Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Роженцевой Ю.В, Бутырина А.В, при секретаре Ворсиной А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-31/2024 по административному исковому заявлению Жидяевой Н.И. о признании нормативного правового акта недействующим
с апелляционной жалобой Жидяевой Н.И. на решение Красноярского краевого суда от 27 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, объяснения административного истца Жидяевой Н.И, возражения представителя министерства тарифной политики Красноярского края Морозова А.М, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Жидяева Н.И. обратилась в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа министерства тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство, орган регулирования, тарифный орган) от 4 декабря 2023 года N 849-в "Об установлении тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Красноярская сетевая компания" ("данные изъяты")" (далее - Приказ N 849-в), которым установлены тарифы на питьевую воду для потребителей Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края. В обоснование заявленных требований (с учетом уточнений) указала, что является жителем поселка Элита, ее дом подключен к централизованной сети водоснабжения. Вода, поставляемая абонентам указанного поселка до 1 июля 2023 года ООО "Красноярская Сетевая Компания", а с 1 июля 2023 года - ООО "Агрофермер", является по своим характеристикам технической водой для использования на бытовые нужды и не соответствует требованиям, предъявляемым для питьевой воды, надлежащая водоочистка и водоподготовка ресурсоснабжающей организацией не производится. Емельяновский район включает несколько населенных пунктов (поселок Элита, деревни Минино и Бугачево), не имеющих технологически связанных между собой систем холодного водоснабжения, объемы и качество добываемой холодной воды в них различно. Вместе с тем Министерство не применило дифференциацию тарифов, предусмотренную главой VIII.II Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э, что привело к установлению необоснованных тарифов на питьевую воду и нарушению прав и интересов административного истца как потребителя.
Решением Красноярского краевого суда от 27 февраля 2024 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Жидяева Н.И, полагая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Приводя в обоснование доводов жалобы доводы административного иска, выражает несогласие с выводами суда о том, что ее заявление основано исключительно на несоответствии качества поставляемой питьевой воды установленным требованиям. Полагает, что представленное ООО "Агрофермер" в суд заключение эксперта ФБУ "Г" о соответствии отобранной на проверку воды требованиям СанПиН 1.2.3685-21 не является доказательством, что вода является питьевой и безопасной для человека. Таким доказательством, по мнению апеллянта, может являться только санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие поставляемой потребителям поселка Элита воды требованиям СанПиН, которого в материалах дела не имеется, а в его истребовании судом было необоснованно отказано. Кроме того, полагает, что судом не дана правовая оценка ответу и заключению прокуратуры Красноярского края от 9 октября 2023 года на обращение административного истца, согласно которым населению мкрн. Северный (Видный) поселка Элита Емельяновского района Красноярского края поставляется техническая вода, обязанность по обеспечению населения чистой питьевой водой администрацией Элитовского сельсовета не исполнена.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов министерством тарифной политики Красноярского края и ООО "Красноярская сетевая компания" представлены письменные возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Жидяева Н.И. доводы апелляционной жалобы поддержала. Представитель министерства тарифной политики Красноярского края Морозов А.М. возражал против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения осуществляется на основании Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1, пунктом 3.15 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 3 июля 2018 года 380-п, Министерство является исполнительным органом Красноярского края, который устанавливает тарифы в сфере водоснабжения.
В силу части 6 статьи 32 Закона о водоснабжении тарифы в сфере водоснабжения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды установленным требованиям, и иных критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. При установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются экономически обоснованные расходы, понесенные организациями, осуществляющими холодное водоснабжение, в истекшем периоде регулирования, не учтенные при установлении тарифов, а также результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Основ ценообразования после определения органами местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает для гарантирующей организации - тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду и тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам отдельные виды услуг, предусмотренные пунктом 4 настоящего документа.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Емельяновского района от 9 июня 2023 года N 9 и постановлением администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 9 июня 2023 года N 225 гарантирующей организацией, обеспечивающей холодное водоснабжение на территории поселка Элита, определено ООО "Агрофермер".
Ранее статус гарантирующей организации был закреплен за ООО "Красноярская Сетевая Компания", которым в целях осуществления регулируемой деятельности (питьевое водоснабжение) 30 октября 2022 года было направлено заявление об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) на территории Емельяновского района Красноярского края (поселок Элита, деревни Минино и Бугачево) на 2023 год.
При этом в материалы тарифного дела были представлены документы, подтверждающие осуществление подачи питьевой воды абонентам: расчет расходов на приобретение холодной воды; расчет тарифа на холодную воду на 2023-2025 годы; договор холодного водоснабжения от 12 апреля 2021 года N с ООО "К", договор на поставку холодной воды от 1 марта 2019 года N с ООО "Агрофермер".
Министерством по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления, расчетных и обосновывающих материалов составлено экспертное заключение по делу об установлении тарифов и 16 ноября 2022 года вынесен приказ N 891-в "Об установлении тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Красноярская Сетевая Компания" ("данные изъяты") (далее - Приказ N 891-в). Согласно пункту 2 данного приказа установленные тарифы действуют с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года.
Решением Красноярского краевого суда от 11 июля 2023 года по делу N 3а-125/2023, оставленным без изменения апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 ноября 2023 года, Приказ N 891-в признан недействующим со дня принятия, на Министерство возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим.
