Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Иванова Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы и Управления социальной защиты населения ЦАО города Москвы на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 15 февраля 2024 года по административному делу N 2а-134/2023 по административному исковому заявлению Гончаровой Изабеллы Игоревны к Отделу социальной защиты населения Таганского района города Москвы, Управлению социальной защиты населения ЦАО города Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы об оспаривании решений, возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав объяснения представителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы по доверенности Кисловой И.М. и представителей Управления социальной защиты населения ЦАО города Москвы по доверенности Берковской В.К. и Милушкина А.Ю, поддержавших кассационные жалобы, возражения представителя Гончаровой И.И. по доверенности Топильского Ю.И. относительно доводов кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Гончарова Изабелла Игоревна является матерью "данные изъяты" детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В отношении детей установлено отцовство Кузнецовым Алексеем Львовичем.
11 октября 2022 года Кузнецов А.Л. призван на военную службу по мобилизации и направлен в воинскую часть на основании Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации".
30 октября 2022 года Гончарова И.И. обратилась в Центр поддержки семей мобилизованных с заявлением на предоставление государственной услуги о назначении ежемесячного пособия на детей в возрасте от 3 до 7 лет и от 8 до 18 лет, в связи с призывом на военную службу второго родителя.
Решениями Отдела социальной защиты населения Таганского района города Москвы (далее по тексту - Отдела СЗН Таганского района г. Москвы) N, N и N от 09 ноября 2022 года, а также решением Управления социальной защиты населения ЦАО города Москвы (далее по тексту - УСЗН ЦАО г. Москвы), оформленным в виде ответа от 21 декабря 2022 года N, Гончаровой И.И. отказано в предоставлении государственной услуги о назначении ежемесячных пособий на детей в форме ежемесячных денежных выплат без оценки критериев нуждаемости, в связи с отсутствием у заявителя права на получение указанных выплат.
Считая указанные решения незаконными, Гончарова И.И. обратилась в суд с административным иском об оспаривании названных решений и возложении обязанности на Отдел СЗН Таганского района г. Москвы оказать государственную услугу назначения ежемесячных пособий на детей без оценки критериев нуждаемости.
Требования мотивированы тем, что с отцом "данные изъяты" детей Кузнецовым А.Л. проживает одной семьёй без регистрации брака, он призван на военную службу в порядке мобилизации. Несмотря на это, в предоставлении государственной услуги о назначении ежемесячных пособий на детей без оценки критериев нуждаемости отказано.
Решением Таганского районного суда г. Москвы от 28 апреля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 15 февраля 2024 года решение суда отменено, по делу принято новое решение, которым признаны незаконными решения Отдела СЗН Таганского района г. Москвы N, N и N от ДД.ММ.ГГГГ и решение УСЗН ЦАО г. Москвы от 21 декабря 2022 года N.
На Отдел СЗН Таганского района г. Москвы возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Гончаровой И.И. о предоставлении государственной услуги о назначении пособий на детей без оценки критериев нуждаемости с ежемесячной выплатой.
В кассационных жалобах Департамента труда и социальной защиты населения города и УСЗН ЦАО г. Москвы ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотивам неправильного применения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда апелляционной инстанции, изложенных в судебном акте, обстоятельствам административного дела.
Определениями судьи Второго кассационного, суда общей юрисдикции от 25 апреля 2024 года и 15 мая 2024 года кассационные жалобы переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей административных ответчиков, возражения представителя административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Гончарова И.И. не обладает правом на получение указанных выплат, поскольку с отцом "данные изъяты" детей в зарегистрированном браке не состоит, семейных отношений не поддерживает.
В подтверждение приведенных выводов, суд сослался на решение Таганского районного суда от 13 октября 2022 года, которым частично удовлетворён иск Гончаровой И.И. к Кузнецову А.Л. о взыскании алиментов на содержание "данные изъяты" детей. При обращении в суд с данным иском Гончарова И.И. указала, что с Кузнецов А.Л. проживала совместного до февраля 2022 года, материальной помощи он не оказывает, воспитанием детей не занимается.
Отменяя решение, и принимая по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что положения пункта 5.8 Постановления Правительства Москвы от 12 апреля 2022 года N 553-ПП "О ежемесячных пособиях на детей в городе Москве" не содержат требования о необходимости подтверждения брачных отношений между родителями "данные изъяты". Понятие "семьи" не сводится к отношениям, основанным на браке, и может охватывать другие "семейные" связи, когда стороны проживают совместно вне брака. Ребёнок, рождённый при таких отношениях, является частью семьи с момента и в силу самого факта своего рождения. Таким образом, между ребёнком и родителями существует связь, которая может рассматриваться в качестве семейной жизни.
Между тем, с выводами апелляционного суда согласиться нельзя ввиду следующего.
