Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Войтко С.Н, при секретаре Злобиной К.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3/2024 по административному исковому заявлению акционерного общества "Оборонэнерго" о признании недействующими нормативных правовых актов
с апелляционной жалобой министерства тарифной политики Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 11 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, объяснения представителя министерства тарифной политики Красноярского края Ленивцевой О.А, представителя акционерного общества "Оборонэнерго" Березиной Н.Л, представителя публичного акционерного общества "Россети Сибирь" Меджидовой Т.И, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
29 декабря 2021 года министерством тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство, орган регулирования, тарифный орган) принят приказ N 91-э "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 406-п "Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края для тарифной группы потребителей "население и приравненные к нему категории потребителей" (далее - Приказ N 91-э, Приказ N 406-п).
Приложением к Приказу N 91-э приложение N 6 к Приказу N 406-п изложено в новой редакции, устанавливающей единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей на 2022-2025 годы.
Также 29 декабря 2021 года министерством тарифной политики Красноярского края принят приказ N 92-э "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 430-п "Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей "население и приравненные к нему категории потребителей" (далее - Приказ N 92-э, Приказ N 430-п).
Приложением к Приказу N 92-э приложение N 4.1 к Приказу N 430-п изложено в новой редакции, устанавливающей единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Красноярского края, поставляемой прочим потребителей на 2022-2025 годы.
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 4 февраля 2022 года N 4-э в Приказе N 430-п исправлены технические ошибки, приложение N 4.1 изложено в новой редакции (далее - Приказ N 4-э).
Также 29 декабря 2021 года министерством тарифной политики Красноярского края принят приказ N 93-э "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" (далее - Приказ N 93-э, Приказ N 445-п).
Приложением к Приказу N 93-э Приказ N 445-п дополнен приложением N 9, устанавливающим индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями. В строке 61 данного приложения установлены тарифы для взаиморасчетов между акционерным обществом "Оборонэнерго" и филиалом "Красноярскэнерго" публичного акционерного общества "Россети Сибирь", а в строках 157, 158 - между акционерным обществом "Оборонэнерго" и муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО Солнечный Красноярского края.
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 28 января 2022 года N 3-э в Приказе N 445-п исправлены технические ошибки, приложение N 9 изложено в новой редакции (далее - Приказ N 3-э).
Также 29 декабря 2021 года министерством тарифной политики Красноярского края принят приказ N 94-э "О внесении изменений в приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 N 69-э "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы" (далее - Приказ N 94-э, Приказ N 69-э).
Приложением к Приказу N 94-э приложение N 2 к Приказу N 69-э изложено в новой редакции, устанавливающей необходимую валовую выручку сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, на долгосрочный период регулирования 2021-2025 годы (без учета оплаты потерь). В графе 4 пункта 6 данного приложения необходимая валовая выручка акционерного общества "Оборонэнерго" на 2022 год установлена в размере 88 025, 90 тыс. рублей.
Акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - АО "Оборонэнерго", Общество) обратилось с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнений) просило признать недействующими с момента принятия приказы министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2021 года N 91-э и N 92-э (в редакции приказа от 4 февраля 2022 года N 4-э) в полном объеме, а приказы N 93-э (в редакции приказа от 28 января 2022 года N 3-э) и N 94-э - в вышеназванной части, также просило взыскать судебные расходы.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в том числе на территории Красноярского края, 2022 год является вторым годом долгосрочного периода 2021- 2025 годов, в котором 2021 год - базовый. Решением Красноярского краевого суда от 27 июля 2023 года по делу N 3а-2/2023 по административному иску АО "Оборонэнерго", оставленным без изменения апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 ноября 2023 года, приказы министерства тарифной политики Красноярского края об утверждении на 2021 год долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки, индивидуальных и единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края признаны недействующими с момента их принятия. На основании данного решения органом регулирования произведен пересмотр параметров регулирования и необходимой валовой выручки, установленных для АО "Оборонэнерго" на долгосрочный период регулирования 2021-2025 годы и на базовый 2021 год, в связи с чем Общество полагало необходимым произвести корректировку данных показателей и на 2022 год.
