Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Бутырина А.В, Войтко С.Н, при секретаре Дайс А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению Ж.В. к Правительству Республики Бурятия об оспаривании в части нормативного правового акта с апелляционными жалобами представителей административного истца Ж.В. - В.Л, заинтересованного лица Л.А. - В.В. на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 22 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, объяснения представителя административного истца Ж.В. - В.Л, представителя административного ответчика Правительства Республики Бурятия Т.Ю, представителей заинтересованных лиц Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Б.Н, Государственного казенного учреждения Республики Бурятия "Управление комплексного развития территорий Республики Бурятия" Л.В, Ж.Б, администрации города Улан-Удэ Буш М.П, С.Н. - Е.В,, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ж.В. обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Бурятия от 12 октября 2023 года N 617 "О решении о комплексном развитии территории жилой застройки центральной части города Улан-Удэ" в части позиции N 199 Приложения N 2 "Перечень объектов капитального строительства, расположенных в границах территории, подлежащей комплексному развитию территорий жилой застройки центральной части города Улан-Удэ, в том числе перечень объектов капитального строительства, подлежащих сносу, реконструкции или сохранению, включая многоквартирные дома" о включении объекта недвижимости с кадастровым номером N и его сносе, а также в части Приложения N 1 "Границы территории подлежащей комплексному развитию территории жилой застройки центральной части города Улан-Удэ" в связи с включением земельного участка с кадастровым номером N, на котором размещен объект недвижимости N.
В обоснование заявленных требований указано на нарушение порядка принятия нормативного правового акта в части включения, принадлежащего Ж.В. на праве собственности объекта недвижимости с кадастровым номером N в перечень объектов, подлежащих сносу. Административный истец полагает, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта со стороны Правительства Республики Бурятия и подведомственных органов усматривается злоупотребление правом при включении спорного объекта недвижимости в комплексную застройку центральной части города Улан-Удэ и в последующем сноса данного объекта. Считает, что включение данного объекта в комплексную застройку противоречит нормам материального права, принято в отсутствие технико-экономического, экспертного строительно-технического обоснования, расчета экологического ущерба от сноса объекта, а также в отсутствие документов, подтверждающих необходимость изъятия, сноса и/или использования объекта в комплексном развитии жилой застройки. Кроме того, административный истец ссылается на нарушение прав собственников, инвесторов и участников долевого строительства на проведение общего собрания и принятия решения об исключении спорного объекта недвижимости из границ комплексного развития жилой застройки.
Определением суда от 01 декабря 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Государственное казенное учреждение Республики Бурятия "Управление комплексного развития территорий Республики Бурятия", администрация города Улан-Удэ, общество с ограниченной ответственностью "Пчеловодство Бурятии", Л.А, С.Н.
Определением суда от 11 января 2024 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены В.М, В.Б, Н.Р.
Решением Верховного суда Республики Бурятия от 22 февраля 2024 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца, полагая решение суда незаконным, принятым с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано на несоблюдение административным ответчиком процедуры, порядка принятия и опубликования оспариваемого нормативного правого акта.
Отмечает, что в силу части 3 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации к обязательным условиям включения земельных участков с расположенными на них объектами недвижимого имущества нежилого назначения в границы комплексного развития территории жилой застройки является расположение таких объектов недвижимого имущества совместно с многоквартирными домами, перечисленными в части 2 этой же статьи, в границах одного элемента планировочной структуры.
В границах элемента планировочной структуры - квартала, в который входит принадлежащий истцу объект недвижимости, таких многоквартирных домов нет, что подтверждается письменным заключением кадастрового инженера. В этой связи, спорный объект поименован в оспариваемом нормативном правовом акте неправомерно, как и условие о его сносе, которое подлежит принятию с учетом норм гражданского законодательства.
Апеллянт считает, что к спорным правоотношениям необходимо применять нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 44-48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По мнению стороны административного истца, аспоряжение Администрации города Улан-Удэ от 31 января 2023 года N 59-р, которым были внесены изменения в проект планировки центральной части города Улан-Удэ, не может быть приято во внимание, так как данный правовой акт не был обнародован в установленном порядке. Указанное распоряжение на страницах 44-68 Муниципального вестника города Улан-Удэ N 4/2 от 03 февраля 2023 года не имеет обязательных реквизитов и подписей и.о. мэра города Улан-Удэ, геодезических данных, а картографические материалы непронумерованных приложений не читаемы. В этой связи, вывод суда первой инстанции о том, что документация о планировке территории и ее правомерность не подлежат правовой оценке, противоречит принципам законности и справедливости при рассмотрении административных дел и является юридически значимым обстоятельством по делу.
