Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Артемовского городского суда Приморского края от 21 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 15 ноября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Артемовского городского округа Приморского края о признании решения незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя ФИО1 - ФИО7, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в Артемовский городской суд Приморского края с административным исковым заявлением к администрации Артемовского городского округа Приморского края (далее - Администрация), в котором просила: признать незаконным решение административного ответчика от 16 февраля 2023 года N У-01-1205/14 об отказе в предоставлении ей в собственность как инвалиду второй группы бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1800 кв. м, расположенного по адресу: "адрес"; возложить на Администрацию обязанность устранить в полном объёме допущенные нарушения прав административного истца, для чего в срок 10 дней со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть указанный вопрос на основании заявления ФИО1 от 16 февраля 2023 года с учётом правовой позиции и обстоятельств, установленных судом в результате рассмотрения административного дела.
Решением Артемовского городского суда Приморского края от 21 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 15 ноября 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 было отказано.
22 мая 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя административного истца, поданная через Артемовский городской суд Приморского края 8 мая 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 мая 2024 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
ФИО1 и представитель Администрации, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Артемовского городского суда Приморского края от 21 августа 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 15 ноября 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан - в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок снятия граждан с данного учёта, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 части 1 статьи 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" (далее - Закон Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ), определён перечень категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края и имеющих право на однократное бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства (по выбору граждан), к числу которых отнесены инвалиды второй и третьей групп.
Граждане, относящиеся к одной из категорий, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ, в целях предоставления в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подают заявление о постановке на учёт в орган местного самоуправления, осуществляющий учёт граждан, по месту постоянного проживания непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; решение о постановке гражданина на учёт или об отказе в постановке на учёт принимается органом местного самоуправления, осуществляющим учёт граждан, в течение 30 дней со дня подачи заявления и не позднее пяти рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю (части 2 и 5 статьи 11 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, состоящим на учёте в соответствии с Законом Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ, осуществляется без проведения торгов (аукционов) в порядке, определённом статьёй 12 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ. После образования земельного участка, а также в случае, если испрашиваемый гражданином земельный участок уже образован и его границы установлены в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", гражданин обращается в уполномоченный орган непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (аукционов) в порядке, установленном статьёй 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (части 1, 6 статьи 12 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ).
В силу подпункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, постановлением Администрации от 23 июня 2020 года N 1625-па ФИО1, являющаяся инвалидом второй группы, поставлена на учёт в качестве лица, имеющего право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Распоряжением управления муниципальной собственности Администрации от 18 января 2023 года N 52-рз предварительно согласовывалось предоставление ФИО1 земельного участка площадью 1800 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", из земель населённых пунктов в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами сельских населенных пунктов (Ж 5) для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), а также утверждалось схема расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории.
На кадастровый учёт земельный участок площадью 1800 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), расположенный по адресу: "адрес", поставлен 9 февраля 2023 года с присвоением кадастрового номера N.
16 февраля 2023 года в Администрацию поступило заявление ФИО1 о предоставлении ей в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ земельного участка с кадастровым номером N.
Письмом от 16 февраля 2023 года N У-01-1205/14 за подписью заместителя главы Администрации ФИО5 в удовлетворении заявления административного истца было отказано со ссылкой на пункт 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку ранее ФИО1 постановлением Администрации от 9 февраля 2015 года N 433-па уже предоставлялся бесплатно в собственность земельный участок с кадастровым номером N, площадью 630 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", вид разрешённого использования "сады, огороды".
По делу также установлено, что земельный участок с кадастровым номером N ФИО1 по договору от 21 мая 2018 года продала ФИО2, о чём в Едином государственном реестре недвижимости 12 мая 2018 года сделана запись государственной регистрации права N.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Артемовский городской суд Приморского края и судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, проанализировав положения Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указали в решении и апелляционном определении, что, поскольку ФИО1 уже получала бесплатно в собственность земельный участок с кадастровым номером N, Администрация правомерно отказала ей в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером N в связи с тем, что такое бесплатное предоставление являлось бы повторным, что невозможно исходя из положений действующего земельного законодательства.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведёнными выводами нижестоящих судов, поскольку они основаны на верном установлении имеющих значение для дела обстоятельств, на надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств и на правильном применении норм материального права.
Исходя из содержания пункта 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданам, состоящим на учёте, в собственность бесплатно, а также об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно по основаниям, установленным частью 8 статьи 39.15, статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а также при наличии одного из следующих оснований: гражданин не относится к категории, указанной в части 1 статьи 10 настоящего Закона; гражданин не состоит на учёте в соответствии со статьёй 11 или статьёй 11.1 настоящего Закона; гражданином не соблюдено условие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ.
В свою очередь, пунктом 2 части 4 статьи 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия Администрацией оспариваемого решения) предусматривалось, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется при соблюдении следующих условий: гражданин состоит на учёте в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, бесплатно; гражданину ранее земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлялся в собственность бесплатно в соответствии с подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ, Законом Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, в Приморском крае", Законом Приморского края от 27 сентября 2013 года N 250-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края".
Из содержания статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 10, 13 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ в их системном толковании следует, что граждане имеют право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, один раз независимо от основания и времени предоставления им соответствующего земельного участка.
Как верно указали суды, реализация ФИО1 права на однократное бесплатное предоставление в собственность земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, свидетельствует об отсутствии у Администрации обязанности повторного предоставления административному истцу в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
В данном случае приведённой совокупности таких условий при рассмотрении административного дела не установлено.
Доводы кассационной жалобы по существу воспроизводят позицию административного истца, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, этим доводам уже была дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных актах, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется.
Само по себе несогласие ФИО1 с выводами судов нижестоящих инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование норм материального права не означают, что при рассмотрении дела была допущена судебная ошибка.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Артемовского городского суда Приморского края от 21 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 15 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.