Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Спасского районного суда Приморского края от 18 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 15 ноября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 33 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" о признании постановлений незаконными и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителей ФИО1 - ФИО8 и ФИО4, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А. на кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Спасский районный суд Приморского края с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 33 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" (далее - ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю, исправительное учреждение), в котором просил: признать незаконными постановления начальника ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю от 14 марта 2023 года, которыми отменены постановления о поощрении административного истца от 17 ноября 2022 года и от 22 декабря 2022 года; обязать административного ответчика отменить оспариваемые постановления.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что с 3 августа 2022 года он отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю. Постановлениями начальника исправительного учреждения от 17 ноября 2022 года и от 22 декабря 2022 года он был поощрен предоставлением дополнительного длительного свидания и разрешением на получение дополнительной передачи соответственно. Между тем 14 марта 2023 года постановлениями начальника ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю указанные выше постановления о поощрении ФИО1 были отменены, что, по мнению административного истца, противоречит положениям действующего уголовно-исполнительного законодательства, а также нарушает его права и охраняемые законом интересы.
Определением судьи Спасского районного суда Приморского края от 16 июня 2023 года к участию в административном деле в качестве административного соответчика привлечен начальник ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю, в качестве заинтересованных лиц: Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю (далее - ГУФСИН России по Приморскому краю), Приморская прокуратура по соблюдению законов в исправительных учреждениях Приморского края.
Решением Спасского районного суда Приморского края от 18 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 15 ноября 2024 года, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 было отказано.
22 мая 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная через Спасский районный суд Приморского края 8 мая 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований. ФИО1 в кассационной жалобе в частности указывает, что правовых оснований для отмены постановлений о его поощрении у начальника ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю не имелось, поскольку он действительно совместно с другими осужденными принимал активное участие в проведении культурно-массовых мероприятий, при этом поощрения остальных осужденных отменены не были. Уголовно-исполнительное законодательство не предусматривает возможности отмены мер поощрения, которые уже были реализованы административным истцом (дополнительная посылка получена, дополнительное длительное свидание проведено).
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 мая 2024 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Спасского районного суда Приморского края от 18 июля 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 15 ноября 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня; участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания (части 1 и 2 статьи 109 УИК РФ).
Из содержания части 2 статьи 110 УИК РФ следует, что воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.
В силу части 1 статьи 113 УИК РФ за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в воспитательных мероприятиях к осужденным к лишению свободы могут применяться такие меры поощрения, как разрешение на получение дополнительной посылки или передачи (пункт "г"), предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания (пункт "е").
Порядок применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы приведен в статье 114 УИК РФ, согласно которой: благодарность объявляется в устной или письменной форме, остальные поощрения только в письменной форме (часть 1); в порядке поощрения осужденным в течение года может быть разрешено получение дополнительно до четырех посылок или передач и предоставлено дополнительно до четырех краткосрочных или длительных свиданий (часть 2); к осужденному, имеющему неснятое или непогашенное взыскание, может быть применено поощрение только в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания (часть 4).
В соответствии с частью 1 статьи 119 УИК РФ правом применения перечисленных в статьях 113 УИК РФ мер поощрения в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, ФИО1, осужденный приговором Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края по части 3 статьи 285, части 5 статьи 69, пункту "а" части 3.1 статьи 72 Уголовного кодекса Российской Федерации к 15 годам и трем месяцам лишения свободы, с 3 августа 2022 года отбывает данное уголовное наказание в ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю.
17 ноября 2022 года административный истец постановлением начальника исправительного учреждения поощрен предоставлением дополнительного длительного свидания за то, что он проявил примерное поведение, а также инициативу и старание при проведении культурно-массовых мероприятий в масштабе колонии: принял личное участие в подготовке и проведении соревнований в игре в городки; в организации турнира по шахматам среди осужденных; в тематических чтениях, посвященных "Дню пожилых людей"; в тематическом диспуте "Реклама - двигатель или иллюзия"; в подготовке материалов и участии в диспуте "Революции в истории"; в подготовке тематики для диспута "Спорт - здоровье или травмы"; в проведении лекции на тему "Здоровый образ жизни, здоровое поколение, здоровая Россия" (мы против наркотиков, табака и алкоголя), о влиянии вредных привычек на организм; принимал участие в жизни отряда и культурно-массовых и спортивных мероприятиях в течение октября-ноября 2022 года.
22 декабря 2022 года осужденный ФИО1 постановлением начальника ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю поощрен разрешением на получение дополнительной передачи за то, что он проявил примерное поведение, добросовестное отношение к труду, а также инициативу и старание при проведении культурно-массовых мероприятий в масштабе колонии: принял личное участие в подготовке территории и строительстве хоккейной коробки на исправительного учреждения; в подготовке тематики для диспута "Спорт - здоровье или травмы"; в подготовке плакатов, тематики и проведении лекции на тему "Здоровый образ жизни, здоровое поколение, здоровая Россия" (мы против наркотиков, табака и алкоголя), о влиянии вредных привычек на организм; принимает участие в жизни отряда и культурно-массовых и спортивных мероприятиях в течение декабря 2022 года. Строительные материалы использует экономно, трудовую дисциплину не нарушает, зарекомендовал себя с положительной стороны, принимает активное участие в подготовке и проведении мероприятий воспитательного характера.
