Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о признании решения незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент), в котором просила: признать незаконным отказ административного ответчика от 19 октября 2023 года N 4649/ДИЗО/23 в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", для ведения садоводства; обязать Департамент повторно рассмотреть заявление административного истца о предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка.
Определениями Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 декабря 2023 года и от 11 января 2024 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Государственное казённое учреждение Республики Саха (Якутия) "Якутское лесничество", Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия).
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 января 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2024 года, административное исковое заявление удовлетворено: признан незаконным отказ Департамента от 19 октября 2023 года N 4649/ДИЗО/23 в предварительном согласовании предоставления ФИО1 в аренду земельного участка, площадью 1199, 55 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", для ведения садоводства; на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца от 22 сентября 2023 года N о предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка.
22 мая 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Департамента, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 15 мая 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 мая 2024 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, а также удовлетворено ходатайство административного ответчика о приостановлении исполнения вступивших в законную силу судебных актов.
Участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 января 2024 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2024 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьёй 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпункт 2 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что процедура предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", включает в себя подачу в уполномоченный орган заинтересованным гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Из содержания подпункта 2 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что к заявлению заинтересованного лица о предварительном согласовании предоставления земельного участка должна прилагаться схема расположения земельного участка, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (подпункт 1); принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 1); земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 2); земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 3).
В свою очередь, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что снованием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьёй 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам. В частности, к таким нарушениям пункт 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации относит случаи, когда границы предложенного к образованию земельного участка пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков (за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов).
Согласно подпункту 3 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения).
Как установлено судами первом и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, 22 сентября 2023 года ФИО1 обратилась в Окружную администрацию города Якутска с заявлением (входящий N 8275-ДИЗО/23 от 26 сентября 2023 года), в котором просила предварительно согласовать предоставление ей в аренду земельного участка площадью 1199, 55 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" для ведения садоводства, приложив схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Ответом Департамента от 19 октября 2023 года N 4649-ДИЗО/23 в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка отказано со ссылкой на пункт 7 статьи 11.9, пункт 16 статьи 11.10, подпункты 1 и 2 пункта 8 статьи 39.15, подпункт 3 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку предложенный к образованию и к предварительному согласованию для предоставления земельный участок расположен в пределах территории садово-огороднического товарищества "Катюша" (далее - СОТ "Катюша"), кроме того, его границы расположены в границах земель лесного фонда.
По делу также установлено, что в соответствии с картой градостроительного зонирования, включённой в Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденные решением Якутского городской Думы от 25 декабря 2013 года N 169-НПА, испрашиваемый ФИО1 земельный участок полностью расположен в территориальной зоне "С-2А" (зона объектов сельскохозяйственного назначения (садоводства, личных подсобных хозяйств, сайылыков, огородов и пр.) с правом возведения строений и используемых населением в целях отдыха и выращиванием сельскохозяйственных культур), к основным видам разрешённого использования земельных участков в которой относится "ведение садоводства". Для соответствующей территории проекты планировки и межевания не утверждались.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) и судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), проанализировав положения Земельного кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указали в решении и апелляционном определении, что со стороны административного ответчика в материалы дела не было представлено доказательств, подтверждающих обоснованность обжалуемого ответа от 19 октября 2023 года N 4649-ДИЗО/23. В то же время, согласно письменной информации Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2024 года N 18/08-01-22-4863 испрашиваемый ФИО1 земельный участок не затрагивает границы земель лесного фонда Якутского лесничества. Кроме того, имеющиеся в материалах дела графические материалы не подтверждают нахождение соответствующего земельного участка в границах территории СОТ "Катюша".
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды нижестоящих инстанций пришли к таким выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Как верно указали суды в решении и апелляционном определении, частью 2 статьи 62, частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделённое государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение.
Между тем доказательств нахождения земельного участка, об образовании и предварительном согласовании которого ставила вопрос ФИО1, как в пределах территории СОТ "Катюша", так и в границах лесного фонда, в материалы дела Департаментом не представлено.
Доводы кассационной жалобы не опровергают верных выводов судов первой и апелляционной инстанций, по существу они воспроизводят позицию административного ответчика, которой уже была дана надлежащая правовая оценка в решении и апелляционном определении, оснований не согласиться с которой у суда кассационной инстанции не имеется.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделён.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами нижестоящих инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов, по делу также не установлены.
Исходя из разъяснений, приведённых в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", в кассационном определении должен разрешаться вопрос об отмене приостановления исполнения судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска - без удовлетворения.
Приостановление исполнения вступивших в законную силу решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 января 2024 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2024 года отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.