Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Жуков А.А., рассмотрев жалобу генерального директора ООО "Шелтер" Мансуровой А.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 20 июня 2023 года и решение судьи Московского городского суда от 21 марта 2024 года, вынесенные в отношении ООО "Шелтер" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 20 июня 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 21 марта 2024 года, ООО "Шелтер" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор общества Мансурова А.А. выражает несогласие с названными судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из представленных материалов усматривается, в ходе проведения на основании решения начальника территориального отдела - главного государственного санитарного врача по ЮАО г..Москвы N N от 21 апреля 2023 года внеплановой выездной проверки соблюдения ООО "Шелтер" санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений хостела "Шелтер" по адресу: "адрес" должностными лицами административного органа в 14.00 час. 05 мая 2023 года выявлено, что ООО "Шелтер", в нарушение требований статей 11, 24, 42 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п.2.4, 2.5, п.2.6, 7.17 СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2020 года N44, не обеспечило соблюдение гигиенических нормативов микроклимата, воздухообмена в связи с отсутствием окон в 24-х капсулах, наличием в 28-ми капсулах глухих, не открывающихся окон, вследствие чего проведение естественного проветривания помещений капсул невозможно, не представило результаты инструментальных измерений объемов вытяжки воздуха в капсулах и в местах общего пользования для проживающих, в 24-х капсулах отсутствует естественное освещение, в 28-ми капсулах имеющиеся окна глухие, не открывающиеся, завешены глухими шторами, не представлены результаты инструментальных исследований естественного освещения, а также сведения о плановых обследованиях, с кратностью не менее 2-х раз в месяц, на заселенность объекта членистоногими (ежемесячная оценка), что создает угрозу жизни и здоровья людей, угрозу возникновения и распространения заболеваний проживающих в хостеле, в связи с чем действия ООО "Шелтер" квалифицированы по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершения ООО "Шелтер" указанного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела и подробно исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе, обращением Субботиной Е.Е. об отсутствии в номерах хостела ООО "Шелтер" по адресу "адрес" окон и вентиляции, вытяжки, в связи с отсутствием воздуха она дважды теряла сознание; решением начальника территориального отдела - главного государственного санитарного врача по ЮАО г..Москвы N N от 21 апреля 2023 года о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения ООО "Шелтер" санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений хостела "Шелтер" по адресу: "адрес"; уведомлением о проведении проверки, которое под расписку 28 апреля 2023 года получил представитель общества по доверенности; протоколом осмотра территорий и помещений хостела ООО "Шелтер" капсульного типа, общей площадью 230, 2 кв.м, с 52 номерами, из которых 49 номеров однокомнатных, 3 номера двухкомнатных, каждый из которых оборудован кроватью и прикроватными столиками, вешалками, светильниками, в 24-х капсулах отсутствует естественное освещение, в 28-ми капсулах имеющиеся окна глухие, не открывающиеся, завешены глухими шторами, осуществленного с применением средств видеофиксации, с соблюдением требований ст.76 Федерального закона от 31 июля 2020 года N248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"; фотоматериалом, которым зафиксированы выявленные нарушения, являющимся приложением к указанному протоколу осмотра; актом внеплановой выездной проверки от 05 мая 2023 года, в котором подробно приведены выявленные нарушения ООО "Шелтер" требований п.п.2.4, 2.5, п.2.6, 7.17 СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или
оказание услуг", с которым под расписку был ознакомлен представитель общества под расписку; экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в адрес" по результатам санитарно-эпидемиологического обследования помещений хостела ООО "Шелтер" N N от 04 мая 2023 года, проведенного врачом-эпидемиологом отдела организации дезинфекционных мероприятий и коммунальной гигиены в присутствии генерального директора ООО "Шелтер" Мансуровой А.А.; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Шелтер", основным видом деятельности которого является деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания; предписанием об устранении выявленных нарушений, полученным под расписку представителем ООО "Шелтер"; протоколом об административном правонарушении от 05 мая 2023 года в отношении ООО "Шелтер", в котором подробно приведено событие административного правонарушение, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указаны нормы Закона и нормативных правовых актов, нарушение которых вменяется обществу, при этом, права лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, соблюдены, протокол составлен в присутствии защитника общества по доверенности Тронова Л.А, которому разъяснены положения статьи 51 Конституции РФ, статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с протоколом он ознакомлен, копию протокола для сведения получил на руки, в чем собственноручно расписался, протокол содержит все сведения, предусмотренные положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, включая подпись должностного лица, его составившего.
Исполнение сотрудниками Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г.Москве, являющимися должностными лицами, наделенными государственно-властными полномочиями, своих служебных обязанностей, в которые входит, в том числе осуществление контроля по соблюдению юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями санитарно-эпидемиологических требований предъявляемых к эксплуатации жилых, общественных помещений, зданий, нарушения которых создают угрозу здоровью людей, выявление административных правонарушений, само по себе не может ставить под сомнения их действий по сбору доказательств и составлению процессуальных документов.
Данные доказательства проверены на предмет относимости, допустимости и достоверности, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, отнесены статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, получили должную оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований не согласиться с которой не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ее нормативном единстве со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья приобщает к материалам дела дополнительные доказательства, в том числе вызывает для допроса свидетелей, в случае, если имеющаяся в деле совокупность доказательств не позволяет суду установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении и указанные в статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, тогда как в рамках рассматриваемого дела имеющаяся совокупность доказательств позволяла суду установить все обстоятельства административного правонарушения, не проведение судебной экспертизы не повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.
