Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 11 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 апреля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N Федеральной службы исполнения наказаний" о признании незаконными действий (бездействия), взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А. на доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд района имени Лазо Хабаровского края с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области" (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области, исправительное учреждение), Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Министерству финансов Российской Федерации, в котором просил: признать незаконными действия (бездействие) исправительного учреждения, выразившиеся в необеспечении его прав на охрану здоровья (в непроведении профилактических медицинских осмотров); взыскать в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении и компенсацию морального вреда в размере 528 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в период его содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области с 12 сентября 2002 года по 10 марта 2019 года администрацией исправительного учреждения не проводились необходимые профилактические медицинские осмотры, в результате чего у ФИО1 своевременно не были выявлены ряд заболеваний, перешедших в хроническую форму: "данные изъяты". В результате допущенных нарушений условий содержания административного истца в исправительном учреждении, неоказания ему своевременной медицинской, состояние здоровья ФИО1 значительно ухудшилось, ему были причинены физические и нравственные страдания.
Определениями суда района имени Лазо Хабаровского края от 8 июня 2023 года и от 26 июля 2023 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области и Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 56 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России).
Решением суда района имени Лазо Хабаровского края от 10 августа 2023 года в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 ноября 2023 года решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 10 августа 2023 года отменено на основании пункта 3 статьи 309, пункта 6 части 1 статьи 310 КАС РФ, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда района имени Лазо Хабаровского края от 11 января 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 апреля 2024 года, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 вновь было отказано.
22 мая 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная через суд района имени Лазо Хабаровского края 7 мая 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о направлении административного дела на новое рассмотрение.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 мая 2024 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Помимо прокурора, иные участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения суда района имени Лазо Хабаровского края от 11 января 2024 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 апреля 2024 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В силу части 5 статьи 227.1 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Статьей 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2, 13, 14 постановления от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47) разъяснил, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на личную безопасность и охрану здоровья, материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий. В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Статьями 9 и 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны: создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы. Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Из содержания части 6 статьи 12 УИК РФ следует, что осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 101 УИК РФ).
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ) лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 123, 124 действовавших до 16 июля 2022 года Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 (далее - Правила внутреннего распорядка), лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. В исправительном учреждении осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности.
Схожие положения содержались в пунктах 118, 122 ранее действовавших Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации России от 3 ноября 2005 года N 205.
Согласно пунктам 31, 32 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 года N 285 (далее - Порядок организации оказания медицинской помощи), в период содержания осужденного в учреждении уголовно-исполнительной системы осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи), осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера, которые проводятся один раз в год, а также флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких), которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза. Осужденным при камерном содержании в учреждении уголовно-исполнительной системы, а также несовершеннолетним осужденным лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи) и осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера проводятся два раза в год. При наличии показаний назначаются дополнительные исследования и консультации врачей-специалистов. Медицинские осмотры и диспансерное наблюдение осужденных осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Ранее действовавший Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденный совместным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 640, Министерства юстиции Российской Федерации N 190 от 17 октября 2005 года, в пункте 43 предусматривал, что профилактический медицинский осмотр проводится один раз в год; два раза в год проходят профилактические медицинские осмотры осужденные, отбывающие наказание в тюрьмах и других исправительных учреждениях при камерном содержании, а также несовершеннолетние осужденные, в том числе отбывающие наказание в воспитательных колониях. График проведения этих осмотров утверждается начальником исправительного учреждения. В соответствии с графиком начальник медицинской части организует осмотр осужденных силами врачей медицинской части с привлечением необходимых врачей-специалистов лечебно-профилактических и лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы. В осмотре обязательно принимают участие терапевт, психиатр, стоматолог (зубной врач), педиатр (в воспитательных колониях и домах ребенка).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, ФИО1 в период с 12 сентября 2002 года по 10 марта 2019 года отбывал уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области.
11 марта 2019 года административный истец переведен в Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", где отбывает уголовное наказание по настоящее время.