Кроме того, по мнению заявителя, Министерством были необоснованно исключены в полном объеме необходимые при осуществлении деятельности расходы Общества на обязательные в силу закона мероприятия, а также не учтены фактические результаты за 2020 год, в том числе расходы по статье "Услуги технического освидетельствования объектов электросетевого хозяйства", "Расходы по обеспечению коммерческого учета электрической энергии", неверно произведена корректировка неподконтрольных расходов по статье "Амортизация основных средств за 2020 год", что повлекло установление экономически необоснованного размера необходимой валовой выручки и тарифов и недополучение финансовых средств, необходимых для осуществления регулируемой деятельности.
Решением Красноярского краевого суда от 11 марта 2024 года административное исковое заявление удовлетворено, оспариваемые положения признаны недействующими с момента принятия, на министерство тарифной политики Красноярского края возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные судом недействующими, кроме того, с Министерства в пользу административного истца взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 18 000 рублей.
В апелляционной жалобе министерство тарифной политики Красноярского края, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное определение таких обстоятельств и несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что оспариваемые приказы полностью соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, приняты Министерством в пределах установленных полномочий. Выражая несогласие с выводом суда о необоснованном исключении расходов по техническому освидетельствованию объектов электросетевого хозяйства, отмечает неуказание судом конкретной нормы тарифного законодательства, нарушенной Министерством. Также указывает, что в отношении 27 заявленных к освидетельствованию объектов у 13 объектов не истек нормативный срок эксплуатации, а в отношении оставшихся 14 объектов не представлена информация о проведенных ранее освидетельствованиях, первичная бухгалтерская и (или) статистическая отчетность, а также заключенный в результате проведения торгов договор на оказание услуг на заявленный период регулирования, что не позволило тарифному органу произвести соответствующий расчет расходов. Кроме того, при установлении тарифов на 2024 год Обществом фактические расходы по техническому освидетельствованию за 2022 год не заявлены, в связи с чем апеллянт полагает, что такие расходы понесены не были.
Относительно расходов на обеспечение коммерческого учета электрической энергии указывает, что судом не дана оценка доводам тарифного органа о том, что фактически понесенные АО "Оборонэнерго" в 2022 году расходы по данной статье значительно ниже заявленного размера, более того, они учтены при корректировке необходимой валовой выручки на 2024 год, а повторный учет одних и тех же расходов не допустим. Полагает, что выводы суда в отношении расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов противоречат Основам ценообразования, не предполагающим возможность учета экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Ссылаясь на позицию ФАС России и судебную практику указывает, что подход АО "Оборонэнерго" к определению подлежащих компенсации расходов по данной статье противоречит тарифному законодательству, поскольку данные расходы рассчитаны без учета максимального срока использования активов. Кроме того, часть объектов, заявленных в корректировке, введена в эксплуатацию в 2020 году, ввиду чего на данные объекты плановые затраты на амортизацию на 2020 год заложены не были. Апеллянт полагает, что при расчете корректировки неподконтрольных расходов нарушений им не допущено.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов АО "Оборонэнерго" и участвующим в деле прокурором представлены возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель министерства тарифной политики Красноярского края Ленивцева О.А. и представитель публичного акционерного общества "Россети Сибирь" Меджидова Т.И. доводы апелляционной жалобы поддержали, представитель административного истца Березина Н.Л. возражала против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике установлено, что цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 Закона об электроэнергетике, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1, пунктом 3.6 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 3 июля 2018 года 380-п, Министерство является исполнительным органом Красноярского края, который устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в пределах установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Как верно установлено судом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах компетенции, с соблюдением процедуры их принятия, опубликования и введения в действие, и по этим основаниям не оспариваются.
