Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Зюлин М.А., рассмотрев жалобу защитника Шарова М.Е. и Нурлан кызы Жаннат на вступившее в законную силу постановление судьи Тушинского районного суда г.Москвы от 2 мая 2023 года, вынесенное в отношении ФИО5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьей 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Тушинского районного суда г.Москвы от 2 мая 2023 года, Нурлан Кызы Жаннат признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем контролируемого самостоятельного выезда.
Защитник Шаров М.Е. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой ставит вопрос об изменении судебных актов в части назначенного дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, считая его незаконным.
Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушения, предусмотренные частью 1.1 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 30 апреля 2023 года в 11 часов 20 минут по адресу: "адрес" выявлена гражданка Киргизской Республики Нурлан К.Ж, которая прибыла в Российскую Федерацию и по истечении срока пребывания в Российской Федерации - 21 апреля 2023 года, уклонилась от выезда за пределы Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, совершенное Нурлан К.Ж. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено Нурлан К.Ж. в пределах санкции части 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации в соответствии с требованиями статьи 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым и соразмерным.
Выводы судьи о действительной необходимости назначения Нурлан К.Ж. административного наказания в виде административного принудительного выдворения за пределы территории Российской Федерации, мотивированы, основаны на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности, соответствуют требованиям статей 3.1, 3.10, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь изложенным, назначение Нурлан К.Ж. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Доводы жалобы о законности пребывания Нурлан К.Ж. на территории РФ подлежат отклонению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Нурлан К.Ж. прибыла в Российскую Федерацию 22 января 2023 года с целью "работа". При въезде в РФ 22 января 2023 года Нурлан К.Ж. выдана миграционная карта, в которой указано на срок пребывания с 21 января 2023 года по 21 апреля 2023 года.
Доказательств заключения Нурлан К.Ж. трудового договора после въезда в РФ 22 января 2023 года и реального его исполнения материалы дела не содержат, заявителем не представлено. В отсутствие подтвержденных сведений о факте осуществления Нурлан К.Ж. трудовой деятельности в указанный период на территории Российской Федерации, к ней не могут быть применены положения статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе, устанавливающей иные сроки пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан стран-участников Евразийского экономического союза, по сравнению с нормами статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", подлежащими применению при разрешении настоящего дела.
Доводы жалобы о законности пребывания Нурлан К.Ж. на территории Российской Федерации со ссылкой на осуществление им трудовой деятельности на территории РФ на основании трудового договора, не свидетельствуют об отсутствии события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в действиях Нурлан К.Ж.
В силу пункта 5 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).
На основании пункта 9 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения на работу или патента в соответствии с настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации, а также членов его семьи (в случаях, предусмотренных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации) продлевается на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного данным иностранным гражданином с работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, указанного в абзаце первом настоящего пункта, а также членов его семьи (в случаях, предусмотренных федеральным законом или международными договорами Российской Федерации) в случае заключения им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) на неопределенный срок продлевается до одного года с даты его въезда в Российскую Федерацию. Указанный срок временного пребывания может быть неоднократно продлен, но не более чем на один год для каждого такого продления.
Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами. Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно Порядку принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 22 ноября 2021 года N 926 (далее - Порядок), решение о продлении срока пребывания иностранного гражданина принимается по заявлению иностранного гражданина с одновременным предоставлением документов, подтверждающих родственные отношения с трудящимся государства - члена Евразийского экономического союза (свидетельство о браке, свидетельство о рождении, документы об опеке или попечительстве, а также иных документов, подтверждающих нахождение его на иждивении у трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза), и их копий (для членов семьи трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза); копии трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства - члена Евразийского экономического союза с работодателем или заказчиком работ (услуг).
Заявление (ходатайство) подается в произвольной форме в течение срока временного пребывания иностранного гражданина (пункты 6.3, 9.2, 9.3 Порядка).
Сведений о предоставлении в миграционный орган до 24 апреля 2023 года заявления Нурлан К.Ж. о продлении срока временного пребывания материалы дела не содержат.
При этом представленные стороной защиты документы, свидетельствующие о заключенном ранее трудовом договоре на территории РФ, к вмененному периоду отношения не имеют и не свидетельствуют об отсутствии события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в действиях Нурлан К.Ж.
Между тем, продление срока пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации в отсутствие его заявления действующим законодательством не предусмотрено.
Поскольку срок пребывания Нурлан К.Ж. на территории Российской Федерации в установленном порядке не продлен, правовых оснований для её дальнейшего нахождения на территории РФ не имеется. Справка ЦБДУИГ сведений о наличии у Нурлан К.Ж. действующего трудового договора, не содержит. Из объяснений Нурлан К.Ж, ей данных при составлении протокола об административном правонарушении, следует, что она не указывала о факте трудоустройства в ООО "Арома Маркет" (л.д. 1-2).
Более того, согласно сведениям АС ЦБДУИГ от ООО "Арома Маркет" уведомления о заключении трудового договора в установленном порядке в компетентный орган в сфере миграции не поступало. Представленная копия уведомления, заверенная ООО "Арома Маркет" имеет дату приема - 27 января 2023 года, а трудовой договор между ООО "Арома Маркет" и Нурлан К.Ж. заключен 27 января 2023 года.
Изложенное в совокупности с конкретными фактическими обстоятельствами дела дает основания полагать, что трудовой договор заключен формально, с целью попытки легализации своего положения на территории Российской Федерации.
Доводы жалобы не содержат оснований для отмены или изменения состоявшегося по настоящему делу судебного акта.
Несогласие заявителя с оценкой судом доказательств по делу само по себе не может служить основанием для отмены вступившего в законную силу судебного постановления.
Порядок и срок давности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории, привлечения Нурлан К.Ж. к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Тушинского районного суда г.Москвы от 2 мая 2023 года, вынесенное в отношении ФИО6 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Шарова М.Е. и Нурлан кызы Жаннат - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции подпись М.А. Зюлин
ПИЯ ВЕРНА, судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность назначения административного выдворения иностранного гражданина, уклонившегося от выезда по истечении срока пребывания. Суд установил, что отсутствуют доказательства трудовой деятельности и продления срока пребывания, что подтверждает наличие состава административного правонарушения. Жалоба защитника отклонена, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.