Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Корпачевой Е.С, Денисова Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лиза Норм" на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 17 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28 февраля 2024 года по административному делу N 2а-872/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лиза Норм" к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным распоряжения, обязании исключить сведения.
Заслушав доклад судьи Корпачевой Е.С, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя Министерства юстиции Российской Федерации по доверенности Колоскова Е.О, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Лиза Норм" (далее - ООО "Лиза Норм", административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным распоряжения от 9 декабря 2022 года N 1686-р о включении The Bell в реестр иностранных агентов, возложении обязанности исключить The Bell из указанного реестра.
В обоснование заявленных требований указывает, что является владельцем доменов "данные изъяты" и "данные изъяты", указанных в реестре иностранных агентов в качестве информационных ресурсов The Bell, сведения на информационных адресах The Bell распространяются через юридическое лицо ООО "Лиза Норм". Распоряжением от 9 декабря 2022 года N 1686-р The Bell был включен в реестр иностранных агентов, о чем административный истец узнал из сведений, размещенных на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации, копия данного распоряжения получена не была.
Считает, что оспариваемое распоряжение вынесено с нарушением требований действующего законодательства, является незаконным и необоснованным, нарушающим права административного истца на свободу слова и выражения мнения, влечет дополнительные обязательства, носит политический характер.
Решением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 17 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28 февраля 2024 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции с делом 6 мая 2024 года, ООО "Лиза Норм" ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в судебных актах обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Приводит доводы о том, что административный ответчик не имел оснований для включения административного истца в реестр иностранных агентов, и не доказал обоснованность принятого решения в судебном порядке.
Кроме того, полагает, что суды нижестоящих инстанций сделали неверный вывод об отсутствии нарушения права административного истца на свободу слова, свободу выражения мнения.
Относительно доводов, изложенных в кассационной жалобе, административным ответчиком представлены возражения об их необоснованности и законности постановленных судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены в порядке, установленном главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определиларассмотреть дело при состоявшейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на них, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 названного Федерального закона.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ, под иностранным влиянием, указанным в части 1 статьи 1 данного Федерального закона, понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами; под поддержкой, указанной в части 1 указанной статьи, понимается предоставление лицу иностранным источником денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах.
В силу статьи 4 Федерального закона N 255-ФЗ под видами деятельности, указанными в его части 1 статьи 1 данного Федерального закона, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные указанной статьей (часть 1).
Под политической деятельностью понимается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, их решения и действия (часть 2).
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона N 255-ФЗ политическая деятельность осуществляется в следующих формах:
- участие в организации и проведении публичных мероприятий;
- в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведения публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
- участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении;
- за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
- публичные обращения к органам публичной власти, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов и лиц, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
- распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике;
- формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
- вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в деятельность, указанную в пунктах 1-5;
- финансирование деятельности, указанной в пунктах 1-6.
В целях учета иностранных агентов уполномоченным органом ведется реестр, который содержит сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) либо наименовании иностранного агента, информацию об основаниях его включения в реестр с указанием конкретных норм Федерального закона N 255-ФЗ, дату принятия решения уполномоченного органа о включении в реестр (часть 1 статьи 5 названного Федерального закона).
Уполномоченным органом в соответствии с Положением о государственном контроле за деятельностью иностранных агентов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2023 года N 18, Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2023 года N 10, является Министерство юстиции Российской Федерации.
Порядок включения в реестр предусмотрен статьей 7 Федерального закона N 255-ФЗ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, интернет-ресурс The Bell, как средство массовой информации, не зарегистрировано, предположительно владельцем интернет-ресурса является российская журналистка и радиоведущая ФИО5 The Bell основан в 2017 году как "стартап", занимающийся не только рассылкой новостей по электронной почте, но и представляющий из себя полноценный ресурс, основная тематика публикаций которого экономика и политика. По некоторым данным, издание The Bell финансируется из-за рубежа сыном основателя "Вымпелкома" и фонда "Династия" Д. Зимина - Б. Зиминым и "Европейским фондом за демократию" (European Endowment for Democracy). В разделе "Команда и контакты", помимо информации о сотрудниках The Bell, среди которых главный редактор ФИО8, включенная в реестр иностранных агентов, имеется подраздел "Свяжитесь с нами", в котором опубликованы следующие сведения: юридическое лицо и адрес: Polestar Digital Venture Inc, 541 Jefferson avenue, suite 100, Redwood City, CA, 94063.
Интернет-ресурс представлен в следующих социальных сетях: "Facebook", "YouTube", "ВКонтакте", "Instagram", "Twitter", "Telegram", "Одноклассники".
Согласно сведениям Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, The Bell занимается распространением материалов и сообщений СМИ-иноагентов.
Кроме того, из информации, поступившей 9 декабря 2022 года в Министерство юстиции Российской Федерации из Главного управления по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации, следует, что The Bell является проектом, основанным ФИО5, 1 апреля 2022 года включенной в реестр иностранных агентов, и позиционирующим себя как медиа об экономике, финансах, технологиях, бизнесе и образовании; проект включает в себя: сайт "The Bell"; сетку Телеграмм-каналов "The Bell", "The Bell News", "The Bell Tech"; аккаунт в социальной сети "ВКонтакте" - "The Bell"; "Bell.club"; "In school"; YouTube-канал "Русские норм".
На YouTube-канале "Русские норм" размещаются интервью ФИО5 с политическими деятелями; установлен факт создания контента совместно с ФИО6, включенным в реестр иностранных агентов.
9 декабря 2022 года распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации N 1686-р The Bell включен в реестр иностранных агентов, уведомление о принятом распоряжении направлено 13 декабря 2022 года.
Разрешая спор по существу, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований, поскольку оспариваемое распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации принято полномочным государственным органом, в пределах своей компетенции; административный истец осуществлял политическую деятельность, участвуя в создании и распространении информации политического содержания, в интересах иностранного источника и под его влиянием.
Оснований не согласиться с указанными выводами судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на правильном применении приведенных выше положений действующего законодательства, а также в полной мере соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что включение ООО "Лиза Норм" в реестр иностранных агентов, влечет за собой дискриминацию его прав, в частности, на свободу слова, свободу выражения мнения; обусловлено политической мотивацией, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми были обоснованы административный иск, апелляционная жалоба и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Несогласие административного истца с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 17 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лиза Норм" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.