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вышеназванные приказы противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы административного истца, в связи с чем административный иск удовлетворил.
В силу положений пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяется, в частности, метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
При этом необходимая валовая выручка (далее - НВВ) представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, в том числе, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15-34 Основ ценообразования).
В силу пунктов 16, 17 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования (пункт 38 Основ ценообразования).
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды (пункт 9 Методических указаний N 98-э).
Исходя из положений пункта 11 Методических указаний N 98-э уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) применяется для определения НВВ в части содержания электрических сетей и устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
Необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей на базовый (первый) и i-й год долгосрочного периода регулирования без учета расчетной предпринимательской прибыли сетевой организации определяется по формулам, содержащим значения НР1, НРi - неподконтрольные расходы, определяемые методом экономически обоснованных расходов, соответственно для базового и i-го года долгосрочного периода регулирования, включающие в себя, в том числе, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов (в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования) (тыс. руб.).
Пунктом 12 Методических указаний N 98-э предусмотрено, что при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат: 1) сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования; 2) ремонт основных средств, определяемый на основе пункта 25 Основ ценообразования; 3) оплата труда, определяемая на основе пункта 26 Основ ценообразования; 4) другие подконтрольные расходы, в том числе расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации. В состав подконтрольных расходов включаются расходы, необходимые для исполнения предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям.
Регулирующий орган определяет необходимую валовую выручку, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил государственного регулирования тарифов). При этом регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
Расчет единых (котловых) тарифов производится на основе НВВ, рассчитанной для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации, и дифференцируется по уровням напряжения (пункты 47-49 Методических указаний N-э/2).
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования и пунктом 49 Методических указаний N 20-э/2 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и НВВ (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Как следует из материалов дела, АО "Оборонэнерго" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в том числе на территории Красноярского края.
Регулирование тарифов на вышеуказанные услуги Общества осуществляется методом долгосрочной индексации НВВ. Долгосрочным периодом для Общества определен период 2021-2025 годы.
29 апреля 2021 года АО "Оборонэнерго" обратилось в министерство тарифной политики Красноярского края с заявлением о корректировке тарифов на 2022 год.
По итогам рассмотрения заявления административного истца и иных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, органом регулирования приняты оспариваемые приказы.
Анализ экономической обоснованности предложения регулируемой организации приведен в экспертном заключении о корректировке тарифов на 2022 год.
Судом также установлено, что приказом Министерства от 29 декабря 2020 года N 69-э "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы" для АО "Оборонэнерго" на 2021-2025 годы утверждены базовый уровень подконтрольных расходов и НВВ.
Приказами Министерства от 29 декабря 2020 года N N 64-э N 65-э на период 2021-2025 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, иным категориям потребителей, в том числе для АО "Оборонэнерго".
Указанные приказы были оспорены АО "Оборонэнерго" в части утверждения на 2021 год (базовый) долгосрочных параметров регулирования, НВВ, индивидуальных и единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края.
Решением Красноярского краевого суда от 27 июля 2023 года по делу N 3а-2/2023, оставленным без изменения апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 ноября 2023 года, оспариваемые в части нормативные правовые акты признаны недействующими с момента их принятия, на Министерство была возложена обязанность принять заменяющие нормативные правовые акты.
Министерство тарифной политики Красноярского края в соответствии с абзацем 20 пункта 7 Основ ценообразования на основании вступившего в законную силу решения произвело пересмотр долгосрочных параметров регулирования, НВВ, индивидуальных и котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных для АО "Оборонэнерго" на долгосрочный период регулирования 2021-2025 годы.
По результатам пересмотра принят приказ от 6 февраля 2024 года N 5-э "О внесении изменений в приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 N 69-э "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы".
