Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Ульянкина Д.В, Иванова Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административных ответчиков УФСИН России по Костромской области, ФСИН России, заинтересованного лица ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области по доверенности ФИО1 на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 19 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 6 декабря 2023 года, вынесенные по делу N 2а-52/2023 по исковому заявлению Лесного Василия Васильевича к УФСИН России по Костромской области, ФСИН России о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Лесной В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Костромской области о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 300 000 рублей.
В обоснование ссылался на то, что по приговору суда отбывает наказание в виде лишения свободы в колонии-поселении. В период с 28 декабря 2020 года по 8 апреля 2021 года его неоднократно незаконно водворяли в штрафной изолятор. Так, 28 декабря 2020 года он был водворен в штрафной изолятор сроком на 15 суток, затем 12 января 2021 года - сроком на 15 суток, и 26 марта 2021 года - сроком на 15 суток. Впоследствии постановления, на основании которых его помещали в штрафной изолятор судом признаны незаконными. 28 декабря 2020 года и 4 июля 2021 года в отношении него были вынесены постановления о признании его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, также администрация исправительного учреждения трижды незаконно обращалась в суд с ходатайством об изменении ему режима отбывания наказания с колонии-поселения на колонию строгого режима. Данные обстоятельства причиняли ему нравственные страдания, так как, находясь в штрафном изоляторе, он содержался в одиночной камере, был лишен свиданий, свободного передвижения, а также возможности получения передач. Помещение штрафного изолятора, в котором он содержался, находилось в неудовлетворительном состоянии, в камере было очень холодно, отсутствовала горячая вода, в связи с чем он не мог помыться. Кроме того, 12 января 2021 года его уволили с работы, в связи с чем он утратил реальный доход. 19 января 2021 года из камеры штрафного изолятора бригада скорой помощи госпитализировала его в лечебное учреждение, и с 20 января 2021 года по 3 февраля 2021 года он проходил стационарное лечение в больнице ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области с диагнозом расстройство личности. Также в июне 2021 года сотрудники ФСИН России приняли незаконное постановление о его переводе на принудительное лечение в психиатрическую больницу, вследствие чего он незаконно содержался в одиночной камере в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области с 4 июня 2021 года по 11 июня 2021 года, что причинило ему нравственные страдания.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 19 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 6 декабря 2023 года, административные исковые требования удовлетворены частично. В пользу Лесного В.В. с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации взыскана компенсация морального вреда в размере 80 000 рублей. В остальной части административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд кассационной инстанции 25 апреля 2024 года, представителем ответчиков УФСИН России по Костромской области, ФСИН России, заинтересованного лица ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области по доверенности ФИО1 ставится вопрос об отмене вынесенных судебных актов по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких нарушений судебной коллегией не установлено.
В силу части 1 статьи 227.1 названного Кодекса лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), с решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (ст. 46 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1 статьи 12.1 УИК РФ).
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц. Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
Частью 1 статьи 118 УИК РФ предусмотрено, что осужденным к лишению свободы, водворенным в штрафной изолятор, запрещаются свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания, получение посылок, передач и бандеролей. Они имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час.
Как следует из материалов дела, с 9 октября 2020 года по 21 июня 2021 года Лесной В.В. отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области на участке колонии-поселения.
На основании распоряжения УФСИН России по Костромской области осужденные, отбывающие наказание на участке колонии-поселения при ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области, к которым применена меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор, направляются для отбывания наказания в штрафной изолятор, расположенный на территории ФКУ КП-5 УФСИН России по Костромской области.
Постановлением начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области от 28 декабря 2020 года Лесной В.В. за нарушение установленного порядка отбывания наказания, выразившегося в том, что 25 декабря 2020 года в 14 часов 00 минут допустил пользование и хранение запрещенных предметов, а именно мобильного телефона и сим-карты, чем нарушил пункт 17 главы 3 ПВР ИУ, водворен в штрафной изолятор на 15 суток без вывода на работу.
В этот же день постановлением начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области Лесной В.В. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (том 1 л.д. 142).
Будучи несогласным с вышеуказанными постановлениями Лесной В.В. обратился в Костромской районный суд Костромской области с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области о признании незаконным и отмене наложенного на него дисциплинарного взыскания, а также о признании незаконным и отмене постановления о признании его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Приказом начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области от 5 апреля 2021 года N 104 постановления от 28 декабря 2020 года о водворении осужденного Лесного В.В. в штрафной изолятор сроком на 15 суток и признании его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания отменены.
Решением Костромского районного суда Костромской области от 28 апреля 2021 года, вступившим в законную силу 12 июня 2021 года, по делу N 2а-508/2021 в удовлетворении административного иска Лесного В.В. к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области о признании незаконным наложенного взыскания, его отмене, признании незаконным постановления о признании злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, его отмене, отказано в связи с добровольным восстановлением прав административного истца.
Постановлением врио начальника ФКУ КП-5 УФСИН России по Костромской области от 12 января 2021 года Лесной В.В. за нарушение установленного порядка отбывания наказания, выразившегося в том, что 12 января 2021 года в 05 часов 01 минуту при встрече не поздоровался с сотрудником администрации исправительного учреждения, чем нарушил пункт 18 главы 4 ПВР ИУ, водворен в штрафной изолятор на 15 суток без вывода на работу.
Приказом врио начальника ФКУ КП-5 УФСИН России по Костромской области от 31 марта 2021 года N8-ос постановление от 12 января 2021 года о водворении осужденного Лесного В.В. в штрафной изолятор отменено.
