Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Корпачевой Е.С, Денисова Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 1 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 марта 2024 года по административному делу N 2а-1421/2024 по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным и отмене распоряжения о включении в реестр иностранных агентов, обязании исключить сведения из реестра.
Заслушав доклад судьи Корпачевой Е.С, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя Министерства юстиции Российской Федерации Московских В.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Покровский М.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 31 марта 2023 года N 401-р о включении в реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, возложить обязанность исключить его из указанного реестра.
В обоснование заявленных требований указал, что является российским певцом, композитором, автором песен, актером театра и кино, лидером рок-группы "Ногу свело!", телевизионным ведущим. Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 31 марта 2023 года N включен в реестр иностранных агентов.
Считает, что оспариваемое распоряжение является дискриминационным, попирает принцип равенства, нарушает право на неприкосновенность частной жизни, свободу слова и распространение информации, возлагает на административного истца дополнительные обязанности, что привело к невозможности осуществлять профессиональную деятельность. Ограничение прав обусловлено политической мотивацией.
Решением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 1 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 марта 2024 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции с делом 16 мая 2024 года, Покровский М.С. ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в судебных актах обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Приводит доводы о том, что административный ответчик не имел оснований для включения административного истца в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, и не доказал обоснованность принятого решения в судебном порядке.
Кроме того, полагает, что суды нижестоящих инстанций сделали неверный вывод об отсутствии нарушения права административного истца на неприкосновенность частной жизни, свободу слова, свободу выражения мнения.
Относительно доводов, изложенных в кассационной жалобе, административным ответчиком представлены возражения об их необоснованности и законности постановленных судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены в порядке, установленном главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определиларассмотреть дело при состоявшейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на них, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 названного Федерального закона.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ, под иностранным влиянием, указанным в части 1 статьи 1 данного Федерального закона, понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами; под поддержкой, указанной в части 1 указанной статьи, понимается предоставление лицу иностранным источником денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах.
В силу статьи 4 Федерального закона N 255-ФЗ под видами деятельности, указанными в его части 1 статьи 1 данного Федерального закона, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные указанной статьей (часть 1).
Под политической деятельностью понимается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, их решения и действия (часть 2).
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона N 255-ФЗ политическая деятельность осуществляется в следующих формах:
- участие в организации и проведении публичных мероприятий;
- в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведения публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
- участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении;
- за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
- публичные обращения к органам публичной власти, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов и лиц, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
- распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике;
- формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
- вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в деятельность, указанную в пунктах 1-5;
- финансирование деятельности, указанной в пунктах 1-6.
В целях учета иностранных агентов уполномоченным органом ведется реестр, который содержит сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) либо наименовании иностранного агента, информацию об основаниях его включения в реестр с указанием конкретных норм Федерального закона N 255-ФЗ, дату принятия решения уполномоченного органа о включении в реестр (часть 1 статьи 5 названного Федерального закона).
Уполномоченным органом в соответствии с Положением о государственном контроле за деятельностью иностранных агентов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2023 года N 18, Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2023 года N 10, является Министерство юстиции Российской Федерации.
Порядок включения в реестр предусмотрен статьей 7 Федерального закона N 255-ФЗ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 31 марта 2023 года в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" Министерством юстиции Российской Федерации принято распоряжение N о включении ФИО1 в реестр иностранных агентов.
5 апреля 2023 года Министерством юстиции Российской Федерации административному истцу направлено соответствующее уведомление.
Основанием для принятия оспариваемого распоряжения послужила информация, поступившая из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а также Главного управления по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с которой ФИО9, является певцом, композитором, автором песен, лидером рок-группы "Ногу свело!", с 2019 года проживает в городе Нью-Йорк, Соединенные Штаты.
ФИО8 распространяет/распространял недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике, специальной военной операции, возможности поддержки и осуществления финансовой помощи Украине, а также сообщения и материалы иностранных агентов, принимал участие в создании таковых на следующих ресурсах: интернет-источник, не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, "Nogu Svelo", "Telegram", "ВКонтакте", "YouTube", "Instagram", "Facebook".
Кроме того, зафиксированы факты участия ФИО1 в создании сообщений и материалов иностранных средств массовой информации, а также иностранных агентов на украинском "YouTube"-канале "FreeДом", "FreeДом: МНЕНИЯ", "FreeДом.Live", "Свiдок", "YHIAH", на иностранном "YouTube"-канале "Телеканал Дождь", включенном в реестр иностранных агентов, "СВОИ/ЧУЖИЕ ФИО10".
Разрешая спор по существу, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований, поскольку оспариваемое распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации принято полномочным государственным органом, в пределах своей компетенции; административный истец осуществлял политическую деятельность, участвуя в создании и распространении информации политического содержания, в интересах иностранного источника и под его влиянием.
Оснований не согласиться с указанными выводами судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на правильном применении приведенных выше положений действующего законодательства, а также в полной мере соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что включение ФИО1 в реестр иностранных агентов, влечет за собой дискриминацию его прав, в частности, на свободу слова, свободу выражения мнения; обусловлено политической мотивацией, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми были обоснованы административный иск, апелляционная жалоба и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Несогласие административного истца с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 1 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.