Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО4 на решение Находкинского городского суда Приморского края от 10 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 22 ноября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО4 к администрации Находкинского городского округа Приморского края, заместителю главы администрации Находкинского городского округа Приморского края ФИО1, заместителю руководителя аппарата администрации Находкинского городского округа Приморского края ФИО2, должностному лицу администрации Находкинского городского округа Приморского края ФИО3 о признании незаконными решений и действий.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения ФИО4, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО4 обратилась в Находкинский городской суд Приморского края с административным исковым заявлением к администрации Находкинского городского округа Приморского края (далее - Администрация), заместителю главы Администрации ФИО1, заместителю руководителя аппарата Администрации ФИО2, должностному лицу Администрации ФИО3, в котором просила:
- признать незаконным отказ заместителя главы Администрации ФИО1 в согласовании митинга 17 сентября 2022 года на площади Красных партизан города Находки "ПРОТИВ химических заводов НЗМУ в Находке и ТОР "Находка", изложенный в уведомлении от 2 сентября 2022 года о рассмотрении уведомления о проведении публичного мероприятия;
- признать незаконным уведомление от 14 сентября 2022 года N 1737-з заместителя главы Администрации ФИО1;
- признать незаконным уведомление от 15 сентября 2022 года N 1-31-5408 заместителя руководителя аппарата Администрации ФИО2, направленное начальнику отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Находке (далее - ОМВД России по г. Находке) ФИО7;
- признать незаконными действия должностного лица Администрации ФИО8, совершённые 17 сентября 2022 года на площади Красных партизан города Находки во время проведения митинга "ПРОТИВ химических заводов НЗМУ в Находке и ТОР "Находка", в виде требования о прекращении митинга;
- признать незаконным уведомления от 15 сентября 2022 года N 1851-з и N 1852-з заместителя главы Администрации ФИО1
В обоснование заявленных требований ФИО4 указала, что она являлась организатором митингов "ПРОТИВ химических заводов НЗМУ в Находке и ТОР "Находка", "ПРОТИВ химического завода НЗМУ в ТОР "Находка" и АЭС - атомной электростанции на юге Приморского края России", проведение которых было запланировано на 17, 24 и 25 сентября 2022 года на площади Красных партизан в городе Находке, о чём в установленные действующим законодательством сроки в Администрацию административным истцом были поданы необходимые уведомления. Между тем обжалуемыми решениями и действиями должностные лица Администрации воспрепятствовали проведению публичных мероприятий, чем нарушили права и охраняемые законом интересы административного истца.
Решением Находкинского городского суда Приморского края от 10 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 1 марта 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления ФИО4 было отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 сентября 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 1 марта 2023 года отменено на основании пункта 6 части 1 статьи 310, части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с направлением административного дела на новое апелляционное рассмотрение.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 22 ноября 2023 года решение Находкинского городского суда Приморского края от 10 ноября 2022 года оставлено без изменения.
29 мая 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО4, поданная через Находкинский городской суд Приморского края 21 мая 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 мая 2024 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Помимо административного истца, иные участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Находкинского городского суда Приморского края от 10 ноября 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 22 ноября 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьёй 31 Конституции Российской Федерации гражданам гарантировано право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ) установлено право организатора публичного мероприятия проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
В силу пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трёх дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его доведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям данного Федерального закона.
В случае, если в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта либо при наличии реальной угрозы их возникновения (совершения) не может быть обеспечена безопасность участников публичного мероприятия при его проведении, соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления незамедлительно обязаны предложить организатору публичного мероприятия изменить место и (или) время его проведения (часть 6 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституция Российской Федерации (статьи 2, 7 и 41) исходит из того, что жизнь и здоровье человека - высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а потому забота об их сохранении и укреплении образует одну из основополагающих конституционных обязанностей государства.
Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан, санитарно-гигиенического просвещения населения и пропаганды здорового образа жизни.
Согласно пункту 1 статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) могут быть введены, в том числе на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3 статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ) к чрезвычайной ситуации отнесено, в том числе, распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийное или иное бедствие, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Под предупреждением чрезвычайных ситуаций в силу этой же статьи Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Исходя из положений части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (пункт "а") и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт "у"), а также с учётом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы её возникновения, во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт "ф").