Указанные постановления вынесены по результатам рассмотрения рапортов начальника отдела по воспитательной работе с осужденными исправительного учреждения ФИО5
7 марта 2023 года Приморским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края начальнику ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю в порядке статей 23, 33 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1) внесены протесты NN 17-4-2023/Прдп71-23-20050041 и 17-4-2023/Прдп72-23-20050041 с требованием отменить постановления о поощрении ФИО1 от 17 ноября 2022 года и от 22 декабря 2022 года, как вынесенные в нарушение требований действующего уголовно-исполнительного законодательства, поскольку в ходе проведенной прокурорской проверки было установлено, что документы, подтверждающие непосредственное участие осужденного в проведении указанных выше культурно-массовых и воспитательных мероприятиях отсутствовали. В постановлениях о поощрении дублировались наименования культурно-массовых мероприятий, каких-либо сведений об объеме выполненных ФИО1 работ при проведении соответствующих мероприятий не имеется.
Протесты специализированного прокурора рассмотрены и удовлетворены: постановления о поощрении осужденного ФИО1 от 17 ноября и 22 декабря 2022 года отменены постановлениями врио начальника ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю ФИО6 от 14 марта 2023 года как незаконные и необоснованные.
Кроме того, из содержания заключения от 18 апреля 2023 года о результатах служебной проверки, проведенной в отношении сотрудников ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю комиссией ГУФСИН России по Приморскому краю, следует, что начальник отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю ФИО5 за нарушение служебной дисциплины, ненадлежащее исполнение должностной инструкции, отсутствие контроля за законностью при применении мер поощрения к осужденным в ноябре, декабре 2022 года (в том числе к осужденному ФИО1) привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Спасский районный суд Приморского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, проанализировав положения УИК РФ, Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, включая материалы прокурорской проверки, указал в решении, что постановления от 14 марта 2023 года об отмене постановлений о поощрении осужденного ФИО1 от 17 ноября и 22 декабря 2022 года вынесены врио начальника исправительного учреждения в пределах его полномочий и при наличии установленных при рассмотрении протестов надзирающего специализированного прокурора оснований. Нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, оспариваемые постановления не противоречат. В связи с тем, что документы и материалы, подтверждающие непосредственное участие осужденного ФИО1 в подготовке и проведении культурно-массовых, спортивных и воспитательных мероприятиях в исправительном учреждении, отсутствуют, применение к административному истцу мер поощрения 17 ноября и 22 декабря 2022 года не являлось законным и обоснованным, в связи с чем они подлежали отмене.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами судов нижестоящих инстанций, изложенными в решении и апелляционном определении, поскольку они основаны на верном установлении имеющих значение для дела обстоятельств, на надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств, а также на правильном применении норм материального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, необоснованное применение администрацией ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю мер поощрения к административному истцу не отвечает целям и задачам воспитательной работы с осужденными, которые указаны в статье 109 УИК РФ.
В силу положений статьи 22 УИК РФ, статьи 32 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 органы прокуратуры осуществляют надзор, в том числе за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей осужденных, за законностью актов, издаваемых администрациями исправительных учреждений.
Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 прокурор вправе при осуществлении надзора за исполнением законов проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1, вносить протесты и представления.
При этом, требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33 и 39.1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1).
Поскольку факты нарушений действующего уголовно-исполнительного законодательства, указанные в протестах Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края от 7 марта 2023 года, нашли свое подтверждение в ходе проведенных в ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю служебных проверок, врио начальника исправительного учреждения, учитывая положения статьи 119 УИК РФ и статей 6, 33 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1, был вправе отменить ранее вынесенные постановления о поощрении административного истца.
В то же время, довод кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для отмены ранее исполненных постановлений о применении мер поощрения основан на неверном толковании норм материального права. Несмотря на то, что дополнительная посылка уже была получена ФИО1 и дополнительное длительное свидание было проведено, данные незаконные и необоснованные поощрения не должны учитываться впредь при подготовке характеризующего материала в отношении административного истца.
Из содержания части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушений прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
В данном случае необходимой совокупности таких условий не имеется.
Иные доводы кассационной жалобы ФИО1 не опровергают верных выводов судов нижестоящих инстанций, по существу они направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, при этом они не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, а также имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Само по себе несогласие административного истца с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при его рассмотрении была допущена судебная ошибка при применении норм материального или процессуального права.
В свою очередь, суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного спора судами были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного дела, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Спасского районного суда Приморского края от 18 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 15 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.