Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Ульянкина Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Какорина Андрея Александровича на решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 12 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 04 марта 2024 года по административному делу N 2а-337/2023 по административному исковому заявлению Какорина Андрея Александровича к ОМВД России по району Выхино-Жулебино г. Москвы, УВД ЮВАО г. Москвы об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав объяснения представителя УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве Дудукиной И.В. и представителя УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве и Отдела МВД России по району Выхино-Жулебино г. Москвы Федоровой Т.В. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
решением начальника Отдела МВД России по району Выхино-Жулебино г. Москвы от 11 января 2023 года Какорину А.А. отказано в снятии с регистрационного учёта по месту жительства "данные изъяты" дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по адресу: "адрес" "адрес".
Считая указанный отказ незаконным, Какорин А.А. обратился в суд с административным иском об оспаривании отказа в снятии с регистрационного учёта, мотивируя свои требования тем, что заочным решением Кузьминского районного суда г. Москвы от 13 декабря 2013 года место проживания "данные изъяты" Какориной Д.А. определено с её матерью - Широковой Ю.О.
Решением Кузьминского районного суда г. Москвы от 12 мая 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 04 марта 2024 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Какорина А.А. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Какорин А.А. просит об отмене судебных актов по мотивам неправильного применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов обстоятельствам административного дела.
Определением судьи Второго кассационного, суда общей юрисдикции от 16 мая 2024 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам ФИО4 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 5241-1), Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 (далее - Правила N 713), и Административным регламентом МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 31 декабря 2017 года N 984 (далее - Административный регламент N 984).
Под снятием гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства понимается фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений об убытии гражданина Российской Федерации из места жительства (статья 2 Закона РФ N 5242-I).
В статье 7 Закона РФ N 5242-1 и пункте 31 Правил N 713, перечислены основания для снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учёта по месту жительства органом регистрационного учёта, в том числе, снятие гражданина с регистрационного учёта по месту жительства производится органами регистрационного учёта в случае признания утратившим права пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда.
В соответствии с пунктами 54 - 54.2 Административного регламента N984, для снятия с регистрационного учета по месту жительства гражданин (законный представитель) представляет: заявление о снятии с регистрационного учёта по месту жительства произвольной формы с указанием адреса выбытия; паспорт гражданина (свидетельство о рождении "данные изъяты" граждан, не достигших 14-летнего возраста).
Пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства "данные изъяты", не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Согласно статье 64 Семейного кодекса Российской Федерации, защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заочным решением Кузьминского районного суда г. Москвы от 13 декабря 2013 года место проживания "данные изъяты" ФИО2 определено с её матерью - Широковой Юлией Олеговной.
09 декабря 2022 года Какорин А.А. через МФЦ "Мои документы" подал заявление о снятии "данные изъяты" ФИО11 регистрационного учёта по адресу: "адрес", в связи с постоянным проживанием ребёнка по месту жительства матери: "адрес".
Оспариваемым решением начальника ОВМ ОМВД России по району Выхино-Жулебино г. Москвы от 11 января 2023 года в удовлетворении заявления отказано в связи с отсутствием согласия другого родителя на регистрацию ребёнка по новому месту жительства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств, свидетельствующих о том, что законный представитель "данные изъяты" Какориной Д.А. - Широкова Ю.О. обратилась с заявлением о регистрации дочери по новому месту жительства, а также о факте проживания ребёнка с матерью по адресу: "адрес".
С выводом суда согласился суд апелляционной инстанции, отметив, что в нарушение перечня документов, необходимых для совершения регистрационных действий в отношении "данные изъяты" граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста, предусмотренных Административным регламентом N 984, при обращении с заявлением о снятии "данные изъяты" с регистрационного учета, отцом "данные изъяты", паспорт второго родителя, её согласие на регистрационные действия в отношении "данные изъяты" дочери, не представлены.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, на обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оценив представленные по делу доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемыми действиями права и законные интересы административного истца не нарушены.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью выводов судов обеих инстанций не имеется, выводы судов исчерпывающе мотивированы в обжалуемых судебных актах, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречит нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию административного истца, изложенную в судебном заседании и апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами обеих инстанций при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы, изложенные в этих судебных актах.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену, решения и апелляционного определения по делу не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 12 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 04 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Какорина А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.