В силу положений статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно подпункту "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 и предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
30 января 2020 года Всемирная организация здравоохранения присвоила эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения. 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения, оценив ситуацию с распространением коронавируса COVID-19, объявила пандемию (распространение нового заболевания в мировых масштабах).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 утверждён перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, с 11 февраля 2020 года в этот перечень заболеваний включена новая коронавирусная инфекция.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", а также постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 года N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", от 13 марта 2020 года N 6 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019", от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" и от 30 марта 2020 года N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции, обеспечивают разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мер в субъекте Российской Федерации, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
По состоянию на сентябрь 2022 года на территории Приморского края действовало постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" (далее - постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг), которым с 19 марта 2020 года на территории Приморского края был введён режим повышенной готовности, при этом согласно пункту 1.1 данного постановления на территории края временно приостанавливалось проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, выставочных, просветительских, рекламных, иных аналогичных мероприятий с очным присутствием граждан (за исключением проведения мероприятий, посвященных празднованию 1 мая (Праздника Весны и Труда), годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, а также мероприятий Восточного экономического форума), а также оказание соответствующих услуг, в том числе в ночных клубах, танцевальных залах, барах, иных развлекательных и досуговых заведениях и в иных местах массового посещения граждан, за исключением: деятельности театров, кинотеатров (кинозалов), иных организаций культуры; зоопарков при соблюдении ими санитарно-эпидемиологических требований; проведения экскурсий.
Кроме того, постановлением Губернатора Приморского края от 16 июля 2022 года N 65-пг "О введении на территории Приморского края режима чрезвычайной ситуации регионального характера" (в редакции постановления Губернатора Приморского края от 8 сентября 2022 года N 77-пг) в пределах границ ряда территорий Приморского края, включая территориальные границы Находкинского городского округа Приморского края, был введён режим чрезвычайной ситуации регионального характера для ликвидации последствий стихийных бедствий, вызванных проливными дождями.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, 1 сентября 2022 года в Администрацию поступило уведомление организатора проведения публичного мероприятия - ФИО4 о проведении 17 сентября 2022 года митинга "ПРОТИВ химических заводов НЗМУ в Находке и ТОР "Находка", место проведения публичного мероприятия: площадь Красных Партизан в городе Находке, время проведения: с 11 часов 30 минут до 14 часов 00 минут, планируемое количество участников: 499 человек.
По результатам рассмотрения данного уведомления заместителем главы Администрации ФИО1 письмом от 2 сентября 2022 года N 1737-з со ссылкой на постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг административному истцу сообщено о введении на территории Приморского края режима повышенной готовности и принимаемых мерах по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции, которые включают в себя приостановление проведения досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных аналогичных мероприятий с очным присутствием граждан. Поскольку митинг предполагает массовое присутствие граждан, учитывая необходимость соблюдения установленных ограничений, Администрация не согласовала ФИО4 проведение соответствующего публичного мероприятия, предложив административному истцу подать уведомление после снятия режима повышенной готовности.
Дополнительно 14 сентября 2022 года за исходящим N 1737-з за подписью заместителя главы Администрации ФИО1 административному истцу направлено сообщение, в котором, помимо ссылки на постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг, имелась ссылка на введение на территории Находкинского городского округа режима чрезвычайной ситуации, в результате чего не может быть обеспечена безопасность участников публичного мероприятия при его проведении. При таких обстоятельствах, орган местного самоуправления предлагал ФИО4, как организатору публичного мероприятия, изменить время его проведения (после снятия всех установленных ограничений).
Аналогичные по содержанию сообщения от 15 сентября 2022 года за исходящими NN 1851-з, N 1852-з за подписью заместителя главы Администрации ФИО1 направлены ФИО4 на её уведомления от 13 сентября 2022 года о проведении 24 и 25 сентября 2022 года публичных мероприятий в форме митингов "ПРОТИВ химического завода НЗМУ в ТОР "Находка" и АЭС - атомной электростанции на юге Приморского края России".
