Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края Олесик Е.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 16 Первореченского судебного района города Владивостока Приморского края от 26 июня 2023 года и решение судьи Первореченского районного суда города Владивостока Приморского края от 16 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 16 Первореченского судебного района города Владивостока Приморского края от 26 июня 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Первореченского районного суда города Владивостока Приморского края от 16 октября 2023 года, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты".
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник юридического лица Олесик Е.А. просит отменить вступившие в законную силу судебные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения установлена частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно статье 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности: создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (пункт "ж"); создают и поддерживают в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях (пункт "п"); разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъектов Российской Федерации (пункт "т").
На основании пункта 9 Положения о системе и порядке информирования и ликвидаций чрезвычайных ситуаций, утверждённого приказом МЧС России от 26 августа 2009 года N 496, зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 октября 2009 года, в целях совершенствования системы обмена оперативной и плановой информацией МЧС России и его территориальные органы, федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключают дополнительные двусторонние соглашения, в которых определяют органы управления, на которые возлагается ведение информационного обмена, с указанием реквизитов сторон (телефоны/факсы, адреса электронной почты и т.д.) и регламент информационного обмена для организации информационного взаимодействия. В целях единого статистического учёта чрезвычайных ситуаций МЧС России устанавливает критерии информации о чрезвычайных ситуациях и направляет их через свои территориальные органы субъектам информационного обмена.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона Приморского края от 02 декабря 1999 года N 74-КЗ "О защите населения и территории Приморского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" состав органов управления, сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования Приморской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются положением о ней, утверждаемым Правительством Приморского края.
Подпунктом 2 пункта 16 Положения о Приморской территориальной подсистеме единственной государственной систем предупреждения ликвидаций чрезвычайных ситуаций, утверждённого постановлением администрации Приморского края от 16 декабря 2005 года N 282-па, установлено, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края участвует в мероприятиях по предупреждению возникновения чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера и ликвидации их последствий на территории Приморского края, в том числе: организует выполнение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в организациях, подведомственных министерству транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, и на объектах дорожно-транспортной инфраструктуры; организует транспортное обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе при эвакуации населения из зон чрезвычайной ситуации; организует взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, органами государственной власти Приморского края, органами местного самоуправления, организациями по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах дорожно-транспортной инфраструктуры; организует выполнение работ по восстановлению объектов дорожно-транспортной инфраструктуры общего пользования регионального и межмуниципального значения, разрушенных в период чрезвычайной ситуации до нормативного состояния; проводит закупки товаров, работ, услуг для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; организует управление рисками дорожно-транспортной инфраструктуры межмуниципального и регионального значения.
Как установлено по делу, в период с ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю проведена внеплановая выездная проверка Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края.
В результате проведённой проверки было выявлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут юридическим лицом - Министерством транспорта и дорожного хозяйства Приморского края по адресу: город Владивосток, улица Бородинская, дом N 12, в нарушение статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, пункта 3 статьи 9 Закона Приморского края от 02 декабря 1999 года N 74-КЗ "О защите населения и территорий Приморского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пункта 9 Положения о системе и порядке информирования и ликвидаций чрезвычайных ситуаций, утверждённого приказом МЧС России от 26 августа 2009 года N 496, зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 октября 2009 года, подпункта 2 пункта 16 Положения о Приморской территориальной подсистеме единственной государственной систем предупреждения ликвидаций чрезвычайных ситуаций, утверждённого постановлением администрации Приморского края от 16 декабря 2005 года N 282-па:
- не организовано транспортное обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе при эвакуации населения из зон чрезвычайной ситуаций, а именно: отсутствуют договорные отношения (соглашения) с перевозчиками, осуществляющими перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршруту регулярных перевозок пригородного и межмуниципального сообщения Приморского края (иными организациями) и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, в которых должен быть определён порядок применения транспортных средств в целях эвакуации людей из зон чрезвычайных ситуаций;
- не организованно взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, органами государственной власти Приморского края по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций, а именно: не заключено актуальное соглашение между Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Приморского края об осуществлении информационного обмена и взаимодействия при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Приморского края административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьёй 26.1 указанного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая решения, судебные инстанции учли, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств, правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки судей нижестоящих инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу с учётом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 16 Первореченского судебного района города Владивостока Приморского края от 26 июня 2023 года и решение судьи Первореченского районного суда города Владивостока Приморского края от 16 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, оставить без изменения, жалобу защитника юридического лица Олесик Е.А. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края нарушило требования законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций, не организовав транспортное обеспечение для эвакуации. В результате, министерство было привлечено к административной ответственности и оштрафовано. Судебные инстанции подтвердили законность привлечения к ответственности, отклонив доводы о незаконности решений нижестоящих судов.