Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Иванова Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Поплавского Сергея Владимировича на решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 07 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28 марта 2024 года по административному делу N 2а-135/2023 по административному исковому заявлению Поплавского Сергея Владимировича к УВД на Московском метрополитене ГУ МВД России по г. Москве, МВД России, Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы, ДИТ г. Москвы, ОМВД России по Рязанскому району г. Москвы об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав объяснения представителя Поплавского С.В. по ордеру адвоката Вараевой М.В, поддержавшей кассационную жалобу, возражения представителя МВД России и УВД на ММ ГУ МВД России по г. Москве Ивашечкиной С.В, представителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Морозовой Э.Е. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Поплавский С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам об оспаривании действий сотрудников полиции, выразившихся в задержании и доставлении его в отдел полиции, использовании в отношении него системы автоматического распознавания лиц, получении, использовании, хранении сведений о его частной жизни и обмене ими.
Требования мотивированы тем, что 22 августа 2022 года на станции Московского метрополитена "Рязанский проспект" он был задержан сотрудниками полиции за то, что он объявлен в розыск, доставлен в ОМВД России по Рязанскому району г. Москвы, где сделали несколько его фотографий. Документы о задержании и доставлении выдать отказались, протокол об административном задержании не составлялся. В 20 час 45 мин ему было разрешено покинуть отдел полиции. Указанные действия считает незаконными, полагая, что был задержан за его гражданскую позицию, поскольку 22 августа 2022 в московском метро массово задерживали тех, кто ранее привлекался к ответственности за участие в акциях протеста, чтобы препятствовать участию в публичных мероприятиях.
Поплавский С.В. просил суд возложить обязанность на административных ответчиков удалить сведения о нём из системы автоматического распознавания лиц.
Решением Кузьминского районного суда г. Москвы от 07 марта 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28 марта 2024 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Поплавского С.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Поплавский С.В. ставит вопрос об отмене судебных актов по мотивам неправильного применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов, обстоятельствам административного дела.
Определением судьи Второго кассационного, суда общей юрисдикции от 25 апреля 2024 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3 Конституции РФ).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 12 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны обеспечивать на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также передачу таких данных в служебные помещения на объекте транспортной инфраструктуры, предоставленные (переданные) территориальным органам и (или) подразделениям указанных федеральных органов исполнительной власти для выполнения задач на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с установленными полномочиями.
К техническим средствам обеспечения транспортной безопасности относятся, в том числе системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года N 1641 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов).
Названными требованиями предусмотрено, что субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности метрополитена обязан, в том числе оснастить объект метрополитена техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеоидентификацию, видеораспознавание, видеообнаружение, видеомониторинг, передачу данных с системы видеонаблюдения, хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих для этого необходимыми конструктивными особенностями, в течение не менее 30 суток (пункты 6, 9, 12, 15).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 года N 1285-р утверждена Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, положениями которой предусмотрено оснащение техническими средствами обеспечения транспортной безопасности московского метрополитена (дооснащение системой интеллектуального видеонаблюдения с функциями видеораспознавания, видеообнаружения и видеомониторинга платформ, станций, метромостов, перегонов, электродепо и коллекторов).
В соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу части 3 статьи 9 Федерального закона "О транспортной безопасности" сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, паспортах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, являются информацией ограниченного доступа.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, регулируется Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (часть 1 статьи 1).
Согласно статье 3 названного Федерального закона персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (пункт 1); обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (пункт 3).
Частью 2 статьи 11 Федерального закона "О персональных данных" предусмотрено, что обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в частности, об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, об оперативно-розыскной деятельности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 44, 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", не требуется согласия на обнародование и использование изображения гражданина, если оно необходимо в целях защиты правопорядка и государственной безопасности (например, в связи с розыском граждан, в том числе пропавших без вести либо являющихся участниками или очевидцами правонарушения).
Не требуется согласия гражданина для обнародования и дальнейшего использования изображения, полученного при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, в том числе открытых судебных заседаниях, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования (подпункт 2 пункта 1 статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1.2 Положения о государственной автоматизированной информационной системе "Сфера", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17 марта 2021 года N328-1111, ГАИС "Сфера" является государственной автоматизированной информационной системой города Москвы, содержащей информацию в электронной форме, в том числе программно-технические средства, предназначенные для автоматизации процессов централизованного сбора, обработки, хранения информации в целях обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры города Москвы.
В соответствии с пунктом 1.3 названного Положения о ГАИС "Сфера", целями создания ГАИС "Сфера" являются обеспечение безопасности и повышение уровня антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и на транспорте общего пользования города Москвы за счет применения информационно-коммуникационных технологий путем организации централизованного сбора, хранения и обработки информации, содержащейся в ГАИС "Сфера", а также использования программных и технических средств, обеспечивающих информационное взаимодействие в электронной форме.
На основании пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагается обязанность обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах.
Для выполнения возложенных обязанностей полиции предоставляются права, в том числе, требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий (пункт 1 части 1 статьи 13); требовать от граждан в случае их обращения назвать свои фамилию, имя и отчество, проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно, если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом, принимать меры по идентификации указанных лиц (пункт 2 части 1 статьи 13); составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 8 части 1 статьи 13); доставлять граждан в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции в целях соблюдения общественного порядка (пункт 13 части 1 статьи 13).
Закрепленное право полиции доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции представляет собой меру административного принуждения, направленную исключительно на защиту прав и законных интересов как доставляемых, так и иных лиц.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 22 августа 2022 г. на станции метро "Рязанский проспект" Московского метрополитена Поплавский С.В. был остановлен сотрудниками полиции, в связи с наличием ориентировки по системе распознавания лиц ГАИС "Сфера". Он был доставлен в ОМВД России по Рязанскому району г. Москвы, и после проверки данных о личности покинул отдел полиции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемыми действиями административных ответчиков права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены.
Задержание и доставление административного истца в ОМВД России по Рязанскому району г. Москвы были направлены на пресечение нарушений общественного порядка и обеспечение безопасности граждан в связи с поступлением сигнала государственной автоматизированной информационной системы "Сфера". После установления личности Поплавского С.В. и при отсутствии оснований для его задержания он был отпущен. Применение технологии распознавания лиц в городской системе видеонаблюдения направлено, в том числе, на защиту правопорядка, обеспечение безопасности и предоставление сотрудникам УВД на ММ ГУ МВД России по г. Москве доступа к ГАИС "Сфера" для выполнения возложенных обязанностей. Факты незаконного сбора и распространения должностными лицами персональных данных Поплавского С.В. не установлены. Действия сотрудников полиции в полной мере отвечали полномочиям, возложенным Федеральным законом "О полиции", и интересам общественной безопасности и правопорядка.
С выводами суда согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, на обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оценив представленные по делу доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемыми действиями права и законные интересы административного истца не нарушены.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью выводов судов обеих инстанций не имеется, выводы судов исчерпывающе мотивированы в обжалуемых судебных актах, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречит нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию административного истца, изложенную в судебном заседании и апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами обеих инстанций при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы, изложенные в этих судебных актах.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену, решения и апелляционного определения по делу не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 07 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Поплавского С.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.