С учетом изложенного, поскольку были изменены долгосрочные параметры регулирования и НВВ на базовый 2021 год, в том числе размер подконтрольных расходов, суд пришел к правильному выводу о том, что корректировке подлежат подконтрольные расходы АО "Оборонэнерго" и на 2022 год.
Кроме того, судом установлено, что АО "Оборонэнерго" на 2022 год были заявлены расходы по статье "Услуги технического освидетельствования объектов электросетевого хозяйства" в размере 595, 99 тыс. рублей, которые были исключены Министерством в полном объеме по причине отсутствия соответствующих договоров на долгосрочный период регулирования.
В соответствии с пунктом 1.5.2. Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года N 229 (действовавших на момент принятия оспариваемых приказов), все технологические системы, оборудование, здания и сооружения, входящие в состав энергообъекта, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию. Техническое освидетельствование зданий и сооружений проводится в сроки в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, но не реже 1 раза в 5 лет.
Правила проведения технического освидетельствования оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики утверждены приказом Минэнерго России от 14 мая 2019 года N 465 (далее - Правила N 465).
Согласно пункту 9 Правил N 465 техническое освидетельствование объекта технического освидетельствования проводится, в частности, по истечении срока службы (срока эксплуатации), установленного организацией - изготовителем оборудования, либо проектной документацией при первичном техническом освидетельствовании, а в дальнейшем - не позднее срока, установленного при проведении последнего технического освидетельствования (периодическое техническое освидетельствование).
Нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений, а также нормативным актом, регламентирующим требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений, является "ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", введенный в действие Приказом Госстандарта от 27 декабря 2012 года N 1984-ст (далее - ГОСТ 31937-2011).
Согласно пункту 4.1 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
В соответствии с пунктом 4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
Проанализировав приведенные положения Правил N 465 и ГОСТ 31937-2011, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что поскольку обеспечение технического освидетельствования объектов электросетевого хозяйства является установленной законом обязанностью регулируемой организации, указанные расходы относятся к регулируемой деятельности, соответственно, подлежат учету в экономически обоснованном размере, в связи с чем полное их исключение из НВВ органом регулирования является неправомерным.
По статье "Расходы по обеспечению коммерческого учета электрической энергии, предусмотренные пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике", АО "Оборонэнерго" были заявлены затраты в размере 1 641, 89 тыс. рублей.
Министерством тарифной политики Красноярского края данные расходы были исключены в полном объеме.
Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации" на сетевые организации с 1 июля 2020 года возложена обязанность по установке, своевременной замене и поверке приборов учета.
Согласно пункту 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
Сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации, а также при технологическом присоединении таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.
Порядок реализации указанных обязанностей в части приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и иного оборудования, используемых для коммерческого учета электрической энергии (мощности), определяется правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках.
Пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике в редакции, действующей с 1 июля 2020 года, на электросетевые организации возложена обязанность по установке приборов учета в отношении энергопринимающих устройств потребителей в следующих случаях: прибор учета вышел из строя и требуется его замена; у прибора учета истек межпроверочный период; у прибора учета закончился срок эксплуатации; при новом технологическом присоединении.
В соответствии с частью 3 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике расходы сетевой организации, понесенные ею для исполнения обязательств, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона, подлежат включению в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Аналогичная норма закреплена в абзаце 12 пункта 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442, согласно которой расходы сетевых организаций, понесенные ими для исполнения обязанностей в части приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и иного оборудования, учитываются в составе тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с Основами ценообразования.
Судом первой инстанции установлено, что АО "Оборонэнерго" в обоснование расчета расходов на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетики обязанностей по обеспечению коммерческого учета электрической энергии представлены обосновывающие материалы: расчет потребности в материалах и оборудовании для организации создания систем учета электрической энергии на 2022 год; план-график работ по приборам учета в электрических сетях АО "Оборонэнерго" по РЭС "Красноярский" филиал "Забайкальский"; для обоснования стоимости работ по установке приборов учета представлены локально-сметные расчеты, выполненные с применением Сборника Федеральных единичных расценок; для обоснования цен на материалы предоставлены копии договоров поставки материалов, заключенные в результате проведения торгово-закупочных процедур, конъюнктурный анализ рыночной цены на материалы на основании коммерческих предложений от поставщиков в количестве не менее 3 штук.