Наряду с этим, указанное распоряжение нарушает пункт 7.20 Свода правил СП 476.1325800.2020 "Территория городских сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов", в котором содержатся основные (обязательные) требования к планировке, застройке и благоустройству, а также проектированию новой и комплексной реконструкции сложившейся застройки жилых микрорайонов городских округов, однако указанные требования не были соблюдены, в связи с чем, административный ответчик не мог руководствоваться данным распоряжением при принятии оспариваемого в настоящем деле нормативного правового акта.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Л.А, поддерживая позицию административного истца, просит отменить состоявшийся судебный акт и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование доводов жалобы указывает, что судом первой инстанции применено неподлежащее применению распоряжение Администрации города Улан-Удэ от 31 января 2023 года N 59-р, поскольку оно не было опубликовано на официальном сайте администрации города. Внесенные изменения в проект планировки центральной части города были опубликованы в черно-белом варианте и мелким нечитаемым шрифтом в Муниципальном вестнике. Данное распоряжение не отвечает требованиям Свода правил СП 476.1325800.2020 "Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов".
Судом не дана оценка тому факту, что в измененном проекте планировки центральной части города не отражены проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, что противоречит подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В этой связи, апеллянт полагает, что судом первой инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на принятие незаконного решения.
В письменных возражениях Прокуратура Республики Бурятия, Правительство Республики Бурятия, Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Государственное казенное учреждение Республики Бурятия "Управление комплексного развития территорий Республики Бурятия" выражают мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов апелляционных жалоб.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу (части 1 и 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 статьи 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относится принятие решений о комплексном развитии территорий в случаях, предусмотренных настоящим кодексом.
Аналогичные положения закреплены в пункте 74 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 2 части 2 статьи 66 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о комплексном развитии территории принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях, если реализация решения о комплексном развитии территории будет осуществляться с привлечением средств бюджета такого субъекта Российской Федерации, и если реализация решения о комплексном развитии территории будет осуществляться юридическим лицом, определенным субъектом Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 22 мая 2019 года N 270-р утвержден План социального развития центров экономического роста Республики Бурятия. Согласно Приложению N 1 к указанному плану определены мероприятия, источником финансирования которых являются средства иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий Плана социального развития центров экономического роста Республики Бурятия, в перечень которых входят мероприятия по реализации мастер-плана развития города Улан-Удэ. В частности, на финансирование данных мероприятий выделяются средства консолидированного бюджета субъекта в размере 5808, 08 тыс. руб.
Правительством Республики Бурятия 12 октября 2023 года принято оспариваемое административным истцом постановление N 617 "О решении о комплексном развитии территории жилой застройки центральной части города Улан-Удэ" (далее - Постановление N 617).
Согласно пункту 12 Постановления N 617 юридическому лицу, заключившему договор о комплексном развитии территории жилой застройки центральной части города Улан-Удэ, предусмотрена субсидия на финансовое обеспечение реализации мероприятий по принятым решениям о комплексном развитии территории в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Бурятия, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с законом Республики Бурятия о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Пунктами 8-10 Постановления N 617 определено, что реализация решения о комплексном развитии территории осуществляется Правительством Республики Бурятия в лице ее исполнительных органов. Им же по результатам торгов определяется юридическое лицо, которое будет осуществлять комплексное развитие территории жилой застройки центральной части города Улан-Удэ. В частности, проведение торгов поручено Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
В соответствии с положениями Регламента Правительства Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 июля 2009 года N 297 проекты актов Правительства, имеющие нормативный характер, затрагивающие права и обязанности неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, оформляются в виде постановлений.
Статьей 4 Закона Республики Бурятия "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Бурятия, актов Главы Республики Бурятия, Народного Хурала Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, договоров и соглашений Республики Бурятия, решений судов по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов" от 26 октября 1994 года N 47-1 определено, что официальным опубликованием нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия является их размещение на официальном сайте Правительства Республики Бурятия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте www.egov-buryatia.ru.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что оспариваемый нормативный правовой акт официально опубликован в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте www.egov-buryatia.ru 12 октября 2023 года.
Проанализировав положения пунктов 1, 3, 34 статьи 1, пунктов 1, 2 статьи 2, части 1 статьи 4, части 1 статьи 64, частей 1-3 статьи 65, частей 1, 2, 5, 6 статьи 66, части 1 статьи 67 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Республики Бурятия от 26 августа 2021 года N 482 "О некоторых вопросах комплексного развития территории в Республике Бурятия", а также представленные в материалы дела доказательства соблюдения административным ответчиком процедуры принятия нормативного правового акта и его обнародования, республиканский суд, вопреки утверждению апеллянтов, сделал правильный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в надлежащей форме, с соблюдением порядка его принятия и опубликования. Позиция суда подробно и аргументированно изложена в решении, оснований с ней не согласиться судебная коллегия не находит.
Из материалов дела следует, что административный истец Ж.В. является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером N, который расположен на земельном участке с кадастровым номером N.
04 декабря 2020 года между Комитетом по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ и Ж.В. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в государственной собственности, сроком до 03 декабря 2023 года для завершения строительства гостиничного комплекса.