В ходе разрешения настоящего спора судом апелляционной инстанции, в нарушение требования о необходимости принятия мер для всестороннего и полного установления фактических обстоятельств административного дела, оставлены без внимания доводы административных ответчиков о том, что правом на назначение ежемесячных пособий обладают семьи с детьми, у которых на дату обращения с заявлением родитель (усыновитель, опекун, попечитель) убыл в места сбора или на пункты (места) приёма военнослужащих, призванных на военную службу по мобилизации. При этом в состав семьи, определяемой на дату назначения ежемесячного пособия, включаются родитель (усыновитель), супруга, "данные изъяты" дети.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (статья 39, части 1 и 2).
В соответствии с положениями Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", ежемесячное пособие на ребенка является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, которое выплачивается, в том числе, гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации.
Статьями 4 и 16 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2022 года) предусматривалось, что выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, в виде ежемесячного пособия на ребенка производится за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В городе Москве отношения, связанные с назначением и выплатой ежемесячного пособия на ребенка, в целях социальной поддержки граждан, имеющих детей, урегулированы Законом города Москвы от 03 ноября 2004 года N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка", в соответствии со статьёй 12 которого финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия на ребенка является расходным обязательством города Москвы.
Согласно части 1 статьи 3 названного Закона право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 18 лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину, ежегодно устанавливаемую Правительством Москвы в целях реализации настоящего Закона.
Условия и порядок назначения ежемесячного пособия на ребенка, в том числе с применением критериев нуждаемости, размер ежемесячного пособия на ребенка и сроки индексации устанавливаются Правительством Москвы (статья 4 Закона).
Такие условия и порядок назначения ежемесячного пособия на ребёнка в городе Москве регламентированы Постановлением Правительства Москвы от 12 апреля 2022 года N 553-ПП "О ежемесячных пособиях на детей в городе Москве".
Названным постановлением установлено, что в городе Москве назначаются и выплачиваются за счет средств бюджета города Москвы следующие ежемесячные пособия на детей для соответствующего возраста:
1.1. Ежемесячное пособие на ребенка в форме ежемесячной денежной выплаты на ребенка для категории детей в возрасте от 0 до 3 лет;
1.2. Ежемесячное пособие на ребенка в форме ежемесячной денежной выплаты на ребенка для категории детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно;
1.3. Ежемесячное пособие на ребенка в форме ежемесячной денежной выплаты на ребенка для категории детей в возрасте от 8 до 18 лет.
Размер ежемесячного пособия на ребенка в форме ежемесячной денежной выплаты на ребенка для всех возрастных категорий детей устанавливается в процентном соотношении от величины прожиточного минимума для детей, установленной в городе Москве, в зависимости от среднедушевого дохода семьи (пункт 2).
Согласно пункту 2.1 Положения о порядке учёта, исчисления величины среднедушевого дохода семьи в целях получения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка и подтверждения доходов членов семьи, Приложения 2 к названному постановлению, (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2022 года) в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун (попечитель) ребенка, в связи с рождением (усыновлением), принятием под опеку (попечительство) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячного пособия, супруг (супруга) такого гражданина, "данные изъяты" дети.
В соответствии с пунктом 5.8 указанного Постановления (в редакции, действующей в спорный период) ежемесячное пособие на ребёнка, предусмотренное пунктом 1 настоящего постановления, назначается в соответствии с настоящим постановлением без оценки критериев нуждаемости семьи, если на дату обращения за назначением указанного пособия родитель (усыновитель) или опекун (попечитель) ребенка убыл в места сбора или на пункты (места) приема военнослужащих в связи с призывом на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации".
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" семья - лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.
Пунктом 2.10.1.6 Приложения 3 к постановлению Правительства Москвы от 12 апреля 2022 года N 553-ПП предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги в виде назначения ежемесячного пособия на ребенка в форме ежемесячной денежной выплаты является отсутствие у заявителя права на предоставление государственных услуг.
С учётом приведенных выше нормативных положений федерального и регионального законодательства, доводы кассационных жалоб о том, что обязательным условием для назначения ежемесячного пособия, предусмотренного пунктом 5.8 Постановлением Правительства Москвы от 12 апреля 2022 года N 553-ПП "О ежемесячных пособиях на детей в городе Москве", является наличие семейных отношений лица, которое обращается за назначением пособия, и родителя ребёнка, заслуживали внимания и нуждались в надлежащей правовой оценке.
Однако в ходе разрешения настоящего административного спора, в нарушение требований о необходимости принятия мер для всестороннего и полного установления фактических обстоятельств дела, приводимые административными ответчиками доводы о законности оспариваемых решений, судом апелляционной инстанции оставлены без должного внимания.
В силу положений статьи 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность и справедливость при рассмотрении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также с получением гражданами судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.
В соответствии с частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как следует из пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Поскольку суд апелляционной инстанции не принял предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для принятия законного и обоснованного решения принятое апелляционное определение нельзя признать законным, оно подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Московский городской суд.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, выяснить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора и постановить судебный акт в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 15 февраля 2024 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.