Из содержания медицинских документов административного истца следует, что в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области медицинские профилактические осмотры ФИО1 проводились, как проводились лабораторные и аппаратные ультразвуковые и рентген-исследования, ему оказывалась необходимая медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях. По установленным диагнозам заболеваний: "данные изъяты", - административному истцу назначалось и осуществлялось медикаментозное лечение.
Фактов неоказания медицинской помощи по обращениям ФИО1 в исправительном учреждении не установлено.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд района имени Лазо Хабаровского края и судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения УИК РФ, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ, Правил внутреннего распорядка, Порядка организации оказания медицинской помощи, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 84 КАС РФ, включая содержание медицинских документов административного истца, указали в решении и апелляционном определении, что с момента прибытия административного истца в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области ему оказывалась необходимая медицинская помощь, он проходил запланированные обследования и осмотры, по выявленным у него заболеваниям ФИО1 получал необходимое лечение. Фактов отказа в оказании медицинской помощи административному истцу, как и фактов необеспечения его лекарственными препаратами не установлено. Оснований для взыскания в пользу ФИО1 компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении не имеется. Кроме того, суды указали на пропуск административным истцом без уважительных причин трехмесячного срока на обращение в суд, предусмотренного частями 1 и 1.1 КАС РФ, так как ФИО1 с 11 марта 2019 года уже не содержался ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области, а с настоящим административным исковым заявлением обратился в суд первой инстанции только 1 июня 2023 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами судов нижестоящих инстанций, изложенными в решении и апелляционном определении. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к соответствующим выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы ФИО1 о том, что его требования подлежали разрешению по правилам гражданского судопроизводства, являются необоснованными.
На момент обращения административного истца в суд первой инстанции с административным исковым заявлением уже действовала статья 227.1 КАС РФ, устанавливающая особенности рассмотрения требований о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительных учреждениях, включенная с 27 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в главу 22 КАС РФ, регламентирующую производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
По общему правилу процессуального законодательства судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения дела, совершения отдельных процессуальных действий (часть 3 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 5 статьи 2 КАС РФ).
Учитывая, что в административном исковом заявлении ФИО1 не содержалось конкретных сведений о фактах причиненного вреда его здоровью (административный истец оспаривал действия (бездействие) администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области, которая, по его мнению, не проводила его профилактические медицинские осмотры и не оказывала ему необходимую медицинскую помощь, чем нарушала условия его содержания в исправительном учреждении), а также учитывая содержание пункта 2.1 части 2 статьи 1 КАС РФ и разъяснений, приведенных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", административное исковое заявление ФИО1 подлежало рассмотрению по правилам административного судопроизводства.
Ссылка в кассационной жалобе на необоснованное применение судами положений статьи 219 КАС РФ также не может являться основанием для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения, поскольку соответствующие правильные выводы судов нижестоящих инстанций о пропуске административным истцом без уважительных причин срока, установленного частями 1, 1.1 статьи 219 КАС РФ, не являлись единственным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований, которые были рассмотрены по существу с выяснением обстоятельств, предусмотренных частью 9 статьи 226 КАС РФ, и правомерно оставлены без удовлетворения.
Из разъяснений, приведенных в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47, следует, что административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Как верно установили суды, ФИО1 перестал отбывать уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области 11 марта 2019 года, тогда как с административным исковым заявлением к данному исправительному учреждению он обратился в суд по прошествии более четырех лет (1 июня 2023 года), при этом каких-либо обстоятельств, препятствующих своевременному обращению административного истца в суд, установлено не было.
Иные доводы кассационной жалобы административного истца по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств, которая была произведена судами. Между тем в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ полномочиями по переоценке доказательств суд кассационной инстанции не наделен, поэтому несогласие административного истца с выводами судебных инстанций по результатам оценки представленных участвующими в деле лицами и истребованных по инициативе суда доказательств основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций верно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку, правильно применили нормы материального и процессуального права, постановив законные и обоснованные решение и апелляционное определение. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 11 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.