Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО3 на решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 3 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 января 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО3 к заместителю министра жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края ФИО1, консультанту отдела реализации программы переселения из аварийного жилищного фонда управления реализации программ переселения и формирования комфортной городской среды министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края ФИО2, министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Правительству Хабаровского края о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратилась в Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением к заместителю министра жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края ФИО1, консультанту отдела реализации программы переселения из аварийного жилищного фонда управления реализации программ переселения и формирования комфортной городской среды министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края ФИО2, министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Правительству Хабаровского края, в котором просила: признать незаконным бездействие административных ответчиков по непредоставлению ответа на обращение ФИО3 от 6 февраля 2023 года по вопросу нарушения её жилищных прав участника программы по переселению из ветхого жилья администрацией города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края и прокуратурой города Комсомольска-на-Амуре; обязать министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предоставить ответ на её обращение от 6 февраля 2023 года.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 3 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 января 2024 года, в удовлетворении административных исковых требований ФИО3 было отказано.
29 мая 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная через Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края 12 мая 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о направлении дела на новое рассмотрение.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 3 июня 2024 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 3 октября 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 января 2024 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закреплённого за ним статьёй 33 Конституции Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регламентируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ).
Из содержания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ следует, что под термином "обращение" для целей применения Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу положений части 1 статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по результатам рассмотрения обращения гражданина даёт письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10 указанного Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ).
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ).
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ).
Как следует из материалов административного дела, 6 февраля 2023 года ФИО3 направила в форме электронного документа в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Хабаровскому краю жалобу на нарушение её жилищных прав, в которой просила: признать незаконным бездействие уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае ФИО6, который возлагает на неё обязанность доказывания нуждаемости в жилье; принять все необходимые действия по восстановлению её нарушенных администрацией города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края и прокуратурой города Комсомольска-на-Амуре жилищных прав; признать незаконным договор социального найма на вторичное жилое помещение - однокомнатную "адрес", заключенный с третьими лицами; обязать администрацию города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края заключить с ней договор социального найма на вторичное жилое помещение - однокомнатную "адрес", после устранения всех препятствий к вселению; провести проверку по факту грубого нарушения администрацией города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края и прокуратурой города Комсомольска-на-Амуре её жилищных прав и незаконных отказов в их восстановлении; на основании результатов проверки привлечь всех лиц, виновных в нарушении её жилищных прав, к уголовной ответственности; провести проверку по факту незаконной сдачи в наём в течение пяти лет квартиры умершего собственника ФИО7
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ заместитель руководителя отдела по приёму граждан и документационному обеспечению Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Хабаровскому краю ФИО8 сопроводительным письмом от 13 февраля 2023 года N 221-20-23/147 направила обращение ФИО3 в части вопросов, касающихся нарушения жилищных прав заявителя администрацию города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в Правительство Хабаровского края.
Указанное обращение, поступившее в Правительство Хабаровского края 17 февраля 2023 года (входящий N П27-02-1565), было передано на рассмотрение в министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
20 марта 2023 года письмом N М27-02-349-631 за подписью заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края ФИО1 административному истцу было сообщено о продлении срока рассмотрения его обращения до 16 апреля 2023 года на основании части 2 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ в связи с необходимостью получения дополнительной информации из администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
17 апреля 2023 года за исходящим N М27-02-349-917 за подписью и.о. министра жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края ФИО1 (исполнитель - консультант отдела реализации программы переселения из аварийного жилищного фонда управления реализации программ переселения и формирования комфортной городской среды министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края ФИО2) ФИО3 дан ответ, в котором разъяснялось, что согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения городского округа. Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех и подлежат неукоснительному исполнению. Если имеется вступившее в законную силу решение суда по требованиям, обязывающим администрацию города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполнительные листы направляются в соответствующее подразделение судебных приставов по месту совершения этих действий.
Иные вопросы, указанные в обращении, не относятся к полномочиям министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края согласно Положению о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, утвержденному постановлением Правительства Хабаровского края от 6 мая 2006 года N 69-пр (далее - Положение о Министерстве). Дополнительно заявителю разъяснено, что он имеет право на обращение в суд в порядке части 1 статьи 218 КАС РФ с требованием об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если заявитель полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Судами первой и апелляционной инстанций по делу установлено, что данный ответ направлялся в адрес ФИО3 электронной почтой дважды: 17 апреля 2023 года и 18 июля 2023 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края и судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ, Положения о Министерстве, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, пришли к выводу о том, что обращение административного истца от 6 февраля 2023 года было рассмотрено министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в той части, в которой оно передавалось в Правительство Хабаровского края из Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Хабаровскому краю, с соблюдением требований действующего законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации и с учётом полномочий органов государственной власти Хабаровского края; по результатам рассмотрения обращения в соответствующей части административному истцу дан ответ в установленном законом порядке и сроки, который направлялся на электронную почту ФИО3; содержание данного ответа действующему законодательству не противоречит, прав и охраняемых законом интересов административного истца не нарушает.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведёнными выводами судов нижестоящих инстанций, изложенными в решении и апелляционном определении, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах, на исследованных доказательствах и правильном применении норм материального и процессуального права.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 5 постановления от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил, что к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделёнными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, а также нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как верно указали суды первой и апелляционной инстанций, такой совокупности условий при разрешении настоящего административного спора не установлено. Незаконного бездействия при рассмотрении заявления административного истца со стороны административных ответчиков не допущено (жалоба административного истца от 6 февраля 2023 года в части вопросов, переданных из Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Хабаровскому краю в Правительство Хабаровского края, была рассмотрена; разъясняющий ответ дан министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в установленные сроки), в связи с чем суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Указание ФИО3 в кассационной жалобе на то, что ответ и.о. министра жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края ФИО1 от 17 апреля 2023 года N М27-02-349-917 в её адрес не направлялся, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, которым суды нижестоящих инстанций дали надлежащую оценку.
Иные доводы кассационной жалобы административного истца не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении заявленных административных исковых требований либо имели бы юридическое значение для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций верно, нарушений при применении норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 3 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.