Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Виноградова О.Н., рассмотрев жалобу директора филиала ФКУ ДСД "Дальний Восток" ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 26 Сахалинской области от 11 августа 2023 года, решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 27 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора филиала ФКУ "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" в городе ФИО2 ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 26 Сахалинской области от 11 августа 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 27 октября 2023 года, директор филиала ФКУ ДСД "Дальний Восток" ФИО2 А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, директор филиала ФКУ ДСД "Дальний Восток" ФИО2 А.М. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ (здесь и далее нормы приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения относится приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - Федеральный закона N 257-ФЗ).
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения).
Согласно пункту 13 Основных положений должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в частности содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
"ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее - ГОСТ Р 50597-2017), утвержденным приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст, установлены требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Поименованный национальный стандарт в силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", включен в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 года N 2438-р.
Согласно пункту 3.2 Устава ФКУ ДСД "Дальний Восток" предметом его деятельности является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за ФКУ ДСД "Дальний Восток" на праве оперативного ведения.
Материалами дела установлено, что 19 мая 2023 года проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильной дороги А-393 " ФИО2 ФИО5", в ходе которой выявлено, что филиал ФКУ ДСД "Дальний Восток" в городе Южно-Сахалинске, будучи ответственным за содержание указанной автодороги, в нарушении п. 13 Основный положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, не обеспечил содержание участков указанной автодороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, что угрожало безопасности дорожного движения при пользовании указанной автодорогой, а именно: в нарушение ГОСТов Р 50597-2017 и Р 52766-2007 допустил частичное разрушение пешеходных дорожек и отсутствие пешеходного ограждения на участке "адрес" не оборудовал автобусную остановку села "адрес" на участке "адрес" тротуарами (пешеходными дорожками) и пешеходными ограждениями, не оборудовал остановочный "адрес" тротуарами (пешеходными дорожками), пешеходными ограждениями, посадочной площадкой и автопавильоном, а также не оборудовал пешеходный переход на указанном участке дороги освещением.
Факт совершения должностным лицом ФИО2 А.М. вмененного административного правонарушения, правильно квалифицированного по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ, и вина в его совершении подтверждены представленными в дело доказательствами, полный перечень которых приведен в судебных актах в соответствии с материалами дела.
Все исследованные доказательства получили оценку судей обеих судебных инстанций на предмет допустимости, достоверности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ и являются достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности должностного лица в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Положения статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судебными инстанциями установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Выводы о виновности должностного лица ФИО2 А.М. в совершении вмененного административного правонарушения мотивированы со ссылками на непосредственно исследованные доказательства и повторяющимися доводами заявителя не опровергаются.
Довод жалобы о необоснованности признания должностного лица ответственным за содержание дорог федерального значения, не влечет отмену обжалуемых судебных актов.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожного сооружения.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта административного правонарушения, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
Иные доводы жалобы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки судей нижестоящих инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение их законность.
Существенных нарушений предусмотренных КоАП РФ процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судебными инстанциями не допущено.
Наличие в действиях ФИО2 А.М. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ полно подтверждено исследованными материалами дела и сомнений не вызывает.
Оснований по доводам жалобы признать, что по делу судами были неверно установлены обстоятельства административного правонарушения, либо существенно нарушены процессуальные нормы, не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 26 Сахалинской области от 11 августа 2023 года, решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 27 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора филиала ФКУ "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" в городе Южно-Сахалинске ФИО1 - оставить без изменения, жалобу директора филиала ФКУ ДСД "Дальний Восток" ФИО1 - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции О.Н. Виноградова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения должностного лица к административной ответственности за несоблюдение требований безопасности дорожного движения при эксплуатации дороги, что создало угрозу для участников движения. Судебные инстанции установили наличие состава правонарушения и обоснованность наложенного штрафа, отклонив доводы жалобы о необоснованности признания вины.