Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой А.И, судей Дубовик М.С, Власенко И.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сиянова Евгения Петровича к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности произвести единовременную выплату, по кассационной жалобе Министерства социальной защиты населения Амурской области на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 17 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 7 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Дубовик М.С, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Сиянов Е.П. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Амурской области, в обоснование требований указал, что он включен в список граждан, имеющих право на получение социальной поддержки по обеспечению жильем как ветеран боевых действий.
2 июня 2021 года истец уведомлен о необходимости обратиться с заявлением на получение мер социальной поддержки, в связи с тем, что его очередь на получение жилья наступила.
Решением Министерства социальной защиты населения Амурской области от 11 марта 2022 года истцу отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с отсутствием статуса, дающего право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем, так как удостоверение ветерана боевых действий было получено истцом после 1 января 2005 года, в связи с чем, право на меры социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем, возникло только после 1 января 2005 года, на момент признания нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки на учет 29 апреля 2004 года истец не являлся ветераном боевых действий, следовательно, обеспечить его жильем за счет средств федерального бюджета в форме социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения невозможно.
С указанным решением истец не согласен, считает его незаконным, поскольку дата получения им удостоверения ветерана боевым действий не может влиять на право получения мер социальной поддержки.
Просил суд признать решение комиссии по предоставлению социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов Министерства социальной защиты населения Амурской области от 11 марта 2022 года об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконным; признать право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 15 июня 2010 года N 310; обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области предоставить ему единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 15 июня 2010 года N 310.
Определениями Благовещенского городского суда от 19 июля 2023 года, 13 сентября 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация г. Свободного, Правительство Амурской области.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 17 октября 2023 года исковые требования удовлетворены частично. Судом постановлено:
Признать решение комиссии по предоставлению социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов Министерства социальной защиты Амурской области от 11 марта 2022 года в части отказа Сиянову Евгению Петровичу в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконным.
Признать за Сияновым Евгением Петровичем право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 15 июня 2010 года N310.
Обязать Министерство социальной защиты население Амурской области предоставить Сиянову Евгению Петровичу единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденную Постановлением Правительства Амурской области от 15 июня 2010 года N310.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 7 февраля 2024 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство социальной защиты населения Амурской области с решением суда первой инстанции и апелляционным определением не соглашается, просит отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Указывает на ошибочность вывода суда о наличии правовых оснований для получения спорной социальной выплаты, поскольку истец состоял на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий как член семьи своего отца - инвалида 2 группы. На момент постановки на учет статусом ветерана боевых действий не обладал, так как не принимал участие в контртеррористической операции; в срок до 01 января 2005 года в органы местного самоуправления с целью постановки на учет как ветеран боевых действий - не обращался. Само по себе нахождение истца в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при отсутствии необходимых условий для получения мер социальной поддержки, не дает гарантированного права на получение мер такой поддержки. На момент рассмотрения документов Сиянов Е.П. сведений, подтверждающих его постановку на учет до 01 января 2005 года, не предоставил, удостоверение ветерана боевых действий истцу выдано после 01 января 2005 года - 23 марта 2005 года, в связи с чем, право на обеспечение жилым помещением у истца не возникло
Письменные возражения на доводы кассационной жалобы не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами не допущено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствовался положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Амурской области от 18 января 2007 года N 284-ОЗ "О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области", Порядком предоставления и использования единовременной денежной выплаты, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утв. Правительством Амурской области 15 июня 2010 года N 310, исходил из того, что Сиянов Е.П. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в отсутствие удостоверения ветерана боевых действий, но при наличии документов, подтверждающих его непосредственное участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона, в связи с чем, пришел к выводу о наличии у истца права на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом "О ветеранах".
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда, согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что до 1 января 2005 года Сиянов Е.П. имел статус ветерана боевых действий, состоял на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, включен в соответствующий список как ветеран боевых действий с датой постановки на учет 19 апреля 2004 года, ранее аналогичные меры государственной поддержки на улучшение жилищных условий не получал.
Суд апелляционной инстанции также учел, что в период с 2004 г. по 2022 г. ответчик, являясь уполномоченным лицом, не оспаривал право Сиянова Е.П. на получение указанной социальной выплаты, при том, что истец действовал добросовестно.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов нижестоящих судов незаконными.
Доводы кассационной жалобы о том, что у истца отсутствовало право для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветерана боевых действий до 1 января 2005 года в связи с тем, что удостоверение, подтверждающее, что Сиянов Е.П. является ветераном боевых действий выдано ему 23 марта 2005 года, отклоняются судебной коллегией в силу следующего.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено, в том числе выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года (далее также - боевые действия).
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 г, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истец Сиянов Е.П. принимал участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона в период с 09.06.2004 г. по 06.12.2004 г, является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением от 23 марта 2005 г.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Нельзя признать обоснованными суждения в кассационной жалобе о том, что статус ветерана боевых действий подтверждается именно с момента получения соответствующего удостоверения, в отсутствие такого удостоверения у Сиянова Е.П. не могло возникнуть право на льготы и меры государственной поддержки, предусмотренные для данной категории граждан, равно как и не могло возникнуть право на постановку его на учет на улучшение жилищных условий в рамках Федерального закона "О ветеранах" до момента выдачи удостоверения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 6 декабря 2018 г. N 3107-О, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании названного Перечня. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Сиянов Е.П. данным критериям соответствует, что в дальнейшем, было подтверждено выдачей удостоверения установленного образца, которое не аннулировано и недействительным не признано.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании норм права, фактически направлены на переоценку и иное толкование заявителем доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов судов об установленных по делу обстоятельствах.
Суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций.
Кроме того, доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им в обжалуемых судебных актах дана правовая оценка.
Указание в кассационной жалобе о том, что судами не учтен порядок перечисления социальных выплат, предусмотренный пунктом 24 Порядка, утв. Правительством Амурской области 15 июня 2010 года N 310, относится к вопросу исполнения решения суда. Вопреки мнению заявителя, решение суда указанный порядок не подменяет.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 17 октября 2023 года и апелляционное определение Амурского областного суда от 7 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социальной защиты населения Амурской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.