Постановлением начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области от 26 марта 2021 года Лесной В.В. водворен в штрафной изолятор на 15 суток без вывода на работу за нарушение установленного порядка отбывания наказания, выразившегося в том, что 26 марта 2021 года в 11 часов 27 минут осужденный Лесной В.В. возле помещения младших инспекторов УКП употреблял нецензурные и жаргонные слова в адрес осужденных, чем нарушил пункт 17 главы 3 ПВР ИУ.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области, а также постановлением начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области от 25 декабря 2020 года о водворении его в штрафной изолятор сроком на трое суток и постановлением начальника ФКУ КП-5 УФСИН России по Костромской области от 12 января 2021 года о водворении в штрафной изолятор на 15 суток, Лесной В.В. обратился в Костромской районный суд Костромской области с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области, ФКУ КП-5 УФСИН России по Костромской области о признании данных постановлений незаконными.
Решением Костромского районного суда Костромской области от 21 сентября 2021 года по делу N 2а-596/2021 в удовлетворении административного искового заявления Лесного В.В. к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области, ФКУ КП-5 УФСИН России по Костромской области о признании незаконными постановлений о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде водворения в штрафной изолятор отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 26 января 2022 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2022 года, решение Костромского районного суда Костромской области от 21 сентября 2021 в части отказа в удовлетворении административных исковых требований Лесного В.В. о признании незаконным постановления начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области от 26 марта 2021 года отменено. В данной части по делу принято новое решение об удовлетворении административного иска; постановление начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области от 26 марта 2021 года о водворении осужденного Лесного В.В. за нарушение установленного порядка отбывания наказания в штрафной изолятор на 15 суток признано незаконным; в остальной части решение суда оставлено без изменения.
Приказом начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области от 16 марта 2022 года N 101 постановление начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области от 26 марта 2021 года о водворении осужденного Лесного В.В. в штрафной изолятор сроком на 15 суток отменено.
Дисциплинарные взыскания в виде водворения в штрафной изолятор по постановлениям от 28 декабря 2020 года и от 26 марта 2021 года Лесной В.В. отбыл.
При отбытии дисциплинарного взыскания по постановлению от 12 января 2021 года Лесной В.В. 19 января 2021 года, находясь в камере штрафного изолятора ФКУ КП-5 УФСИН России по Костромской области, совершил попытку суицида, в связи с чем был доставлен в этот же день в ОГБУЗ "Костромская областная психиатрическая больница", где ему был поставлен диагноз "смешанное расстройство эмоций и поведения, обусловленное расстройством адаптации. Эмоционально-неустойчивое расстройство личности", рекомендована консультативная помощь психиатра, и откуда 20 января 2021 года он был выписан в колонию в сопровождении полиции.
С 20 января 2021 года по 3 февраля 2021 года Лесной В.В. находился на стационарном лечении в ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России, направлен в плановом порядке для консультации врачом-психиатром.
Судом также установлено, что 6 апреля 2021 года начальником УФСИН России по Костромской области утверждено представление ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России на перевод осужденного Лесного В.В. по медицинским показаниям в ФКУЗ МСЧ-76 ФСИН России для наблюдения и лечения в условиях стационара (принудительное).
4 июня 2021 года Лесной В.В. переведен в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области на основании представления УФСИН России по Костромской области от 6 апреля 2021 года на перевод осужденного по плановым медицинским показаниям в больницу ФКУЗ МСЧ-76 ФСИН России. 11 июня 2021 года Лесной В.В. этапирован в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области в связи с отменой представления УФСИН России по Костромской области от 6 апреля 2021 года.
Полагая представление от 6 апреля 2021 года о переводе по плановым медицинским показаниям в ФКУЗ МСЧ-76 ФСИН России и действия по этапированию на принудительное лечение и обследование незаконными, Лесной В.В. обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с соответствующим административным исковым заявлением к УФСИН России по Костромской области.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 2 июля 2021 года административное исковое заявление Лесного В.В. оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 29 сентября 2021 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16 февраля 2022 года, решение Свердловского районного суда города Костромы от 2 июля 2021 года отменено, принято новое решение, которым административное исковое заявление Лесного В.В. к УФСИН России по Костромской области удовлетворено, действия по переводу Лесного В.В. из ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области по плановым медицинским показаниям признаны незаконными.
Частично удовлетворяя административные исковые требования, суды пришли к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда в связи с необоснованным содержанием в штрафном изоляторе и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области. При этом, определяя размер компенсации, суды учли конкретные обстоятельства дела, длительность периода, в течение которого истец незаконно содержался в штрафном и следственном изоляторах, а также периода, в течение которого действовало постановление о признании его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, тяжесть причиненных Лесному В.В. нравственных страданий, индивидуальные особенности его личности, требования разумности и справедливости и сочли возможным взыскать в пользу Лесного В.В. компенсацию в размере 80 000 рублей.
Оснований не согласиться с указанными выводами у судебной коллегии не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах. Характер выявленных судом нарушений условий содержания осужденного в местах лишения свободы вопреки доводам кассационной жалобы с учетом вышеприведенных норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации дает административному истцу право на получение соответствующей денежной компенсации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, при рассмотрении настоящего спора судами правильно применены нормы материального права, определены юридически значимые обстоятельства по делу и дана надлежащая оценка представленным сторонами доказательствам.
Доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в судах первой и второй инстанций или опровергали бы их выводы, и не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит судебные постановления законными и обоснованными, поскольку они вынесены в соответствии с правильно примененным судами законом и с учетом представленных сторонами доказательств. В кассационной жалобе обоснованность выводов судебных инстанций не опровергнута.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, судами также не допущено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского районного суда г. Костромы от 19 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 6 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя УФСИН России по Костромской области, ФСИН России, ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.