С учетом изложенного, учитывая обязательный характер расходов на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для исключения в полном объеме из НВВ Общества данных расходов у органа регулирования не имелось.
Судебная коллегия находит правильными суждения суда первой инстанции по вышеуказанным статьям заявленных расходов, поскольку они мотивированы и основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, соответствуют обстоятельствам дела и законодательству, регулирующему спорные правоотношения.
Доводы апеллянта о том, что фактически понесенные АО "Оборонэнерго" в 2022 году расходы по обеспечению коммерческого учета электрической энергии учтены при корректировке НВВ на 2024 год выводов суда не опровергают и о законности действий тарифного органа при принятии оспариваемых приказов не свидетельствуют.
Также не основаны на требованиях закона утверждения органа регулирования о необходимости представления регулируемой организацией в подтверждение расходов на услуги технического освидетельствования объектов электросетевого хозяйства соответствующих договоров на заявленный период регулирования.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о неправомерной корректировке органом регулирования неподконтрольных расходов Общества по статье "Амортизация основных средств за 2020 год".
Общие правила определения расходов на амортизацию установлены абзацами первым и вторым пункта 27 Основ ценообразования, согласно которым для расчета регулируемых цен (тарифов) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (абзац 5 пункта 27 Основ ценообразования).
Как установлено судом апелляционной инстанции, при утверждении тарифов на 2020 год для АО "Оборонэнерго" последним были заявлены планируемые расходы по статье "Амортизация основных средств" на сумму 3 653, 20 тыс. руб, рассчитанные без учета максимального срока использования активов.
Данные расходы были скорректированы тарифным органом, исходя из максимального срока эксплуатации, и приняты в размере 1 051, 27 тыс. руб.
При корректировке тарифов на 2022 год Обществом предлагалось учесть по данной статье расходы в сумме 2 601, 93 тыс. руб, которая является разницей между заявленной на 2020 год суммой и откорректированной органом регулирования, что административным истцом не оспаривалось.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что поскольку расходы на амортизацию были определены АО "Оборонэнерго" не на максимальный срок полезного использования, величина амортизации правомерно определена тарифным органом на 2020 год с учетом максимальных сроков полезного использования согласно пункту 27 Основ ценообразования, оснований для учета данных расходов при корректировке тарифов на 2022 год у Министерства не имелось, что соответствует действующему законодательству.
Таким образом, выводы суда в части расходов на амортизацию судебная коллегия находит ошибочными.
Вместе с тем неправильные выводы суда в данной части на законность принятого судебного акта не повлияли, поскольку установлены нарушения законодательства в сфере тарифного регулирования, допущенные тарифным органом при определении затрат по иным статьям расходов, указанным выше, что привело к неверному расчету базового уровня подконтрольных расходов, НВВ, единых (котловых) и индивидуальных тарифов.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и нормы законодательства, регулирующего спорные правоотношения, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемых положений приказов недействующими со дня принятия, с возложением на тарифный орган обязанности принять заменяющие акты, что соответствует положениям частей 2 и 4 статьи 215, части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку допущенные судом первой инстанции нарушения при применении норм материального права не привели к принятию неправильного по существу судебного постановления, а также учитывая, что безусловных оснований, влекущих отмену решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по делу не установлено, судебная коллегия оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не находит.
Указание в резолютивной части решения (3, 4, 5 абзацы) в части Приказов N N 91-э, 92-э, 93-э "принять недействующим" вместо "признать недействующим" судебная коллегия расценивает как описку, подлежащую исправлению судом первой инстанции по возвращению дела после апелляционного рассмотрения.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 11 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства тарифной политики Красноярского края - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Красноярский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.