законом порядке рассмотреть заявления ФИО1 от 14 марта 2023 года о предоставлении бесплатно для ведения садоводства земельных участков с кадастровыми номерами N, а также заявления ФИО3 от 14 марта 2023 года о предоставлении бесплатно для ведения садоводства земельных участков с кадастровыми номерами N;
- с УМС г. Владивостока в пользу ФИО1 и ФИО3 взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере по 300 рублей каждому из административных истцов.
15 мая 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного ответчика, поданная через Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края 24 апреля 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17 мая 2024 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
ФИО3, извещённый о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 23 марта 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 13 июля 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа в случае предоставления, в том числе, земельного участка иным не указанным в подпункте 6 данной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность предусмотрены Законом Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ, пункт 2 части 1 статьи 10 которого предусматривает, что земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, однократно бесплатно предоставляются в собственность граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края и являющихся ветеранами труда либо семьям, имеющим в своём составе ребенка-инвалида, а также ребенка старше 18 лет, являющегося инвалидом I группы, ставшего инвалидом до достижения им возраста 18 лет, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства (по выбору граждан).
Учёт граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно осуществляется, в том числе органами местного самоуправления городских округов (часть 1 статьи 11 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, состоящим на учёте в соответствии с Законом Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ, осуществляется без проведения торгов (аукционов) в порядке, определенном настоящей статьёй. После образования земельного участка, а также в случае, если испрашиваемый гражданином земельный участок уже образован и его границы установлены в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ), гражданин обращается в уполномоченный орган непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (аукционов) в порядке, установленном статьёй 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (части 1, 6 статьи 12 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ).
В силу положений подпунктов 5 и 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе при наличии следующих оснований: на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьёй 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, распоряжением УМС г. Владивостока от 29 августа 2022 года N 2826/28 ФИО3, являющийся ветераном труда, поставлен на учёт в качестве лица, имеющего право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Также на соответствующий учёт распоряжением УМС г. Владивостока от 28 февраля 2023 года N 666/28 поставлены ФИО1, ФИО2 и ФИО9 ФИО10, относящиеся к категории "семьи, имеющие в своём составе ребенка-инвалида, а также ребенка старше 18 лет, являющегося инвалидом I группы, ставшего инвалидом до достижения им возраста 18 лет".
14 марта 2023 года ФИО1 обратилась в УМС г. Владивостока с двумя заявлениями, в которых просила предоставить ей в собственность бесплатно без проведения торгов для ведения садоводства следующие земельные участки:
- с кадастровым номером N, площадью 2501 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: ведение дачного хозяйства, местоположение которого установлено примерно в 936 м по направлению на северо-запад от ориентира - жилого дома, находящегося за пределами участка (почтовый адрес ориентира: "адрес");
- с кадастровым номером N, площадью 1000 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: ведение дачного хозяйства, местоположение которого установлено примерно в 954 м по направлению на северо-запад от ориентира - жилого дома, находящегося за пределами участка (почтовый адрес ориентира: "адрес").
Решениями от 18 апреля 2023 года N 6048/1у/28 и от 18 апреля 2023 года N 6049/1у/28 УМС г. Владивостока со ссылкой на подпункт 5 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации отказало ФИО1 в предоставлении соответственно земельного участка с кадастровым номером N и земельного участка с кадастровым номером N, поскольку в границах испрашиваемых земельных участков расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами N (на земельном участке с кадастровым номером N) и N (на земельном участке с кадастровым номером N), правообладателем которых ФИО1 не является.
14 марта 2023 года ФИО3 обратился в УМС г. Владивостока с двумя заявлениями, в которых просил предоставить ему в собственность бесплатно без проведения торгов для ведения садоводства следующие земельные участки:
- с кадастровым номером N, площадью 1000 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: ведение дачного хозяйства, местоположение которого установлено примерно в 941 м по направлению на северо-запад от ориентира - жилого дома, находящегося за пределами участка (почтовый адрес ориентира: "адрес");
- с кадастровым номером N, площадью 803 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: ведение дачного хозяйства, местоположение которого установлено примерно в 988 м по направлению на северо-запад от ориентира - жилого дома, находящегося за пределами участка (почтовый адрес ориентира: "адрес").
Решениями от 27 марта 2023 года N 6035/1у/28 и от 10 мая 2023 года N 6037/1у/28 УМС г. Владивостока со ссылкой на подпункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации отказало ФИО3 в предоставлении испрашиваемых земельных участков, поскольку вид их разрешённого использования (ведение дачного хозяйства) не соответствует целям использования таких земельных участков, указанных в заявлениях о предоставлении земельных участков (для ведения садоводства). Кроме того, на территории Владивостокского городского округа имеется дефицит земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам, имеющих трёх и более детей, в порядке, предусмотренном Законом Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, в Приморском крае" (далее - Закон Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ), в связи с чем УМС г. Владивостока проводится работа по предоставлению земельных участков с кадастровыми номерами N для индивидуального жилищного строительства гражданам соответствующей категории.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, проанализировав положения Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ), Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ, Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал, что принятые УМС г. Владивостока решения по заявлениям ФИО1 и ФИО3 не соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, поскольку объекты недвижимости с кадастровыми номерами N сняты с кадастрового учёта 20 февраля 2023 года; вид разрешённого использования испрашиваемых земельных участков "ведение дачного хозяйства" согласно Федеральному закону от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ соответствует виду разрешённого использования "для ведения садоводства"; земельные участки с кадастровыми номерами N не зарезервированы для целей реализации Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ и они не имеют вид разрешённого использования "для индивидуального жилищного строительства". Признав решения УМС г. Владивостока от 18 апреля 2023 года N 6048/1у/28, от 18 апреля 2023 года N 6049/1у/28, от 27 марта 2023 года N 6035/1у/28 и от 10 мая 2023 года N 6037/1у/28 незаконными, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 227 КАС РФ, возложил на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявления ФИО1 и ФИО3 от 14 марта 2023 года в установленные законом порядке и сроки, не предрешая существа решения, которое должно быть принято по результатам такого повторного рассмотрения.
Приведённые выводы судов первой и апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемых решения и апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ предусмотрено, что Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтённом в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с федеральным законом сведений.
Согласно имеющимся в материалах дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, здания с кадастровыми номерами N сняты с кадастрового учёта 20 февраля 2023 года (л.д. 37-38, 52-53), то есть ещё до обращения ФИО1 в УМС г. Владивостока с заявлениями о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами N.
Также суды верно указали, что в силу части 7 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ для целей применения в данном Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками.
Следовательно, земельные участки с кадастровыми номерами N, имеющие согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости вид разрешённого использования "ведение дачного хозяйства", могут быть предоставлены "для ведения садоводства".
Вопреки доводам кассационной жалобы, само по себе намерение органов местного самоуправления изменить вид разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами N с "ведение дачного хозяйства" на "для индивидуального жилищного строительства", а также провести работу по предоставлению данных земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, для индивидуального жилищного строительства в порядке, предусмотренном Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ, не могло являться основанием для отказа в удовлетворении заявлений ФИО3 от 14 марта 2023 года.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций верно, нарушений при применении норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 31 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 8 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления муниципальной собственности города Владивостока - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.