Во исполнение решения Красноярского краевого суда от 11 июля 2023 года Министерством принят оспариваемый Приказ N 849-в, которым установлены тарифы для потребителей ООО "Красноярская сетевая компания" на территории Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края. Срок действия тарифов - с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года.
Приказ N 849-в опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru 7 декабря 2023 года.
Как верно установлено судом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.
Пунктом 29 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды за последний отчетный год и динамики отпуска воды за последние 3 года.
Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения (пункт 24 Основ ценообразования).
К заявлению об установлении тарифов регулируемой организацией прилагаются обосновывающие материалы, предусмотренные пунктом 17 Правил регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений регулируемой организации об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в экспертном заключении органа регулирования тарифов.
Согласно пункту 28 Правил регулирования тарифов решение органа регулирования тарифов включает: а) величину тарифов с указанием применяемой календарной разбивки и применяемой дифференциации тарифов - в случае, если установление тарифов осуществляется с календарной разбивкой и дифференциацией; б) дату введения в действие тарифов, в том числе с календарной разбивкой, дату окончания действия тарифов; в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, - в случае если установление тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования.
В силу положений частей 1, 2 статьи 23 Закона о водоснабжении организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Частями 1 и 2 статьи 25 Закона о водоснабжении предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения. Производственный контроль качества питьевой воды осуществляется организацией, осуществляющей холодное водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Проанализировав приведенные нормативные положения, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что к полномочиям органа тарифного регулирования контроль за качеством поставляемой регулируемой организацией питьевой воды не относится, обязанность подавать абонентам питьевую воду надлежащего качества возложена на организацию, осуществляющую водоснабжение.
Согласно материалам дела при формировании пакета документов для установления тарифов ООО "Красноярская сетевая компания" вода прошла лабораторные испытания, что подтверждается протоколом от 8 ноября 2022 года N 01-2313, в соответствии с которым поставляемая вода является питьевой и соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее - СанПиН 1.2.3685-21).
Судом также установлено, что при установлении оспариваемых тарифов и расчете затрат по статье "расходы на холодную воду" тарифным органом были учтены расходы на покупку питьевой воды по договорам с ООО "К" и ООО "Агрофермер". Кроме того, учтены расходы по статье "контроль качества воды и сточных вод" в соответствии с договором о проведении исследования питьевой воды от 15 июня 2022 года N, заключенным ООО "Красноярская сетевая компания" с ООО "Ц", что подтверждаются заключением тарифного органа на 2023 год.
ООО "Агрофермер" после приобретения статуса гарантирующей организации также проводилось исследование качества воды, используемой в поселке Элита Емельяновского района. Согласно заключению ФБУ "Г" от 25 декабря 2023 года N вода, отобранная на насосной станции в поселке Элита, соответствует СанПиН 1.2.3685-21 по исследованным показателям для воды питьевой централизованного водоснабжения.
Согласно схеме водоснабжения и водоотведения Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края зона хозяйственно-питьевой воды поселка Элита состоит из двух частей: первая часть - зона технической воды (водозаборные сооружения из 4 скважин, насосная станция второго подъема, находящиеся в собственности и обслуживаемые ООО "Агрофермер"); вторая часть - резервуары чистой воды, находящиеся в собственности и обслуживаемые ООО "Агрофермер", повышающая насосная станция, обслуживаемая ООО "Красноярская сетевая компания", магистральные и квартальные сети мкр. Видный, магистральные и квартальные сети поселка Элита. Источником водоснабжения являются подземные воды 4 скважин, расположенных на территории Элитовского сельсовета. Вода при помощи насосов подается в резервуар чистой воды и далее посредством насосной станции в водопроводную сеть на хозяйственно-питьевые и производственные нужды. При этом, как указано в схеме, подземные воды как источник хозяйственно-питьевого водоснабжения имеют ряд преимуществ перед поверхностными источниками водоснабжения, поскольку характеризуются более высоким качеством и не требуют дорогостоящей очистки.
С учетом изложенного утверждения административного истца о том, что поставляемая населению поселка Элита вода не соответствует санитарным требованиям, является технической водой, следовательно, оспариваемые тарифы на питьевую воду установлены неправомерно, судебная коллегия находит неубедительными.
Приведенные выше заключение и протокол лабораторных исследований не оспорены и не подтверждают иное качество воды в спорный период.
Других доказательств о качестве воды стороной административного истца не представлено. Ответ прокуратуры Красноярского края от 9 октября 2023 года на обращение Жидяевой Н.И, на который ссылается апеллянт, таковым признать нельзя, приведенные в нем обстоятельства не опровергают выводы суда об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца при установлении оспариваемых тарифов на питьевую воду.
Судебная коллегия также соглашается с позицией суда, отклонившего доводы заявителя о необходимости установления дифференцированного тарифа, поскольку наличие на территории муниципального образования нескольких отдельных систем водоснабжения, не связанных технологически между собой, как указывает апеллянт, не порождает для органа регулирования безусловной обязанности установления дифференцированных тарифов, так как по смыслу части 6 статьи 32 Закона о водоснабжении, пунктов 5, 6, 10 и 11 Основ ценообразования, пунктов 102-104, 106 и 107 Методических указаний принятие решения об установлении дифференцированных тарифов относится к дискреционным полномочиям органа регулирования.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают суждения суда и установленные им обстоятельства, по существу сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, в связи с чем являются несостоятельными.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, не допущено.
При таком положении судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 27 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Жидяевой Н.И. - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Красноярский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 3 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.