При этом, представленное в материалы дела стороной защиты комиссионное заключение специалистов Сикорской Д.Ф и Тухватуллиной Л.Р. от 16 июня 2023 года об обеспечении гигиенических нормативов параметров микроклимата и воздухообмена в капсулах ООО Шелтер" по адресу: "адрес", правомерно не принято в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку оно не соответствует требованиям статей 25.9, 26.2 и 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дано специалистами не в порядке исполнения своих служебных обязанностей, не на основании определения уполномоченного должностного лица административного органа либо судьи районного суда, предупрежденными об административной ответственности за дачу ложного заключения по статьей 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выводы сделаны на основании того объема информации, которая была предоставлена стороной защиты, а не на основании материалов дела об административном правонарушении, предоставленных в их распоряжение уполномоченным должностным лицом либо судьей, противоречит доказательствам, добытым должностными лицами Роспотребнадзора в ходе проведения выездной внеплановой проверки.
В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, гарантируют, что каждый имеет право на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, являются санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, здоровье населения, а также установленный порядок выполнения требований, предъявляемых к эксплуатации жилых, общественных помещений, зданий, нарушения которых создают угрозу здоровью людей; объективную сторону составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий при эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений.
На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судами установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действия ООО "Шелтер" правильно квалифицированы по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 года N1860 утверждено Положение о классификации гостиниц, пп. "ж" п. 5 которого, его действие распространяется на хостелы - вид гостиниц, включающих в себя номера различных категорий, в том числе многоместные номера (но не более 12 мест в одном номере), с возможностью предоставления проживающим как номера целиком, так и отдельных мест, помещения для совместного использования гостями (гостиные, холлы, комнаты для приема пищи и т.п.), общая суммарная площадь которых составляет не менее 25 процентов общей суммарной площади номеров, санитарные объекты, расположенные, как правило, за пределами номера, и предоставляющих услуги питания с ограниченным выбором блюд и (или) кухонное оборудование, а также по возможности дополнительные услуги.
Согласно Приложениям NN 1 и 4 к Положению о гостиницах, хостелы должны проходить классификацию на основании Положения о гостиницах, соблюдать Требования к номерам гостиниц, номера хостелов относятся к четвертой и пятой категориям и для них допускается площадь номера из расчета не менее 4 кв.м. на 1 кровать (1-ярусную или 2-ярусную, расстояние от верхней спинки 2-ярусной кровати до потолка не менее 75 см), хостелы в числе прочего должны соблюдать минимальный размер двуспальной кровати для хостела - 140 x 190 см. Односпальная кровать (одноярусная) - 80 x 190 см, иметь прикроватную тумбочку (столик, полочку), содержать освещение естественное и искусственное, иметь систему вентиляции (естественную и (или) принудительную), обеспечивающую циркуляцию воздуха и исключающую проникновение посторонних запахов в жилые помещения.
Учитывая изложенные нормы, тот факт, что хостелы являются одним из видов гостиниц, включающих в себя номера различных категорий, в том числе капсульного типа, а также материалы дела, включая осмотр помещений хостела "Шелтер", из которых с очевидностью усматривается, что хостел ООО "Шелтер" по вышеназванному адресу состоит из 52-х отдельных номеров капсульного типа, каждый из которых имеет отдельный вход, оборудован кроватью и прикроватным столиком, вешалкой, светильником, полы в которых выполнены часть из линолеума, часть - из ковролина, в связи с чем, вопреки утверждениям в жалобе, к данным помещениям применяются требования СП2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2020 года N44.
Принимая в рамках настоящего дела оспариваемые акты, суды правильно сочли, что в рассматриваемом случае не имеется доказательств того, что ООО "Шелтер" принимались все зависящие от него предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по соблюдению требований СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", за нарушение которых статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
ООО "Шелтер"", будучи юридическим лицом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае сделано не было.
Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, допустившее нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений, виновность указанного юридического лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Таким образом, действия общества образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении должностное лицо и судебные инстанции сочли, что обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии им необходимых и достаточных мер, направленных на недопущение указанных нарушений требований законодательства об отходах или о невозможности их соблюдения.
Вопреки доводам жалобы существенных нарушений процессуального закона, влекущих отмену вынесенных актов, при производстве по делу должностным лицом и судебными инстанциями не допущено.
Несогласие заявителя с выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием суда норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Доводы жалобы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание назначено обществу в пределах, предусмотренных санкцией статьи 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначение наказания обществу в виде приостановления деятельности судом мотивированно необходимостью защиты жизни и здоровья не только работников ООО "Шелтер" но и его посетителей, а также жителей города от вредного воздействия шума.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 20 июня 2023 года и решение судьи Московского городского суда от 21 марта 2024 года, вынесенные в отношении ООО "Шелтер" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "Шелтер" Мансуровой А.А. - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции подпись А.А. Жуков
КОПИЯ ВЕРНА,
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что организация виновна в нарушении санитарно-эпидемиологических требований, что подтверждается результатами проверки, выявившими отсутствие окон и вентиляции в помещениях. На основании собранных доказательств суды оставили без изменения решение о наложении штрафа и приостановлении деятельности, указав на необходимость защиты здоровья граждан.