Кроме того, 15 сентября 2022 года в ОМВД России по г. Находке заместителем руководителя аппарата Администрации ФИО2 направлялась информация (исходящий N 1-31-5408) о том, что на уведомления ФИО4 о проведении 17, 24 и 25 сентября 2022 года публичных мероприятий в форме митингов Администрацией даны ответы; в случае проведения соответствующих митингов Администрация просила ОМВД России по г. Находке принять меры реагирования в отношении их организатора.
Несмотря на полученные из Администрации уведомления, административный истец 17 сентября 2022 года начал проведение организованного им публичного мероприятия, в ходе которого должностное лицо Администрации - ФИО8 сообщил участникам митинга о том, что его проведение не согласовано органом местного самоуправления, о чём организатору проведения публичного мероприятия - ФИО4 было заранее известно.
Разрешая заявленные административные исковые требования, Находкинский городской суд Приморского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, проанализировав положения Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ, Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, Федерального закона 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, постановления Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг, постановления Администрации от 7 сентября 2022 года N 1292 "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Находкинского городского округа", оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что поскольку в сентябре 2022 года на территории Приморского края действовали ограничительные меры, связанные с введением режима повышенной готовности в целях предотвращения распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), с введением режима чрезвычайной ситуации для ликвидации последствий стихийных бедствий, Администрация обосновано, руководствуясь частью 6 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ, предложила ФИО4 перенести проведение публичных мероприятий, запланированных на 17, 24 и 25 сентября 2022 года, на иное время (после снятия всех установленных ограничений). В целях защиты жизни и здоровья неопределённого круга лиц Администрация была вправе проинформировать ОМВД России по г. Находке о возможном проведении ФИО4 публичных мероприятий в форме митингов 17, 24 и 25 сентября 2022 года, а также сообщить участникам митинга, состоявшегося 17 сентября 2022 года, о том, что его проведение не согласовано органом местного самоуправления.
Соответствующие выводы судов первой и апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемых решения и апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, а также надлежащей оценке имеющихся в административном деле доказательств.
Суды нижестоящих инстанций обоснованно указали на то, что орган местного самоуправления в условиях введения на территории края ограничительных мер был обязан направить организатору публичного мероприятия предложение об изменении даты его проведения.
Само по себе желание ФИО4 в любом случае провести публичное мероприятие 17 сентября 2022 года, несмотря на то, что безопасность его участников не могла быть обеспечена, не свидетельствует о незаконности принятых административными ответчиками решений (совершённых действий).
Из анализа содержания статей 218, 227 КАС РФ следует, что для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам; нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В данном случае необходимая совокупность таких условий отсутствует.
Ссылки в кассационной жалобы на то, что Администрация не предложила административному истцу другое время проведения митингов, не принимаются судебной коллегий суда кассационной инстанции, поскольку срок ограничений, введённых на территории Приморского края, включая Находкинский городской округ Приморского края, не был определён, в связи с чем, орган местного самоуправления не мог предложить организатору иное время проведения публичных мероприятий. В то же время, Администрация обоснованно предложила ФИО4 подать уведомление о проведении митинга после снятия установленных ограничений.
Указание в кассационной жалобе на необоснованное применение судом первой инстанции положений части 4 статьи 219 КАС РФ не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку соответствующие выводы о пропуске административным истцом десятидневного срока на обращение в суд не являлись единственным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований, которые были рассмотрены по существу и правомерно оставлены без удовлетворения.
Иные доводы кассационной жалобы о том, что постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг не содержало запрета на проведение митингов, что угроза жизни, здоровью и безопасности участников публичного мероприятия отсутствовала, что Администрация фактически незаконно запретила проведение митингов, - воспроизводят позицию административного истца, которая приводилась им ранее в судах первой и апелляционной инстанций; эти доводы не опровергают верных выводов судов, изложенных в обжалуемых судебных актах, поскольку по существу они сводятся к субъективной переоценке имеющихся в деле доказательств, а также к неверному толкованию положений действующего законодательства, что в силу положений частей 2 и 3 статьи 328, частей 2 и 3 статьи 329 КАС РФ не может являться основанием для отмены либо изменения решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает, что, разрешая спор, суды нижестоящих инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку и постановили законные и обоснованные решение и апелляционное определение. Выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на оценке исследованных доказательств и верном применении норм материального и процессуального права. Оснований для отмены либо изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Находкинского городского суда Приморского края от 10 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 22 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО4 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.