Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Корпачевой Е.С, Жудова Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 29 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 4 марта 2024 года по административному делу N 2а-1177/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным решения, обязании исключить сведения из реестра.
Заслушав доклад судьи Корпачевой Е.С, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя Министерства юстиции Российской Федерации по доверенности Колоскова Е.О, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 10 февраля 2023 года N-р о включении ее в реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, возложить обязанность исключить ее из указанного реестра.
В обоснование заявленных требований указала, что является российским общественным деятелем, экспертом по теме домашнего насилия и гендерной дискриминации, создателем и руководителем Центра по работе с проблемой насилия "Насилию.нет".
Считала, что оспариваемое распоряжение является дискриминацией ее прав, в частности, на свободу слова, свободу выражения мнения. Ограничение прав обусловлено политической мотивацией, преследованием за профессиональную деятельность административного истца. Кроме того, термин "иностранный агент", по мнению административного истца, имеет сильную негативную коннотацию, поэтому наделение таким статусом схоже с понятием "враг народа", "диверсант".
Решением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 29 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 4 марта 2024 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции с делом 6 мая 2024 года, ФИО1 ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в судебных актах обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Приводит доводы о том, что административный ответчик не имел оснований для включения административного истца в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, и не доказал обоснованность принятого решения в судебном порядке.
Кроме того, полагает, что суды нижестоящих инстанций сделали неверный вывод об отсутствии нарушения права административного истца на неприкосновенность частной жизни; свободу слова, свободу выражения мнения.
Относительно доводов, изложенных в кассационной жалобе, административным ответчиком представлены возражения об их необоснованности и законности постановленных судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены в порядке, установленном главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определиларассмотреть дело при состоявшейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на них, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 названного Федерального закона.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ, под иностранным влиянием, указанным в части 1 статьи 1 данного Федерального закона, понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами; под поддержкой, указанной в части 1 указанной статьи, понимается предоставление лицу иностранным источником денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах.
В силу статьи 4 Федерального закона N 255-ФЗ под видами деятельности, указанными в его части 1 статьи 1 данного Федерального закона, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные указанной статьей (часть 1).
Под политической деятельностью понимается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, их решения и действия (часть 2).
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона N 255-ФЗ политическая деятельность осуществляется в следующих формах:
- участие в организации и проведении публичных мероприятий;
- в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведения публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
- участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении;
- за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
- публичные обращения к органам публичной власти, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов и лиц, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
- распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике;
- формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
- вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в деятельность, указанную в пунктах 1-5;
- финансирование деятельности, указанной в пунктах 1-6.
В целях учета иностранных агентов уполномоченным органом ведется реестр, который содержит сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) либо наименовании иностранного агента, информацию об основаниях его включения в реестр с указанием конкретных норм Федерального закона N 255-ФЗ, дату принятия решения уполномоченного органа о включении в реестр (часть 1 статьи 5 названного Федерального закона).
Уполномоченным органом в соответствии с Положением о государственном контроле за деятельностью иностранных агентов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2023 года N 18, Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2023 года N 10, является Министерство юстиции Российской Федерации.
Порядок включения в реестр предусмотрен статьей 7 Федерального закона N 255-ФЗ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 10 февраля 2023 года в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" Министерством юстиции Российской Федерации принято распоряжение N-р о включении ФИО1 в реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.
13 февраля 2023 года Министерством юстиции Российской Федерации административному истцу направлено соответствующее уведомление.
Основанием для принятия оспариваемого распоряжения послужила информация, поступившая из Главного управления по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской федерации, согласно которой ФИО1 является общественным деятелем, основателем и руководителем АНО "Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет", признанной иностранным агентом 29 декабря 2020 года.
Политическая деятельность административного истца выражается в распространении недостоверной информации о деятельности органов государственной власти Российской Федерации, в руководстве деятельностью лица, признанного иностранным агентов, распространении сообщений и материалов иностранных агентов, а также участии в создании таковых на видеохостинге "YouTube" на каналах "StrateraNews", "Осторожно: Собчак", "Петя Плосков", "Вся такая Монгайт", "Ходорковский Live", "FemIs", "Русская служба The MoscowTimes", "А поговорить?"; на сайте интернет-издания "Холод".
В подтверждение осуществления указанным лицом политической деятельности на территории Российской Федерации в интересах иностранного источника в связи с оказанным иностранным источником воздействием, Главным управлением по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации представлены акты осмотров интернет-ресурсов, содержащих материалы политической направленности, участие в создании которых принимала/принимает ФИО1
Согласно сведениям Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, поступившим в Министерство юстиции Российской Федерации 22 декабря 2022 года, в июне 2022 года ФИО1 распространяла сообщения и материалы ФИО6, включенной в реестр иностранных агентов.
За период с июня 2022 года по сентябрь 2022 года выявлены факты участия ФИО1 в создании сообщений и материалов АНО "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", ООО "Москоудиджитал медиа", ФИО7, ФИО6, включенных в реестр иностранных агентов.
В соответствии со сведениями Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации, поступившими в Министерство юстиции Российской Федерации 15 декабря 2022 года, ФИО1 в период с ноября 2020 года по февраль 2022 года являлась получателем денежных средств со стороны АНО "Насилию.нет", признанной иностранным агентом 29 декабря 2020 года, в общем размере 3 408 130 рублей, перечисленными 28 операциями.
Разрешая спор по существу, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований, поскольку оспариваемое распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации принято полномочным государственным органом, в пределах своей компетенции; ФИО1 осуществляла политическую деятельность в форме распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике, формирования общественно-политических взглядов и убеждений, при этом находилась под иностранным влиянием в форме поддержки от иностранных источников в виде предоставления информационных площадок; получала денежные средства от иностранного источника.
Оснований не согласиться с указанными выводами судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на правильном применении приведенных выше положений действующего законодательства, а также в полной мере соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что включение ФИО1 в реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, влечет за собой вмешательство в частную жизнь административного истца; дискриминацию ее прав, в частности, на свободу слова, свободу выражения мнения; обусловлено политической мотивацией, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми были обоснованы административный иск, апелляционная жалоба и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Несогласие административного истца с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 29 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 4 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.