Оспариваемым Постановлением N 617 принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки центральной части города Улан-Удэ в границах территории согласно Приложению N 1 к данному постановлению, а также утвержден Перечень объектов капитального строительства, расположенных в границах территории, подлежащей комплексному развитию территории жилой застройки центральной части города Улан-Удэ, в том числе перечень объектов капитального строительства, подлежащих сносу, реконструкции или сохранению, включая многоквартирные дома, согласно Приложению N 2 к Постановлению N 617.
Судом установлено, что указанные земельный участок и спорный объект незавершенного строительства находятся в границах территории, подлежащей комплексному развитию на основании оспариваемого Постановления N 617.
Частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Согласно пункт 7 части 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в случае, если планируется осуществление комплексного развития территории.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории включает, в том числе, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры.
Из пункта 35 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что к элементам планировочной структуры относятся часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти
Конкретные виды элементов планировочной структуры установлены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 года N 738/пр.
Согласно части 1 статьи 41.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
На основании части 5.1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке устанавливаются территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, в случае планирования осуществления такой деятельности. Границы таких территорий устанавливаются по границам одной или нескольких территориальных зон и могут отображаться на отдельной карте.
Если иное не предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, решение о комплексном развитии территории может быть принято в отношении территории, которая в соответствии с правилами землепользования и застройки на дату принятия указанного решения не определена в качестве такой территории, либо в отношении территории, границы которой не совпадают с границами территории, указанной в правилах землепользования и застройки в качестве территории, в отношении которой допускается осуществление деятельности по ее комплексному развитию (часть 5.2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В целях выделения элементов планировочной структуры, осуществляется подготовка документации по планировке и межеванию территории (часть 1 статьи 41, часть 1 статьи 42, часть 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 1 части 3 статьи 42, пунктами 1, 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах планировки, отображаются, в том числе красные линии, которые согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории, а также границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры.
Проекты планировки и межевания территории размещаются на официальных сайтах муниципальных образований (часть 16 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии пунктами 3.4, 3.6 Положения о порядке подготовки и утверждения документации по планировке территории, порядке внесения изменений в такую документацию, порядке отмены такой документации или ее отдельных частей, порядке признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению на территории городского округа "город Улан-Удэ", утвержденного постановлением Администрации города Улан-Удэ от 15 октября 2015 года N 283, решение о об утверждении документации по планировке территории принимается в форме распоряжения Администрации города Улан-Удэ.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Администрации города Улан-Удэ от 24 апреля 2012 года N 490-р утвержден проект планировки центральной части города Улан-Удэ, включая комплексную реконструкцию и регенерацию исторической зоны центра города.
Распоряжением Администрации города Улан-Удэ от 31 января 2023 года N 59-р утвержден проект о внесении изменения в проект планировки центральной части города Улан-Удэ, включая комплексную реконструкцию и регенерацию исторической зоны центра города, утвержденный распоряжением Администрации города Улан-Удэ от 24 апреля 2012 года N 490-р, из которого следует, что спорный объект недвижимости, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N входит в границы существующего элемента планировочной структуры, в котором расположены многоквартирные дома признанные аварийными - по "адрес", "адрес" "адрес", "адрес" и критериальные многоквартирные дома по "адрес", "адрес" "адрес", "адрес" и "адрес".
В соответствии с частью 2 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации комплексное развитие территории жилой застройки осуществляется в отношении застроенной территории, в границах которой расположены: многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; многоквартирные дома, которые не признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и которые соответствуют критериям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Частью 3 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что в границы территории, в отношении которой принимается решение о комплексном развитии территории жилой застройки, могут быть включены земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, не указанные в части 2 настоящей статьи, при условии, что такие земельные участки и (или) объекты недвижимого имущества расположены в границах элемента планировочной структуры поселения, муниципального округа, городского округа (за исключением района), в котором расположены многоквартирные дома, указанные в части 2 настоящей статьи.
При таком положении, вопреки утверждению апеллянтов, вывод суда первой инстанции о том, что спорный объект недвижимости в силу требований части 3 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации правомерно включен в границы территории, подлежащей комплексному развитию территорий жилой застройки центральной части города Улан-Удэ, является верным.
Доводам стороны административного истца и заинтересованных лиц относительно того, что распоряжение Администрации города Улан-Удэ от 31 января 2023 года N 59-р не подлежит применению в настоящем административном деле, при принятии оспариваемого нормативного правового акта не учитывалось мнение собственника и иных владельцев объекта незавершенного строительства, а также о необходимости применения к спорным правоотношениям норм гражданского и жилищного законодательства, республиканским судом дана надлежащая правовая оценка, с приведением убедительной аргументации, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Выводы суда основаны на исследованных доказательствах, последовательны, материалам дела не противоречат.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у Верховного Суда Республики Бурятия имелись правовые основания для отказа в удовлетворении административных исковых требований, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, решение суда первой инстанции основано на анализе исследованных доказательств, мотивированно, соответствует материалам административного дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 22 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей административного истца Ж.В. - В.Л, заинтересованного лица Л.А. - В.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Верховный Суд Республики Бурятия.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 03 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.