Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой А.И, судей Дубовик М.С, Власенко И.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корсаковского городского прокурора в интересах Левиной Людмилы Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 11 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 7 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Дубовик М.С, выслушав прокурора Управления Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Корсаковский городской прокурор в интересах Левиной Л.Н. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда.
В обосновании исковых требований со ссылкой на результаты проведенной проверки соблюдения Сахалинским региональным отделением Фонда социального страхования РФ законодательства о социальной защите инвалидов указал, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации к протоколу проведения медико-социальной экспертизы N 603.2.65/2018 от 25 сентября 2018 года Левина Л.Н. должна быть обеспечена вышеперечисленными средствами реабилитации. Руководствуясь рекомендациями, отраженными в программе реабилитации, Левина Л.Н. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги по обеспечению указанными средствами реабилитации, однако в нарушение законодательства до настоящего времени требуемыми ей средствами реабилитации не обеспечена, что грубо нарушает права инвалида.
Просил возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области обязанность обеспечить Левину Л.Н. техническими средствами реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом комнатная для инвалидов и детей инвалидов (ширина сиденья: 48 см; глубина сиденья: 42 см; высота спинки: 50 см; высота подлокотника: 19 см.) 1 шт. (07-01-01); кресло-коляска с ручным приводом прогулочная для инвалидов и детей инвалидов (ширина сиденья: 48 см; глубина сиденья: 42 см; высота спинки: 50 см; высота подлокотника: 19 см.) 1 шт. (07-02-01); кресло-стул с санитарным оснащением (без колес) (ширина сиденья: 48 см; глубина сиденья: 42 см; высота сиденья: 40 см; высота спинки: 45 см; высота подлокотника: 19 см.) 1 шт. (23-01-02), взыскать компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей.
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 11 января 2024 года исковые требования удовлетворены частично. С Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области в пользу Левиной Л.Н. взыскана компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей. В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 7 марта 2024 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик с решением суда первой инстанции и апелляционным определением не соглашается, просит отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Указывает, что права на обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации не нарушены. Доказательства причинения истцу действиями (бездействием) ответчика нравственных или физических страданий, а также наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и причиненными инвалиду нравственными страданиями не представлены.
Письменные возражения на доводы кассационной жалобы не поступили.
В судебном заседании кассационного суда прокурор возражал против доводов кассационной жалобы, просил оставить судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами не допущено.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, установив, что в ходе рассмотрения дела ответчик исполнил свою обязанность по обеспечению Левиной Л.Н. необходимыми средствами реабилитации, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования о возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области обязанности по обеспечению истца техническими средствами реабилитации.
При этом, установив, что ответчик несвоевременно исполнил свою обязанность по обеспечению Левиной Л.Н. средствами реабилитации, необходимыми ей по состоянию здоровья, суд пришел к выводу о том, что отсутствие возможности пользоваться средствами реабилитации с учетом индивидуальных особенностей истца, затрагивает ее здоровье, которое относится к личным неимущественным правам гражданина и свидетельствует о причинении истцу морального вреда бездействием ответчика, а потому признал требование о взыскании с последнего в пользу истца компенсации морального вреда обоснованным.
При определении размера денежной компенсации морального вреда суд принял во внимание объем причиненных истцу нравственных страданий, степень вины ответчика, и с учетом требований разумности и справедливости определилк взысканию 5 000 рублей.
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, проверяя в пределах доводов кассационной жалобы законность оспариваемых судебных постановлений, не имеет оснований для их отмены, поскольку выводы судов основаны на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных, категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов. При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).
В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Принимая во внимание, что ответчик несвоевременно исполнил возложенные на него обязанности по предоставлению инвалиду средств реабилитации, выводы судов о взыскании в пользу истца денежной компенсации морального вреда, являются обоснованными.
Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.
При таких обстоятельствах доводы жалобы об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда несостоятельны и подлежат отклонению, поскольку непредоставлением необходимых ТСР ответчик нарушил личные неимущественные права истца.
Принимая во внимание, что доводы кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 11 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 7 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.