Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Бутырина А.В, при секретаре Ворсиной А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-22/2024 по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании нормативного правового акта недействующим в части
с апелляционными жалобами Совета депутатов Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия и главы Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 22 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, объяснения представителя Совета депутатов Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия и главы Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия Феоктистовой Е.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим с момента принятия решение Совета депутатов Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия от 21 сентября 2012 года N 19 "Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования Коммунаровский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия" (далее - Решение N 19) в части включения в границы населенных пунктов с. Коммунар, с. Мирный, с. Малая Сыя земельных участков, расположенных на землях лесного фонда Туимского лесничества Коммунаровского участкового лесничества в соответствии с координатами поворотных точек согласно заключениям филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект" о пересечении (наложении) границ населенных пунктов на земли лесного фонда. В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что спорные участки являются федеральной собственностью и относятся к категории земель лесного фонда. При принятии оспариваемого нормативного правового акта согласование его проекта в части включения в границы населенных пунктов лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом не обеспечено, что является существенным нарушением порядка подготовки документа территориального планирования. Принятое решение органа местного самоуправления устанавливает иное целевое назначение и иной правовой режим спорных участков, что препятствует Российской Федерации как собственнику земель лесного фонда в осуществлении функций управления землями лесного фонда, выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также передаче земельных участков в пользование в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 22 марта 2024 года решение Совета депутатов Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия от 21 сентября 2012 года N 19 в оспариваемой части признано недействующим со дня принятия.
В апелляционной жалобе Совет депутатов Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (далее - Совет депутатов), полагая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, ссылаясь в обоснование доводов жалобы на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 22 сентября 2023 года N 45-П, которая, по его мнению, не была учтена судом. Кроме того, указывает на приоритет сведений Единого государственного реестра недвижимости относительно сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, которые противоречивы, на публичной кадастровой карте России пересечений земель лесного фонда с границами населенных пунктов с. Коммунар, с. Мирный, с. Малая Сыя не выявлено. Также указывает на отсутствие в обжалуемом решении мотивированной оценки всех доводов и возражений административного ответчика по обстоятельствам дела, что нарушает его право на справедливое судебное разбирательство.
Аналогичная по содержанию апелляционная жалоба подана главой Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия.
Относительно доводов апелляционных жалоб Федеральным агентством лесного хозяйства, министерством лесного хозяйства Республики Хакасия и участвующим в деле прокурором представлены письменные возражения, в которых указано на отсутствие оснований для отмены решения суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Совета депутатов Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия и главы Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия Феоктистова Е.А. доводы апелляционных жалоб поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещались надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав объяснения представителя апеллянтов, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 1-3 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (здесь и далее Градостроительный кодекс Российской Федерации в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с Уставом муниципального образования Коммунаровский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия представительным органом муниципального образования является Совет депутатов поселения.
Решением Совета депутатов Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия от 21 сентября 2012 года N 19 утвержден генеральный план муниципального образования Коммунаровский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия (далее - Генеральный план поселения).
Административный истец, обращаясь с заявлением в суд, указал, что оспариваемым нормативным правовым актом в границы муниципального образования включены лесные участки лесного фонда в отсутствие согласования проекта генерального плана с Рослесхозом.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции сделал вывод, что нарушена процедура принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта, что влечет признание его недействующим.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам дела.
Процедура и порядок проведения публичных слушаний установлены статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что в нарушение требований указанной статьи, а также статьи 17 Устава муниципального образования публичные слушания по проекту Генерального плана поселения, в том числе антикоррупционная экспертиза проекта, в установленном порядке проведены не были.
Доказательств оповещения жителей поселений о дате, времени и месте проведения публичных слушаний, о вопросе, выносимом на публичные слушания, заблаговременном ознакомлении с проектом Генерального плана, в том числе доказательств проведения публичных слушаний в поселениях, территории которых имеют пересечения с землями лесного фонда, не представлено, равно как не представлено доказательств официального опубликования (обнародования) Генерального плана поселения.
Кроме того, установлено нарушение процедуры согласования проекта Генерального плана с уполномоченным органом.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В силу статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установление, изменение границ городских и сельских населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым проект генерального плана подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда.
Таким федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, является Федеральное агентство лесного хозяйства, которое осуществляет, в частности, рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции (пункт 5.4.3).
Судом установлено, что в соответствии с Генеральным планом поселения в границы населенных пунктов муниципального образования Коммунаровский сельсовет (с. Коммунар, с. Мирный, с. Малая Сыя) включены земли лесного фонда Туимского лесничества Коммунаровского участкового лесничества.
Так, согласно заключениям ФГБУ "Рослесинфорг" от 9 июня 2023 года N N 1, 2, 3, подготовленным на основе материалов лесоустройства, выявлено пересечение границ вышеназванных населенных пунктов с границами земельного участка с кадастровым номером N, относящегося к землям лесного фонда, а именно:
- с. Коммунар, квартал "данные изъяты" площадь пересечения 832 477 кв.м;
- с. Мирный, квартал "данные изъяты", площадь пересечения 19 185 кв.м;
- с. Малая Сыя, квартал "данные изъяты", площадь пересечения 99 765 кв.м.
Факт нахождения спорных земельных участков в федеральной собственности и их отнесение к категории земель лесного фонда подтверждается выпиской из государственного лесного реестра от 1 августа 2022 года, а также свидетельством о государственной регистрации права от 25 декабря 2003 года и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 19 февраля 2024 года.
По указанным основаниям являются неубедительными доводы административных ответчиков о противоречивости сведений о принадлежности спорных земельных участков к землям лесного фонда.
Как следует из сообщения Рослесхоза от 18 января 2024 года N, проект Генерального плана сельского поселения Коммунаровский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия поступал на рассмотрение в Рослесхоз в 2022 году. Проект был рассмотрен, замечания направлены в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Письмом Рослесхоза от 7 февраля 2022 года N в согласовании проекта Генерального плана поселения отказано.
С учетом приведенных выше положений законодательства в сфере градостроительной деятельности и установленных в судебном заседании обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение об утверждении Генерального плана поселения в отсутствие положительного заключения Рослесхоза по проекту генерального плана свидетельствует о существенном нарушении порядка принятия генерального плана, и правомерно признал оспариваемый в части нормативный правовой акт недействующим с даты принятия, что согласуется с разъяснениями, изложенными в пунктах 38, 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Ссылки апеллянтов на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 22 сентября 2023 года N 45-П, выводов суда не опровергают, поскольку обжалуемый судебных акт вопреки доводам административных ответчиков принят с учетом баланса частных и публичных интересов, каких-либо нарушений прав проживающих в населенных пунктах граждан, иных лиц признанием Генерального плана поселения недействующим не установлено, доказательств этому суду не представлено.
В целом доводы апелляционных жалоб не опровергают суждения суда и установленные им обстоятельства, по существу сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, в связи с чем являются несостоятельными.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.
При таком положении оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 22 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Совета депутатов Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия и главы Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Верховный Суд Республики Хакасия в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 9 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.