Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 5 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 12 апреля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к начальнику отделения - старшему судебному приставу отделения судебных приставов по Центральному району города Хабаровска Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО2, отделению судебных приставов по Центральному району города Хабаровска Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением к отделению судебных приставов по Центральному району города Хабаровска Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - ОСП по Центральному району г. Хабаровска), в котором просил:
- признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в необъективном рассмотрении его обращения от 27 августа 2023 года о привлечении к административной ответственности акционерного общества " "данные изъяты"") по статье 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за неисполнение банком в установленный срок судебного приказа о взыскании денежных средств с ФИО5;
- признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в отсутствии действий, направленных на получение необходимых для рассмотрения указанного выше обращения документов и материалов;
- признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в отсутствии принятых мер, направленных на восстановление и защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца;
- признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не предоставлении ответа на поставленные в обращении вопросы;
- возложить на ОСП по Центральному району г. Хабаровска обязанность устранить в полном объёме допущенное нарушение прав административного истца путём повторного рассмотрения обращения ФИО1 от 27 августа 2023 года.
Определением судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 16 октября 2023 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: начальник отделения - старший судебный пристав ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФИО2, Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - ГУФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО).
Решением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 5 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 12 апреля 2024 года, в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 было отказано.
29 мая 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная через Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края 15 апреля 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 3 июня 2024 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 5 декабря 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 12 апреля 2024 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Статьёй 360 КАС РФ, частью 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ) предусмотрено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ, то есть в порядке производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями.
Из содержания части 5.1 статьи 64.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ следует, что в случае поступления заявления, ходатайства, не содержащих просьб о совершении конкретных исполнительных действий, применении мер принудительного исполнения в рамках исполнительного производства, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает их в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ).
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ предусмотрено, что по общему правилу письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по результатам рассмотрения обращения гражданина дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10 указанного Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, 27 августа 2023 года ФИО1 подал в электронной форме в ГУФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО заявление, в котором просил привлечь АО " "данные изъяты"" к административной ответственности по статье 17.14 КоАП РФ, поскольку банк с 4 августа 2023 года не исполняет требования судебного приказа о взыскании задолженности с ФИО5, несмотря на наличие денежных средств на счетах должника.
26 сентября 2023 года начальник отделения - старший судебный пристав ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФИО2 дал ответ административному истцу на его заявление, в котором указал, что для установления наличия в действиях АО " "данные изъяты"" состава административного правонарушения ФИО1 необходимо представить в подразделение службы судебных приставов документы, подтверждающие получение банком исполнительного документа.
Судебные приказы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ отнесены к числу исполнительных документов.
Из содержания части 1 статьи 8 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ следует, что исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.
Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются: реквизиты банковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, или его казначейского счёта, на которые следует перечислить взысканные денежные средства; фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина; наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, адрес взыскателя - юридического лица (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).
Частью 5 статьи 8 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ предусмотрено, что банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, исполняет содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств или об их аресте с учётом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 114 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ в случае неисполнения в установленный данным Федеральным законом срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, при наличии денежных средств на указанных счетах судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении в порядке, установленном статьёй 28.2 КоАП РФ.
В силу пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 КоАП РФ).
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения КоАП РФ, Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что заявление ФИО1 от 27 августа 2023 года было рассмотрено уполномоченным должностным лицом подразделения службы судебных приставов в установленном законом порядке и сроки. Содержание ответа от 26 сентября 2023 года на указанное заявление положениям действующего законодательства не противоречит, прав и охраняемых законом интересов административного истца не нарушает. Поскольку ФИО1 не предоставил в подразделение службы судебных приставов доказательств предъявления им в АО " "данные изъяты"" судебного приказа, у начальника отделения - старший судебный пристав ОСП по Центральному району г. Хабаровска отсутствовали основания для составления в отношении банка протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.14 КоАП РФ.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов нижестоящих инстанций, изложенными в решении и апелляционном определении, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах, на исследованных доказательствах и правильном применении норм материального и процессуального права.
В данном случае именно административный истец должен предоставить доказательства направления им судебного приказа в АО " "данные изъяты"", в свою очередь, наличие либо отсутствие таких доказательств определяет наличие либо отсутствие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.14 КоАП РФ (неисполнение банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника).
Следовательно, изложенное в ответе начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФИО2 от 26 сентября 2023 года разъяснение ФИО1 о том, что для установления состава административного правонарушения в действиях АО " "данные изъяты"" административному истцу необходимо представить в подразделение службы судебных приставов документы, подтверждающие получение банком исполнительного документа, согласуется с положениями статей 8, 114 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, а также нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как верно указали суды первой и апелляционной инстанций, приведённой совокупности условий при разрешении настоящего административного спора не установлено, незаконного бездействия при рассмотрении заявления административного истца со стороны административных ответчиков не допущено, в связи с чем суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 административных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о непривлечении судом первой инстанции к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица прокуратуры города Хабаровска, которая проводила проверку по жалобе ФИО1 на бездействие ОСП по Центральному району г. Хабаровска, не могут свидетельствовать о допущенных по делу существенных нарушениях норм процессуального права, поскольку обжалуемые судебные акты не могут повлиять на права или обязанности прокуратуры города Хабаровска по отношению к одной из сторон по делу, тогда как в силу части 2 статьи 47 КАС РФ это обстоятельство является необходимым условием для привлечения к участию в административном деле заинтересованного лица.
Иные доводы кассационной жалобы административного истца не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении заявленных административных исковых требований, а также имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций верно, нарушений при применении норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 5 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 12 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.